Проблема развития представлений о времени у детей дошкольного возраста в последнее время является достаточно актуальной. Несмотря на то, что жизнедеятельность детей изначально протекает во времени, представления о нем складываются у них достаточно поздно.
У многих детей, поступающих в школу, наблюдается недостаточный уровень развития представлений о временах года. Дошкольникам часто тяжело запомнить названия месяцев и времен года, трудно освоить такие понятия как «на рассвете», «сумерки».
Исходя из этого, было решено знакомить детей с подобными понятиями, начиная с раннего возраста.
С этой целью и был создан развивающий коврик «Времена года». Развивающий коврик – это комплексная развивающая игрушка, состоящая из различных игровых элементов. Он помогает развивать детям мелкую моторику, которая как мы знаем, напрямую связана с развитием речи.
Коврик выполнен на основе велкроткани. Это специальная ткань, которая похожа на мягкую сторону липучки, только тоньше и намного нежнее. Игровые элементы сшиты из фетра на липучках. Таким образом, они легко крепятся на велкроткани, не оставляя зацепок.
Развивающий коврик «Времена года» является очень функциональным и удобным в своём использовании. На нём можно заниматься с детьми, сидя за столом, сидя на полу, а также прикрепив коврик на доску.
Коврик разделён на 4 части в соответствии с временами года: зима, весна, лето и осень. На нём изображены предметы похожей формы (деревья, холмы), что облегчает восприятие для детей раннего возраста.
С помощью данного коврика можно проводить различные занятия: познавательное развитие (выпал белый снег – зимой; появились первые цветочки — весной; яблоки на деревьях, овощи на грядке и травка – летом; желтые листья и дождик – осенью и тд); элементарные математические представления (тучка одна – капелек много, большая сова – маленькая сова). Соответственно происходит и ознакомление с миром природы, дети учатся:
- узнавать домашних животных (собака, корова, коза, баран, кошка)
- узнавать диких животных (медведь, лиса, ёжик, белка, заяц)
- учить различать по внешнему виду овощи (морковь) и фрукты (яблоки)
- обращать внимание детей на сезонные изменения в природе.
Таким образом, можно проводить различные дидактические игры:
- «Чей домик?» (собака в конуре, белка в дупле, мишка в берлоге, утка в пруду и т.д.)
- «Кто и как говорит?» (корова «му-му», уточка «кря-кря», кошечка «мяу-мяу» и т.д.)
- «Найди пару» (птички, грибочки, яблоки и т.д.)
- «Собери одинаковые по цвету» (игра проводится с использованием разноцветных прямоугольников, на которые крепятся игровые элементы).
Дети с большим удовольствием и интересом участвуют на занятиях с ковриком «Времена года». Им очень нравится самостоятельно откреплять и прикреплять игровые элементы на липучках, водить собачку по цепи, ходить пальчиками по ее следам (логопедическая дорожка); крепить ёжику и белочке грибочки, листики и яблоки; высаживать морковь на грядку; будить медведя в берлоге; доставать зайку из-за пенька и т.д.
Такой яркий и интересный коврик, помогает сделать занятия для детей более познавательными и запоминающимися. Ведь именно игровая форма способствует наиболее эффективному обучению.
|