Подготовили:
- Учитель-логопед Шамсудинова М.П.
- Воспитатели: Володина Е.А., Матвеева Т.А.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 38 «Сказка»
Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения.
Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе комбинированной направленности во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов. И, прежде всего, учителя-логопеда и воспитателей.
Скачать презентацию
Логопед формирует первичные речевые навыки у детей, а воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.
Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы;
оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении;
совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов,
еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям1.
Эти задания логопед оформляет в тетради взаимодействия, т.е. определенный план на неделю.
В планах взаимодействия воспитателей логопед указывает лексическую тему на неделю, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи, направления коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, коррекции развития которых воспитатели в данный отрезок времени должны уделить особое внимание в первую очередь.
Еженедельные задания логопеда воспитателю включают в себя следующие разделы:
- логопедические пятиминутки;
- подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
- индивидуальная работа;
- рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.
Логопедические пятиминутки служат для логопедизации совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, развитию фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Пятиминутки на неделю обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы. Логопед не только дает рекомендации по проведению пятиминуток, но в некоторых случаях и предоставляет материалы и пособия для их проведения.
Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика2 служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова.
Планируя индивидуальную работу воспитателей с детьми, логопед рекомендует им занятия с детьми (3-6) в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего, логопеды рекомендуют индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков.
Зная, какие трудности испытывают воспитатели при подборе наглядно-дидактических и литературных материалов, как сложно им учесть особенности общего и речевого развития детей с речевой патологией, логопед как правило, составляет примерный перечень художественной литературы и иллюстративного материала,
рекомендуемых для каждой недели работы3.
- Совместная коррекционная работа предусматривает решение следующих задач развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия
- совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики
- закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков, дифференциация звуков
- работа по закреплению слоговой структуры слова и его звук наполняемости
- закрепление, уточнение и активизация материала по изучаемой лексической теме
- закрепление сформированных логопедом грамматических категорий
- формирование диалогической и монологической форм связной речи
- закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза
- формирование графических навыков
- развитие памяти, внимания, мышления.
К примеру, предыдущая тема недели была «Посуда». Речевой центр максимально насыщен материалом по данной лексической теме.
В каждой лексической теме еженедельно мы придерживаемся следующих коррекционных направлений:
- Общеукрепляющая артикуляционная гимнастика со всеми детьми и индивидуально;
- Самомассаж, упражнения биоэнергопластики, мимические упражнения;
- Дыхательная гимнастика, голосовые упражнения развивающие интонационную выразительность речи;
- Развитие общей моторики, координация речи с движениями;
- Мелкая моторика, сюда входит:
- пальчиковая гимнастика
- работа с палочками
- обводка
- штриховка
- графомоторные навыки.
6. Развитие психических процессов – зрительное и слуховое внимание, память, мышление
Сюда входят: Игры- упражнения: «Найди отличия», «Лабиринты», «Наложенные контуры».
Дид. игры: «Какое слово не подходит?» н-р: самовар, самовал, самовар, самовар; ложка, ложка, ложка, лодка (развитие слухового внимания)
«Четвертый лишний», «Что изменилось?» (развитие зрительное внимание)
7. Развитие фонематического слуха
- отстучать ритмы (Журавль стучит по тарелке клювом)
- деление слов на слоги
- подготовка к обучению грамоте (по заданию логопеда определенную букву на неделю, лепим из пластилина, выкладываем из палочек, узнаем на ощупь, раскрашиваем, заштриховываем, вырезаем по контуру, выполняем звуковой анализ слогов, слов, предложений.
Специальные индивидуальные пеналы в которых символы звуков, слов, предлогов, предложений.
8. Развитие словаря, грамматического строя речи, связной речи.
Дети называют предметы посуды, из каких частей состоит посуда, называют незнакомые части н-р: носик, дно, стенки, делят ее на группы (столовая, чайная, кухонная). Логопед проводит подгрупповые занятия, а мы (воспитатели) их закрепляем.
Развитие грамматического строя речи, отрабатываем приставочные глаголы (мальчик наливает воду; мальчик выливает воду; мальчик переливает воду.)
Закрепляем глаголы совершенного и несовершенного видов (девочка ставит чайник; девочка поставила чайник)
Дид. игра «Один – много» — образование существительного ед. и мн. числа (ложка – ложки; чашка – чашки и тд.)
«Назови ласково» — словообразование существительных с уменьшительно – ласкательным суффексом (стакан – стаканчик, стаканчики; кастрюля – кастрюлька, кастрюльки)
Составление описательного рассказа по мнемотаблице и составление рассказа по серии сюжетных картинок из 2, из 5 учитывая индивидуальные способности детей.
Во второй половине дня осуществляется в основном индивидуальная работа воспитателя с детьми. Очень важно, чтобы для ребенка прозвучала положительная оценка и уверенность, что завтра получится ещё лучше. Далее воспитатель в тетради пишет краткий учет работы, отмечает, кому из детей и что не удалось, у кого задание хорошо получилось.
Мы сейчас на слайдах представили многофункциональное «Чудо – дерево», его крона перелистывается как книга, что очень удобно, сразу можно разместить сюжетные и предметные картинки, схемы, мнемотаблицы и прочее, просто по мере необходимости нужно перелистнуть «страницу».
|