С.А. Немна,
учитель-логопед МДОУ «Детский сад №6 п.Новосадовый Белгородского района, Белгородской области»
Дети с общим недоразвитием речи помимо нарушений всех компонентов речевой системы зачастую имеют трудности усвоения двигательных программ, а также в общей и мелкой моторике отмечаются моторная неловкость и трудности переключений движений.
В моей работе как учителя-логопеда в дошкольном учреждении в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи эта проблема очень актуальна. Дошкольники с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, путают последовательность элементов действия, пропускают его составные части. Отмечается в моторике так же и недостаточная координация пальцев и кистей рук, обнаруживается замедленность действий и застревания на одной позе.
Скачачать конспект
Чтобы развить двигательные и координационные навыки мною в работе с детьми с подобными нарушениями используется технология изоритмики. Изоритмика – это целый комплекс игровых упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук, которые сопровождаются проговариванием соответствующих рисунку стихотворных четверостиший. При этом очень важно, чтобы речь и движение пальцев рук совпадали.
Связь речи и мелкой моторики исследовали М.М. Кольцова и ее последовательница М.И. Рузина. Они выяснили, что центры головного мозга, отвечающие за речевые функции, связаны с рукой, а движения пальцами посылают определенные импульсы в соответствующие речевые зоны. Также отмечено ими, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка.
Поэтому, если постоянно заниматься изоритмикой, действуя на мелкую моторику рук и одновременно ритмично проговаривать небольшие четверостишия, то мы будем воздействовать непосредственно на зоны коры головного мозга, отвечающих за развитие речи и слухового восприятия ребенка.
Использование технологии изоритмики в коррекционно-развивающей работе с детьми предполагает формирование навыков ориентировки на листе бумаги, закрепления представлений о форме, цвете, величине предметов; развитие произвольного внимания, речеслуховой памяти, абстрактного мышления, творческого воображения, а также мелкой моторики пальцев рук, что в итоге способствует развитию связной речи детей.
Изоритмические игровые упражнения можно использовать и в песочной терапии, используя различные палочки и приспособления для рисования различных предметов на мокром песке.
Начинаем учить рисовать детей самые простые предметы, проговаривая каждое движение руки. Это может быть круг, квадрат, солнышко, елочка и т.п. Если рисунок не получается, то можно легко его удалить при помощи ластика и маркерная доска снова чистая. Можно начинать снова.
Примеры для рисования:
«Ёлочка»
Сверху вниз ведём отрезок,
Ставим, ставим точечки.
И от точек влево, вправо
Мы проводим чёрточки.
«Облачко»
Вот твоя рука в тетрадке
Плавно линию ведет,
Закругляет, поднимает.
Раз – и облачко плывёт!
«Солнце»
Круг рисуем, раз, два, три.
Очень круглый, погляди.
А от круга, а от круга
Много линий проведёшь.
Их лучами называют.
Что получилось – узнаёшь?
«Кошелёк»
Вот квадрат у нас готов,
Он красивый, нету слов.
Вверх ведём полуовал.
Вот и кошелёчек стал!
Затем рисуем более сложные предметы, например:
«Кораблик»
Мы волну рисуем смело,
Потом две линии умело.
Палубу для корабля,
Ну и мачта, чтоб была.
Паруса – вот тут и там.
Мчит кораблик по волнам.
«Дом»
Стены, крышу и окно
Не рисовали мы давно.
Карандаш сейчас возьмём,
Домик рисовать начнём.
Вниз, направо, вверх, налево
Карандаш ведём мы смело.
Два отрезка – вот и крыша,
Внутри окно — и домик вышел.
«Грибок»
Нарисуем пол кружочка -
Это шляпа у грибочка.
И овал внизу для ножки.
Гриб наш вырос у дорожки
«Шарик»
Чтобы шарик очень круглый
Никуда не улетел:
Ниточку к нему рисуем,
Сами на него подуем.
«Цветок»
Пять рисуем мы овалов,
А кружок у нас внутри.
Стебелёк спускаем ниже.
Вот цветочек наш – смотри!
«Поросенок»
Мы рисуем круг большой,
И внутри он не пустой.
Мордашка поросенка там
Он хвостиком помашет нам.
Опыт работы с детьми показал, что использование изоритмики дает положительные результаты. Дети чувствуют себя более успешными, психическое напряжение исчезает, и появляется эмоциональное спокойствие. В общей и мелкой моторике отмечаются значительные улучшения моторных навыков, координации. Улучшается у детей и звуковая сторона речи по средством постоянного проговаривания речевого материала. Также отмечено улучшение в запоминании небольших стихов, а значит, развивается и слуховая память.
|