Данная статья главным образом предназначена для специалистов и педагогов, применяющих в работе приёмы мнемотехники. Речь пойдёт о детях с ОНР (общим недоразвитием речи), число которых увеличивается из года в год.
Под общим недоразвитием речи понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне при сохранных слухе и интеллекте.
В связи с этим специалисты постоянно находятся в поиске новых приёмов и технологий, которые сделают коррекционный процесс более результативным и интересным. Цель специалиста дошкольного учреждения – не только максимально приблизить ребёнка с ОНР к норме, но и минимизировать проблемы обучения в школе.
Чтение — один из базисных способов восприятия любой информации, овладение им во многом определяет успешность обучения. Проблема обучения детей дошкольного возраста с ОНР чтению имеет огромную общественную значимость и сопряжена с рядом психолого-педагогических сложностей. Понимание взаимосвязи между нарушением чтения и общим недоразвитием речи открывает пути к его предупреждению.
Скачать конспект
Ребенок с ОНР, в отличие от сверстника с развитием в норме, в первом классе ещё не готов к серьезной и осмысленной читательской деятельности. Хотя в это время неосознанное восприятие художественного текста у младших школьников заменяется художественно-аналитическим. В семь лет ребенок с развитием в норме начинает осознавать свои представления и переживания при чтении художественных произведений, осмысливать их содержание и форму, а главное в этом возрасте у него появляется способность наслаждаться художественным словом. Учащиеся с ОНР испытывают некоторые затруднения. Необходимо пробудить у них интерес к чтению, научить вчитываться в художественный текст, сформировать читательские умения. Для детей младшего школьного возраста с недоразвитием речи характерны нарушения выразительности чтения, отсутствие необходимых пауз, определенных знаками препинания, несоблюдение пауз в конце предложения, отрывистое или слитное чтение. Позднее к ним присоединяются трудности использования вопросительных и восклицательных интонаций, а в некоторых случаях, при отсутствии пауз на точки — интонации конца повествовательного предложения. Неправильное логическое ударение или его отсутствие. Отсутствие эмоционального отношения к читаемому. Помимо этого дети с ОНР имеют отличительные особенности в порождении речевого высказывания, которые проявляются в нарушении программирования высказывания, снижении речевой активности, нарушении связности и последовательности изложения предложения, а также в выраженной ситуативности и фрагментарности речи. Мотивация (желание), то есть потребность выразить, передать определенную информацию – это первый шаг к ключевому этапу порождения речевого высказывания – его программированию. У детей с ОНР отмечаются трудности мотивации. Поэтому очень важно, чтобы работа с детьми дошкольного возраста была направлена на формирование мотивации к чтению. Это создаст базу для продуктивной работы над всеми речевыми компонентами.
Мнемотехника – универсальный приём, который используется в коррекционной работе для решения многих задач и способствует активному взаимодействию специалистов и воспитателей дошкольного учреждения. В переводе с греческого мнемотехника означает «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать последовательность рассказа, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Мнемосхемы используются:
- для обогащения словарного запаса
- при обучении составлению рассказов
- при пересказах художественной литературы
- при отгадывании и загадывании загадок
- при заучивании стихов.
Овладение приемами мнемотехники помогает в развитии основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления и сокращает время обучения связной речи детей. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
Когда ребёнок овладел основами мнемотехники, научился составлять описательные рассказы и может графически изобразить то или иное действие или предмет, мы переходим к использованию мнемотехники в работе над художественными произведениями.
В качестве примера рассмотрим примерный алгоритм работы над рассказом Н.Носова «Живая шляпа».
На начальном этапе дети знакомятся с произведением. В процессе чтения проводится словарная работа. В работу берутся слова «комод», «шляпа», «клюшка», «бродяга», «треснуть».
Далее рассказ делится на смысловые части, к каждой из которых предлагается готовый символ (изображение). Проводится работа, направленная на понимание текста в форме «вопрос – ответ».
Затем дети пересказывают часть текста, соответствующую какому-либо изображению.
На следующем занятии детям предлагается самостоятельно нарисовать схему рассказа с возможностью использования своих символов.
В процессе работы над произведением целенаправленно ведётся работа над такими понятиями как «диалог» и «монолог», проводятся инсценировки диалогов по предварительно составленным схемам.
Используя приёмы мнемотехники в работе над художественным произведением, были отмечены следующие результаты:
- значительно возрастала речевая активность детей
- у детей совершенствовался лексико-грамматический строй речи
- совершенствовалась связная речь
- активно формировалась мотивация к чтению произведений и работе над ними
- формировалось умение программировать своё высказывание; дети обучаются логически правильно и последовательно пересказывать текст
- совершенствовались графомоторные навыки, дети с удовольствием работали карандашами, создавая схемы к рассказам; активно развивались творческие умения
- развивалась эмоциональная сфера детей, артистизм и навыки театрализованной деятельности
- значительно улучшилось интонационное оформление текста и выразительность речи детей.
Дети стали ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Они рисуют в воображении любые сюжеты, смеются и переживают прочитанное так ярко, что чувствуют себя участниками событий. И, конечно, нужно помнить о том, что книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.
Используемая литература:
- Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
- Пятибратова Н.В. Полисенсорная комбинаторная методика обучения чтению дошкольников с общим недоразвитием речи // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – М., 2011.
- Романова Э. Н., Данилова О. А., Ведерникова М. Л., Чернышева М. Н. Роль книги и чтения в жизни детей // Педагогическое мастерство: материалы V *Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. – С. 187-190.
- Челтыгмашева С. П. Особенности литературного развития учащихся с ОНР III уровня // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 745-748.
|