На фоне активного реформирования системы дошкольного образования значительно возросла актуальность подготовки детей с речевыми нарушениями к школе. Ведь именно правильная речь является показателем готовности дошкольников к обучению письменной речи, залогом их успешного обучения. Поэтому, развитию интеллектуальной и речевой сферы детей уделяется достаточное внимание, и кажется, препятствий к усвоению ими грамоты не существует. Однако, в процессе подготовки дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению грамоте, мы сталкиваемся с определенными трудностями. А именно:
- недостатки произношения и различения звуков
- искажение слоговой структуры слова
- взаимные замены акустически и артикуляционно близких звуков
- пропуски гласных и согласных в их стечении
- трудности слияния звуков в слоги и слова
- побуквенное чтение.
В чем же их причины?
На первый взгляд к таковым можно отнести педагогическую и социальную запущенность, отсутствие желания заниматься, трудности в поведении, сниженное внимание, память. Но все, же практика работы с детьми-логопатами показывает, что основная причина подобного явления – это то, что дошкольники недостаточно владеют навыками анализа звукового состава слова. Поэтому следует обучить их этим навыкам. Для правильного звукового анализа необходимо:
- во-первых, уметь выделить звук из слов, обобщить выделенный звук в устойчивую фонему на основе его слухопроизносительной дифференциации
- во-вторых, представить звуковой состав слова в целом, а затем, анализируя его, выделить звуки, сохраняя их последовательность и количество в слове.
Известно, что звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии, которое является первой ступенью в поступательном движении к овладению грамотой. В свою очередь, развитие фонематического восприятия невозможно без правильного звукопроизношения, которое взаимосвязано и взаимообусловлено с развитием дыхания и моторики. Следовательно, прежде чем обучить детей с общим недоразвитием речи анализу звукового состава слова, необходимо подготовить их к этому.
Какой же дошкольный возраст является наиболее эффективным для начала подготовительной работы по формированию навыков звукового анализа слов?
Дети с общим недоразвитием речи составляют сложную неоднородную группу по тяжести проявления дефекта. Поэтому нуждаются в том, чтобы коррекционно-подготовительное воздействие было начато как можно раньше. Практическая деятельность с младшими дошкольниками указывает на возможность начала специальной коррекционно-подготовительной работы уже со второй младшей группы.
Каким же образом?
Анализ работы по формированию фонематического восприятия; развитию речевой, общей, мелкой моторики; развитию дыхания определил, что если объединить вышеназванные разделы в единое целое, то все это представит подготовительный этап формирования навыков звукового анализа слова. Но этого недостаточно. Необходим маленький связующий толчок, способствующий полноценной работе над составляющими элементами подготовительного этапа по развитию интеллекта детей. Для стимуляции интеллектуального развития я применила кинезиологическую программу. Под влиянием упражнений данной программы в организме детей происходят структурные изменения. Таким образом, составляющие компоненты подготовительного этапа объединила в речевую гимнастику, которая проводится ежедневно в индивидуальной или подгрупповой (2-4 человека) форме по следующим направлениям:
- формирование навыков правильного, четкого произношения звуков
- развитие фонематического восприятия (по методике Т.А. Ткаченко)
- развития дыхания (по методике Т.М. Власовой)
- развитие интеллекта посредством кинезиологических тренировок (А. Л. Сиротюк «Развивающая кинезиологическая программа»).
Специфичность коррекционного процесса при недоразвитии речи у детей младшего дошкольного возраста, заключается в том, что подготовка к звуковому анализу достаточно продолжительна по времени, поскольку сложные фонетические условия затрудняют закрепление усвоенного произношения звуков. Поэтому для успешной реализации задач подготовительного этапа необходимо создать благоприятные условия:
- психологический комфорт, т.е. подбор материала, доступного и интересного детям
- взаимосвязь специалистов ДОУ: хореографа, воспитателя, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.
Признавая важную роль каждого вида деятельности детей, все же особо хотелось подчеркнуть значение игры. Она естественно вписывается в жизнь детей, и на правах ведущей деятельности способна осуществлять позитивные изменения в интеллектуальной, познавательной и речевой сферах личности. Поэтому работа над подготовительным этапом формирования навыков звукового анализа и синтеза должна базироваться на игре. Это облегчит детям с общим недоразвитием речи освоение всех методик подготовки к формированию навыков звукового анализа и синтеза слов, а в дальнейшем будет способствовать быстрому и легкому освоению письменной речи (чтение и письмо) в школе.
|