Немна Светлана Александровна. Инновационные технологии в системе работы учителя-логопеда по преодолению общего недоразвития речи.

Инновационные технологии в системе работы учителя-логопеда по преодолению общего недоразвития речи.

С.А. Немна,

учитель-логопед МДОУ «Детский сад №6 п.Новосадовый Белгородского района, Белгородской области»

Дети с общим недоразвитием речи помимо нарушений всех компонентов речевой системы зачастую имеют трудности усвоения двигательных программ, а также в общей и мелкой моторике отмечаются моторная неловкость и трудности переключений движений.

В моей работе как учителя-логопеда в дошкольном учреждении в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи эта проблема очень актуальна. Дошкольники с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, путают последовательность элементов действия, пропускают его составные части. Отмечается в моторике так же и недостаточная координация пальцев и кистей рук, обнаруживается замедленность действий и застревания на одной позе.

 

Скачачать конспект

Чтобы развить двигательные и координационные навыки мною в работе с детьми с подобными нарушениями используется технология изоритмики. Изоритмика – это целый комплекс игровых упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук, которые сопровождаются проговариванием соответствующих рисунку стихотворных четверостиший. При этом очень важно, чтобы речь и движение пальцев рук совпадали.

Связь речи и мелкой моторики исследовали М.М. Кольцова и ее последовательница М.И. Рузина. Они выяснили, что центры головного мозга, отвечающие за речевые функции, связаны с рукой, а движения пальцами посылают определенные импульсы в соответствующие речевые зоны. Также отмечено ими, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка.

Поэтому, если постоянно заниматься изоритмикой, действуя на мелкую моторику рук и одновременно ритмично проговаривать небольшие четверостишия, то мы будем воздействовать непосредственно на зоны коры головного мозга, отвечающих за развитие речи и слухового восприятия ребенка.

Использование технологии изоритмики в коррекционно-развивающей работе с детьми предполагает формирование навыков ориентировки на листе бумаги, закрепления представлений о форме, цвете, величине предметов; развитие произвольного внимания, речеслуховой памяти, абстрактного мышления, творческого воображения, а также мелкой моторики пальцев рук, что в итоге способствует развитию связной речи детей.

Изоритмические игровые упражнения можно использовать и в песочной терапии, используя различные палочки и приспособления для рисования различных предметов на мокром песке.

Начинаем учить рисовать детей самые простые предметы, проговаривая каждое движение руки. Это может быть круг, квадрат, солнышко, елочка и т.п. Если рисунок не получается, то можно легко его удалить при помощи ластика и маркерная доска снова чистая. Можно начинать снова.

Примеры для рисования:

«Ёлочка»

Сверху вниз ведём отрезок,

Ставим, ставим точечки.

И от точек влево, вправо

Мы проводим чёрточки.

«Облачко»

Вот твоя рука в тетрадке

Плавно линию ведет,

Закругляет, поднимает.

Раз – и облачко плывёт!

«Солнце»

Круг рисуем, раз, два, три.

Очень круглый, погляди.

А от круга, а от круга

Много линий проведёшь.

Их лучами называют.

Что получилось – узнаёшь?

«Кошелёк»

Вот квадрат у нас готов,

Он красивый, нету слов.

Вверх ведём полуовал.

Вот и кошелёчек стал!

Затем рисуем более сложные предметы, например:

«Кораблик»

Мы волну рисуем смело,

Потом две линии умело.

Палубу для корабля,

Ну и мачта, чтоб была.

Паруса – вот тут и там.

Мчит кораблик по волнам.

«Дом»

Стены, крышу и окно

Не рисовали мы давно.

Карандаш сейчас возьмём,

Домик рисовать начнём.

Вниз, направо, вверх, налево

Карандаш ведём мы смело.

Два отрезка – вот и крыша,

Внутри окно — и домик вышел.

«Грибок»

Нарисуем пол кружочка -

Это шляпа у грибочка.

И овал внизу для ножки.

Гриб наш вырос у дорожки

«Шарик»

Чтобы шарик очень круглый

Никуда не улетел:

Ниточку к нему рисуем,

Сами на него подуем.

«Цветок»

Пять рисуем мы овалов,

А кружок у нас внутри.

Стебелёк спускаем ниже.

Вот цветочек наш – смотри!

«Поросенок»

Мы рисуем круг большой,

И внутри он не пустой.

Мордашка поросенка там

Он хвостиком помашет нам.

Опыт работы с детьми показал, что использование изоритмики дает положительные результаты. Дети чувствуют себя более успешными, психическое напряжение исчезает, и появляется эмоциональное спокойствие. В общей и мелкой моторике отмечаются значительные улучшения моторных навыков, координации. Улучшается у детей и звуковая сторона речи по средством постоянного проговаривания речевого материала. Также отмечено улучшение в запоминании небольших стихов, а значит, развивается и слуховая память.

Просмотров: 551
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Титаренко Нина Александровна. «Нетрадиционные техники рисования в коррекции нарушений мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи»
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Студеникина Яна Николаевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями.
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Наталия Седельникова. Развитие мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность (из опыта работы)
  • Сапарова Елена Николаевна. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми с общим недоразвитием речи
  • Хасанзянова Люция Накифовна. Консультации для воспитателей Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Яшнова Рабия Арслановна. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Никитенко Елена Владимировна. Проект 'Мир на кончиках пальцев', направленный на развитие мелкой моторики
  • Гальцева Наталья Анатольевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
  • Чемекова Надежда Михайловна. Родительское собрание 'Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей'
  • Курманова Злата Вячеславовна. Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Лариса Александровна Гуничева. Развитие мелкой моторики и ее влияние на развитие речи.
  • Намм Инна Викторовна. Опыт работы учителя-логопеда по теме: «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей с ФФН в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
  • Наталья Александровна Ладыгина. Использование дидактических игр в работе с детьми с общим недоразвитием речи
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Бражникова Алла Валериевна. Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи и памяти детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях реализации ФГОС ДО.
  • Бояринцева А. В.. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ СКАЗКОТЕРАПИЮ
  • Герасимова Татьяна Дмитриевна. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями дошкольного образовательного учреждения в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
  • Исмагилова Инна Борисовна. Использование народных игр в работе с детьми с общим недоразвитием речи
  • Киреева Елена Геннадьевна, Дудина Елена Михайловна. ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Леонова Наталья Юрьевна. Развитие речи дошкольников через формирование мелкой моторики «Умелые пальчики»
  • Алена Ильинична Зюзина. Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Васильева Ирина Леонидовна. Презентация 'Использование ковролинографа в работе с детьми с общим недоразвитием речи'
  • Пурзикова Елена Владимировна. Кружок по развитию речи детей и укреплению мелкой моторики рук «Говорящие пальчики»
  • Лисенкова Светлана Александровна. ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
  • Ноздрина Инна Евгеньевна. Использование Лего – технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь