Колбасова Ольга Николаевна. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

На фоне активного реформирования системы дошкольного образования значительно возросла актуальность подготовки детей с речевыми нарушениями к школе. Ведь именно правильная речь является показателем готовности дошкольников к обучению письменной речи, залогом их успешного обучения. Поэтому, развитию интеллектуальной и речевой сферы детей уделяется достаточное внимание, и кажется, препятствий к усвоению ими грамоты не существует. Однако, в процессе подготовки дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению грамоте, мы сталкиваемся с определенными трудностями. А именно:

  • недостатки произношения и различения звуков
  • искажение слоговой структуры слова
  • взаимные замены акустически и артикуляционно близких звуков
  • пропуски гласных и согласных в их стечении
  • трудности слияния звуков в слоги и слова
  • побуквенное чтение.

В чем же их причины?

 

На первый взгляд к таковым можно отнести педагогическую и социальную запущенность, отсутствие желания заниматься, трудности в поведении, сниженное внимание, память. Но все, же практика работы с детьми-логопатами показывает, что основная причина подобного явления – это то, что дошкольники недостаточно владеют навыками анализа звукового состава слова. Поэтому следует обучить их этим навыкам. Для правильного звукового анализа необходимо:

  • во-первых, уметь выделить звук из слов, обобщить выделенный звук в устойчивую фонему на основе его слухопроизносительной дифференциации
  • во-вторых, представить звуковой состав слова в целом, а затем, анализируя его, выделить звуки, сохраняя их последовательность и количество в слове.

Известно, что звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии, которое является первой ступенью в поступательном движении к овладению грамотой. В свою очередь, развитие фонематического восприятия невозможно без правильного звукопроизношения, которое взаимосвязано и взаимообусловлено с развитием дыхания и моторики. Следовательно, прежде чем обучить детей с общим недоразвитием речи анализу звукового состава слова, необходимо подготовить их к этому.

Какой же дошкольный возраст является наиболее эффективным для начала подготовительной работы по формированию навыков звукового анализа слов?

Дети с общим недоразвитием речи составляют сложную неоднородную группу по тяжести проявления дефекта. Поэтому нуждаются в том, чтобы коррекционно-подготовительное воздействие было начато как можно раньше. Практическая деятельность с младшими дошкольниками указывает на возможность начала специальной коррекционно-подготовительной работы уже со второй младшей группы.

Каким же образом?

Анализ работы по формированию фонематического восприятия; развитию речевой, общей, мелкой моторики; развитию дыхания определил, что если объединить вышеназванные разделы в единое целое, то все это представит подготовительный этап формирования навыков звукового анализа слова. Но этого недостаточно. Необходим маленький связующий толчок, способствующий полноценной работе над составляющими элементами подготовительного этапа по развитию интеллекта детей. Для стимуляции интеллектуального развития я применила кинезиологическую программу. Под влиянием упражнений данной программы в организме детей происходят структурные изменения. Таким образом, составляющие компоненты подготовительного этапа объединила в речевую гимнастику, которая проводится ежедневно в индивидуальной или подгрупповой (2-4 человека) форме по следующим направлениям:

  • формирование навыков правильного, четкого произношения звуков
  • развитие фонематического восприятия (по методике Т.А. Ткаченко)
  • развития дыхания (по методике Т.М. Власовой)
  • развитие интеллекта посредством кинезиологических тренировок (А. Л. Сиротюк «Развивающая кинезиологическая программа»).

Специфичность коррекционного процесса при недоразвитии речи у детей младшего дошкольного возраста, заключается в том, что подготовка к звуковому анализу достаточно продолжительна по времени, поскольку сложные фонетические условия затрудняют закрепление усвоенного произношения звуков. Поэтому для успешной реализации задач подготовительного этапа необходимо создать благоприятные условия:

  • психологический комфорт, т.е. подбор материала, доступного и интересного детям
  • взаимосвязь специалистов ДОУ: хореографа, воспитателя, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.

Признавая важную роль каждого вида деятельности детей, все же особо хотелось подчеркнуть значение игры. Она естественно вписывается в жизнь детей, и на правах ведущей деятельности способна осуществлять позитивные изменения в интеллектуальной, познавательной и речевой сферах личности. Поэтому работа над подготовительным этапом формирования навыков звукового анализа и синтеза должна базироваться на игре. Это облегчит детям с общим недоразвитием речи освоение всех методик подготовки к формированию навыков звукового анализа и синтеза слов, а в дальнейшем будет способствовать быстрому и легкому освоению письменной речи (чтение и письмо) в школе.

Просмотров: 993
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Круглякова Татьяна Александровна и Травина Ирина Владимировна. Использование приемов мнемотехники в развитии фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с речевой патологией.
  • Шакирзянова Гюзель Рамилевна Айтиева Людмила Павловна. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
  • Костикова Надежда Владиславовна. Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Стрельникова Татьяна Борисовна. Консультация для педагогов «Развитие навыков звукового анализа»
  • Дьяконова Елена Сергеевна. Мультимедийная дидактическая игра на формирование звукового анализа и синтеза 'Хочу всё знать'
  • Баранова Лидия Викторовна. Конспект занятия. Тема: «Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов»
  • Безрукова Ольга Федоровна. «Методические разработки по развитию связной речи на этапе автоматизации поставленных звуков у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития».
  • Люшакова Александра Михайловна. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАССКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Торопцева Наталья Николаевна. Применение игровых методов и приёмов в процессе формирования коммуникативно-речевых умений и навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.
  • Анисимова Светлана Геннадьевна. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХ, АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОВЗ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ.
  • Терешкина Ольга Станиславовна. Проект 'Развитие фонематического восприятия анализа и синтеза через наглядное моделирование'
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Морозова Татьяна Алексеевна. Проект 'Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня'
  • Тер-Григорян Юлия Николаевна. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ МЕТОДИКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ»
  • Елена Вербнякова. Формирование психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Данилишина Анна Вячеславовна. Формирование родственных слов у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Методические рекомендации для учителей-логопедов.
  • Беленогова Светлана Алексеевна. «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста посредством описательного рассказа»
  • Адеева Ирина Мелетиевна. Презентация на тему: 'Формы совершенствования художественно-речевых навыков старших дошкольников с общим недоразвитием речи'
  • Самбор Елена Владимировна. Роль сказки в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • ирина донскова. Развитие эмоциональной сферы у детей с общим недоразвитием речи
  • Лисина Анна Николаевна. Подгрупповая работа по развитию речи с детьми пятого года жизни с общим недоразвитием речи «Насекомые»
  • Киреева Елена Геннадьевна, Дудина Елена Михайловна. ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Калинина Юлия Николаевна. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Никонорова Наталья Валерьевна. Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Светлана Салова. Интонационная выразительность речи как средство развития интегративного качества 'Эмоционально-отзывчивый' у детей дошкольниго возраста с общим недоразвитием речи
  • Кухарева Ольга Анатольевна. Приобщение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к чтению с использованием приемов мнемотехники (из опыта работы учителя-логопеда)
  • Кожевникова Марина Юрьевна. Особенности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Вакуленко Екатерина Александровна. РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ
  • Абдулкадырова Курасхан Хайруллаевна. Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
  • Никишова Елена Ивановна. Театрализованная деятельность как средство коррекции речи детей с общим недоразвитием речи.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь