Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы на тему: «Дифференциация звуков [С]-[С"]»
Цель: научить дифференцировать звуки [С]-[С"] в словах.
Задачи:
- Автоматизация поставленных звуков
- Совершенствование уровня развития фонематических процессов
- Закрепление понятий: «звук», «слог», «буква», «слово», «гласный звук», «согласный звук», «твердый/мягкий звук», «глухой/звонкий звук», «ударение»
- Предупреждение проявлений типичных ошибок чтения и письма
- Закрепление навыка определения места звука в слове
- Совершенствование навыка слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза слов
- Закрепление образа буквы С
- Развитие мелкой, артикуляционной, общей моторики
- Развитие логического мышления и памяти.
Оборудование:
Индивидуальные зеркала, простые карандаши, цветные карандаши (красные, синие, зеленые), картинки на звуки [С] – [С"] из пособия Ткаченко Т.А. «Логопедическое лото в картинках»; картотека артикул. упражнений; приложения А, Б, В, Г (послед. по кол-ву детей); карточка с буквой С или магнитная буква.
Ход занятия
1. Орг. момент.
Логопед: «Здравствуйте дети! Сегодня к Вам на занятие пришли гости, 2 девочки: Соня и Сима. Они пришли не просто так, они хотят с вами поиграть. Какой первый звук в имени Соня?».
Дети: «Звук [С]».
Логопед: «Верно! А в имени Сима?»
Дети: «Звук [С"]».
Логопед: «Молодцы! Девочки хотят, чтобы вы сегодня поиграли с этими звуками в разные игры и научились их различать!».
2. Артикуляционная гимнастика и автоматизация поставленных звуков.
Логопед: «Но сначала нам нужно подготовить наши язычки и щёчки, и, конечно, потренировать звуки, которые Вы научились произносить».
(Используется основной комплекс артикул. упр-й; потешки и чистоговорки на звуки, поставленные у детей).
3. Основная часть занятия.
Логопед: «Теперь мы готовы для занятия. Давайте произнесём все вместе звуки [С] и [С"] и посмотрим в зеркала. Что у нас происходит с губками? Зубами? Где находится язычок?».
Дети: «Губы в улыбке, зубы сближены, язык за нижними зубами».
Логопед: «Верно! В зеркале мы видим, что ничего не меняется, хотя это разные звуки. Давайте полностью расскажем о них по нашей схеме.
Сначала возьмем звук Сони – [С]. Он гласный или согласный и почему?».
Дети: «Согласный, т.к. произносится с преградой».
Логопед: «Верно. Глухой или звонкий? Работает голос, как «барабанчик» или нет?».
Дети: «Глухой, т.к. голосок спит».
Логопед: «Молодцы! Твёрдый, как пенёк или мягкий, как подушка?».
Дети: «Твердый».
Логопед: «Верно! Звук [C] – согласный, глухой, твердый звук. А теперь расскажем о звуке Симы – [С"]».
Дети: «Звук [С"] – согласный, глухой, мягкий».
Логопед: «С этим заданием мы справились! Наши гости довольны!».
Дифференциация звуков с помощью пособия «Звуковые домики»
Логопед: «Посмотрите на эти домики. Как вы думаете – кто из девочек живет в синем домике? А кто в зеленом?».
Дети: «В синем – Соня, а в зеленом – Сима».
Логопед: «Почему? Подскажу вам – по первым звукам это легко объяснить».
Дети: «Так как в имени Сони первый звук [С] – твердый, в схемах обозначается синим цветом; а в имени Симы первый звук [С"] – мягкий, в схемах обозначается зеленым цветом».
Логопед: «Молодцы! А теперь мы будем «расселять» наши картинки по домикам (пособие Ткаченко Т.А.). Умницы! А теперь мы немножко отдохнём».
Физминутка
Покачайтесь, покружитесь Встаньте на носок, на пятку. Потянитесь, распрямитесь, Поскачите-ка в присядку. Пошагайте, пошагайте. Глубоко теперь вдохните, Приседайте, приседайте! Сядьте тихо, отдохните!
Работа с раздаточным материалом
Логопед: «Теперь мы готовы выполнить следующее задание наших гостей. Возьмите по листочку». (Выдается каждому ребенку на листе А4).
Выполняем задания:
- Обведите картинки, которые начинаются на звук [С].
- Определите место звука [С] в названии картинок. Соедини рисунок с нужной схемой.
- Напишите несколько букв С. Какие звуки она обозначает на письме?
- Под картинками нарисованы квадраты. Раскрасьте один квадрат синим карандашом, а другой зеленым. Какие звуки обозначаем синим цветом? А зеленым?
- В названиях нарисованных предметов «спрятались» звуки [С] –[С"]. Определите, в каких словах какой слышится звук и соедини с нужным квадратиком.
- Возле каждого предмета нарисована полоска — схема слова. Разделите слова на слоги и покажите это на схеме. Поставьте ударение. Сколько слогов в словах?
- Под схемой слов «серьги» и «сумка» пишем звуковые схемы слов с помощью цветных карандашей».
- Итог занятия
Логопед: «Наше занятие подошло к концу. Кто приходил к нам сегодня в гости?»
Дети: «Соня и Сима».
Логопед: «Какие звуки они нам помогли различать?»
Дети: «Звуки [С] – [С"]».
Логопед: «Правильно! Не путайте эти звуки. Они похожи, но они разные. До свидания!».
Список использованной литературы
- Бурдина С.В. Логопедические тетради на разные звуки. — Киров: ИП Бурдина, 2013
- Комарова Л.А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях. Альбомы для дошкольника. – М.: ГНОМ и Д, 2007
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в группе для детей с ФФН. 2 период. Пособие для логопедов. — 2-е изд. -М.: ГНОМ и Д,2001.
- Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей подготовительной логогруппы. Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
- Ткаченко Т.А. Логопедическое лото в картинках. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2013.
- Соловьева Н.В. Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи. — М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Старинина В.Р., Гутенева А.В. Грамотный дошкольник. – М.: Национальный книжный центр, 2015
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В.. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. -М.: ГНОМ и Д, 2000
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. — М.Просвещение, 2010.
|