Сапарова Елена Николаевна. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми с общим недоразвитием речи

МБДОУ комбинированного вида № 271 Учитель-логопед Сапарова Е.Н. Воспитатель Дубова Т.Г.

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.

Подход к проблеме преодоления общего недоразвития речи предполагает комплексное планирование и реализацию логопедической работы с этими детьми.

 

Скачать презентацию

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОНР предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда и воспитателя.

Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова

Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса.

В основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей группы лежат следующие принципы:

  • принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса
  • принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса
  • принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями и детьми
  • принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса
  • принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе воспитания у них правильной речи

Формы совместной работы

  • совместное комплексно-тематическое планирование
  • обмен информацией, обсуждение достижений детей
  • личные контакты, беседы
  • консультирование педагогов по результатам диагностических исследований, консультирование по личностным затруднениям (чаще всего это вопросы, связанные с методами коррекции
  • практические семинары, медико – педагогические советы, открытые просмотры занятий (взаимные посещения логопед-воспитатель)
  • совместная подготовка ко всем детским праздникам, ведение совместной документации (тетради взаимодействия)
  • оформление методических копилок, памяток, родительского уголка
  • Функции логопеда:
  • формирование правильного речевого дыхания;
  • коррекция звукопроизношения;
  • совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза;
  • устранение недостатков слоговой структуры слова;
  • формирование послогового чтения;
  • отработка новых лексико-грамматических категорий;
  • обучение связной речи;
  • предупреждение нарушений письма и речи;
  • развитие психических функций.

Положительные результаты достигаются тесным сотрудничеством учителя-логопеда и воспитателей.

Функции воспитателя:

  • учет лексической темы при проведении всех занятий;
  • пополнение, уточнение и активизация словаря по лексической теме в процессе режимных моментов;
  • постоянное совершенствование артикуляции, общей моторики;
  • систематический контроль за правильностью речи (звуки, грамматика);
  • формирование связной речи;
  • закрепление навыков чтения и письма;
  • закрепление речевых навыков на инд. занятиях по заданию логопеда;
  • развитие понимания речи, памяти, мышления в игровых упражнениях.

Направления работы воспитателя в течение дня

  • развитие лексики (на занятиях воспитателя по ознакомлению с окружающим миром, художественной литературой, продуктивных видах деятельности)
  • развитие грамматического строя (индивидуальная работа по заданию логопеда);
  • развитие фонематической системы языка (индивидуальная работа по заданию логопеда, тетрадь для совместной работы воспитателей и логопеда);
  • развитие моторики

Во время одевания повторяются названия частей тела, предметов одежды, действий (надеть, завязать, завязать, застегнуть)

При воспитании культурно-гигиенических навыков также уточняем произношение, согласование слов

полотенце (мягкое, пушистое, разноцветное, махровое и т.д.);

мыло (душистое, ароматное, скользкое и т.д);

В процессе самообслуживания

  • повторяются названия постельных принадлежностей;
  • из чего сделаны:
  • подушка (мягкая, пуховая, теплая,);
  • одеяло (ватное, шерстяное, теплое, легкое, приятное).

При организации питания

  • названия приготовленных блюд, из каких продуктов приготовлено блюдо, их вкусовые качества (яблочный компот, суп гороховый, запеканка творожная и т.д.).

Во время одевания на прогулку

  • закрепляет название верхней одежды, обуви и ее сезонное назначение;
  • цвет и разнообразие материала из которого изготовлена одежда, обувь (шапка меховая, шерстяная;
  • сапоги резиновые, кожаные, валенные и др.).

Работа по обогащению словаря проводится и на прогулках

  • экскурсии за пределы детского сада (парикмахерскую, магазин, библиотеку);
  • целевые прогулки (наблюдения за транспортом, строительством дома и т.д.);
  • прогулки — походы;
  • наблюдения (за живой и неживой природой, трудом взрослых).

Во время утренней гимнастики и гимнастики после дневного сна

  • закрепление временных представлений (части суток, месяц и времена года, ориентировка в пространстве);
  • эталоны цвета, формы, размера;
  • обогащение словарного запаса качественными прилагательными и др.;

Во время руководства игровой деятельностью

вовлечение детей диалог, где решаются все задачи по развитию речи: ( «Во что будешь играть? Кем будешь? Что тебе нужно для игры?», Что будешь делать?»);

( «Дайте мне, пожалуйста, машину»; «Какая машина»; «Железная, грузовая, пластмассовая, зеленая…» и др.);

В процессе трудовой деятельности

отрабатываются глаголы с приставками (собери, разложи, отбери, принеси, вымой и т.д.);

закрепляются пространственные понятия ( «положи на коробку», «поставь машину на нижнюю полку»);

закрепляется употребление предлогов и др.

Во время дежурства

закрепляется название различной посуды;

материал из которого она сделана (поднос пластмассовый, тарелка керамическая);

планирование деятельности с речевым сопровождением во время сервировки столов.

Дидактические игры

  • на развитие фонематического слуха,
  • воспитание звуковой культуры речи,
  • обогащение словаря,
  • формирование грамматического строя речи;
  • развитие связной речи;
  • обучение грамоте и многое др.

Физкультминутки

  • формирование связной речи;
  • системный контроль над грамматической правильностью речи детей;
  • пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме;
  • совершенствование, тонкой и общей моторики

Сравнительные результаты показателей речевого развития детей с ОНР (2014-2015 уч. год)

Успешное преодоление речевого недоразвития возможно при условии:

  • тесной взаимосвязи логопеда и воспитателя;
  • единство требований, предъявляемых детям;
  • совместное лексико-тематическое планирования работы;
  • формирование единого речевого режима (правильная речь сотрудников, создание условий для расширения речевой активности детей, создание коррекционно-развивающей речевой среды).

Спасибо за внимание!

Просмотров: 416
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Намм Инна Викторовна. Опыт работы учителя-логопеда по теме: «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей с ФФН в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
  • Немна Светлана Александровна. Инновационные технологии в системе работы учителя-логопеда по преодолению общего недоразвития речи.
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Герасимова Татьяна Дмитриевна. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями дошкольного образовательного учреждения в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Кухарева Ольга Анатольевна. Приобщение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к чтению с использованием приемов мнемотехники (из опыта работы учителя-логопеда)
  • Шамсудинова М.П., Володина Е.А., Матвеева Т.А.. ОПЫТ РАБОТЫ «Взаимодействие учителя — логопеда и воспитателей как эффективная форма коррекционно — развивающей работы в группе комбинированной направленности»
  • Шипунова Римма Раисовна. «Преемственность учителя-логопеда и воспитателя группы в работе по формированию лексико-грамматических представлений дошкольников»
  • Чагина Мария Николаевна. Малыш начинает говорить. Раннее развитие речи детей. Советы логопеда.
  • Гусенкова Татьяна Ермахановна. Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОВЗ в процессе ознакомления с трудом железнодорожников.
  • Гарифуллина Ляйсан Камиловна. СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА «РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»
  • Анна Агеева. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (развитие связной речи) по теме «Разговор о маме» с детьми предшкольного возраста
  • Ившина Елена Николаевна. Сотрудничество учителя-логопеда с семьей, как одно из условий успешной коррекционной деятельности с детьми, имеющими нарушения речи
  • Юлия Геннадьевна Косолапова. Перспективно-тематический план работы учителя-логопеда по развитию диалогической речи детей дошкольного возраста, используя нетрадиционные методы и приемы
  • Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна. Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»
  • Щендрыгина Ольга Евгеньевна. Конспект НОД по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по лексической теме «Одежда» — «Путешествие с Лесными зверьми и Совой»
  • Светлана Анисимова. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями по обучению грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями речи
  • Беленогова Светлана Алексеевна. «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста посредством описательного рассказа»
  • Щербакова Наталья Сергеевна Сорокина Анастасия Александровна Килина Ирина Юрьевна. Использование интерактивной папки в совместной работе учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей деятельности с воспитанниками с интеллектуал
  • Киреева Елена Геннадьевна, Дудина Елена Михайловна. ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Хохлова Елена Юрьевна. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие»
  • Татьяна Новожилова. Презентация. Методическая разработка. Тема: «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
  • Большакова Елена Анатольевна. План по самообразованию воспитателя Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)
  • Бойчук Светлана Владимировна. Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
  • Устян Елена Борисовна. Конспект НОД. Коммуникация (развитие речи). Интегрированное занятие. Тема: Закрепление использования детьми в речи притяжательных прилагательных.
  • Перетягина Татьяна Николаевна. Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в ходе режимных моментов.
  • Бояринцева А. В.. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ СКАЗКОТЕРАПИЮ
  • Жантимирова Динара Кинесовна. «Использование натуральных материалов как средство развития речи в работе учителя – логопеда»
  • Юлия Грабельникова. Опыт работы по теме: «Развитие речи в процессе ознакомления с окружающим»
  • Синько Алла Анатольевна. Применение многофункционального интерактивного пособия Говорящая Ручка «Знаток» для совершенствования коррекционно образовательного процесса учителя-логопеда ДОУ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь