Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе на тему: «Автоматизация звуков [Р], [Р"] в связной речи по лексической теме «Весна»
Цель:
Закрепить правильное произношение звуков [Р], [Р"] в связной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные
- Уточнять, расширять словарный запас детей по теме «Весна»;
- Развивать умение согласовывать существительные с качественными прилагательными;
- Развивать умение согласовывать члены предложения в роде, числе и падеже.
Коррекционно-развивающие;
- Развитие артикуляции, общей и мелкой моторики;
- Развитие слухового внимания;
- Развитие фонематического внимания и восприятия близких по звучанию слогов, слов;
- Развитие умения отвечать полным предложением;
- Развитие общих речевых навыков.
Коррекционно-воспитательные
- Развитие навыков речевой активности, умения слушать педагога, друг друга.
Ход занятия
1. Артикуляционная гимнастика
Мы расселись по порядку,
Дружно сделаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими язычками!
2. Сообщение темы занятия
Загадка о весне
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает?
Иллюстрация времени года весна. Пояснение к иллюстрации.
Первый весенний месяц – март. Раньше в народе его называли капельник: «Март – капельник» (иллюстрация капели).
Как вы думаете, почему? (полным ответом)
В марте появляются первые проталины (иллюстрация). Как вы думаете, почему они так называются?
В конце марта появляются первоцветы (иллюстрация). Как думаете, почему эти цветы называют первоцветами?
Что ещё мы можем увидеть весной?
Дети отгадывают загадки, определяют, какой общий звук есть во всех словах-ответах.
Полюбуйся, что за фокус?
Из-под снега вылез… (крокус)
На шесте — дворец,
Во дворце – певец.
Кто это?.... (скворец)
Он на улице живёт,
Листья осенью несёт,
А зимой несёт снежинки,
Иногда весной – дождинки,
Летом, если он подует –
С головы панамку сдует… (ветер)
По весенней чёрной пашне
Кто-то ходит строг и важен
Прыгнет, крыльями помашет –
Крылья чёрные – как сажа.
Не отмыть её, хоть плачь,
Имя этой птицы — … (грач)
Из-под снега побежал,
Заворчал и зажурчал,
Я кораблик смастерю
И ему я подарю.
В блеске солнечных лучей
Унесёт его… (ручей)
3. Слоговая разминка
Ра-ра-ра – начинается игра
Ры-ры-ры – разноцветные шары
Ро-ро-ро – новое ведро
Ру-ру-ру – ягод наберу
Ре-ре-ре – стоит домик на горе
Ри-ри-ри – на ветках снегири
Арь-арь-арь – на стене висит фонарь
4. Задание «Определи место звуков [Р], [ Р"] в слове»
Детям раздаются конверты с карточками: радуга, грач, проталина, ручеёк, кораблик, верба, речка, берёза, скворец.
5. Замени первый звук в слове на звук [Р]; замени звук, стоящий посередине на звук [Р] (игра с мячом)
Козы
Хобот
Мама
Кот
Маска
Кошка
Печка
Малина
6. «Рифмовки-путаницы». Найди ошибку и назови правильный вариант.
По пашне ходит чёрный врач
Больного лечит добрый грач.
Забивают в стенку гроздь
Винограда съем я гвоздь.
У слона есть длинный робот,
Помогает людям хобот.
Родня верблюду – лохматая рама
Украсит картину красивая лама.
Без хлеба будет город
Томск – красивый голод. (И. Д. Агеева)
7. «Какой? Какая? Какое? Какие?»
Лёд (какой?) хрупкий, прозрачный;
Ручьи (какие?) быстрые, журчащие;
Проталины (какие?) чёрные;
Солнце (какое?) яркое;
Настроение (какое?) радостное, хорошее.
8. Найди ошибку в утверждении, составь правильное предложение
- Ярко светит солнце, потому что лёд на реках, прудах и озёрах покрывается трещинами.
- Пригревает солнышко, потому что таят сосульки.
- Наступила весенняя пора, потому что почки на деревьях набухли и раскрываются.
- Наступила весна, потому что птицы возвращаются из тёплых краёв.
- Тепло стало на улице, потому что зеленеет и ковром покрывает землю трава.
- Наступили весенние дни, потому что люди скоро начнут работу на огородах.
- Наступили весенние дни, потому что появились первые весенние цветы – первоцветы.
9. Заключение
За правильно составленное предложение дети получают цветную фишку, по которой затем выбирают кораблик и делают совместную аппликацию. Глядя на получившуюся аппликацию, подводится итог по приметам весны.
|