ирина донскова. Развитие эмоциональной сферы у детей с общим недоразвитием речи

Развитие эмоциональной сферы у детей с общим недоразвитием речиРазвитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений деятельности педагога-психолога в современном детском саду. Эмоции - это калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его.
С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребенка, который для достижения гармонии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации личности в жизни должен быть ярким, комфортным и позитивным.
Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать совершенной не может. Ее необходимо внимательно изучать и бережно развивать. Делать это профессионально и грамотно призван педагог-психолог.
Эмоции - ценность дошкольного возраста. Без целенаправленной педагогической работы не может состояться полноценное эмоциональное развитие детей. В последние годы увеличивается количество детей с нарушением психоэмоционального развития. К типичным симптомокомплексам эмоциональных нарушений дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и др., что вызывает массу сложностей во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. Неспособность понять эмоциональное состояние другого приводит к психологической несовместимости и нередко становится причиной конфликтов. По данным психологов полученный в детстве эмоциональный опыт является весьма прочным и принимает характер установки. Одним из важных направлений является формирование представлений об эмоциях.
Особое значение имеет формирование эмоциональной сферы для дошкольников с общим недоразвитием речи. Для детей этой категории характерны следующие общие особенности: недостаточность словарного запаса; аграмматичное построение фразы; недостатки в выражении эмоционально-смыслового выс­казывания; проявления гипомимии, проявляющиеся в трудностях вы­ражения на лице эмоциональных состояний. Дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности в употреблении синонимов и антонимов; конкретные слова-определения заменяют более широкими и общеупотребительными словами (веселая, добрая, ласковая – «хорошая»); могут заменять названия признаков названиями действий и наоборот (испуганная – испугалась).
Авторы исследований обращают внимание на нестабильность эмоционально-волевой сферы у детей с общим недоразвитием речи. В психическом облике этих детей наблюдаются отдельные черты общей эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, 1990). Отмечаются аффективные реакции: дети осознают свой дефект, вследствие чего появляется негативное отношение к речевому общению, инициативы в общении обычно такие дети не проявляют, зачастую этому мешают непонимание словесных инструкций или невозможность высказать своё пожелание. Дети, как правило, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкции (Л. И. Белякова, Ю. Ф. Гаркуша, О. Н. Усанова, Э. Л. Фитередо, 1991) .
Дети с речевыми нарушениями пользуются в основном общеизвестными, наиболее распространенными словами и выражениями. Эмоционально-экспрессивная лексика используется ими достаточно выборочно и фрагментарно, они с трудом дифференцируют и описывают эмоциональные состояния, как свои, как и эмоциональные состояния героев литературных произведений, картин. Детям с речевыми нарушениями трудно не только мимиче­скими средствами передать страх, удивление, гнев, но и эмоци­онально адекватно выразить свое высказывание. Их речь ин­тонационно монотонная и лексически не выразительная.
Связная речь у детей с общим недоразвитием речи также развита недостаточно. Они с трудом составляют рассказ об игрушке, предмете, из личного опыта. Их рассказы отличаются непоследовательностью, неточностью, зачастую просто перечисляя события или действия. Эмоциональное оценивание действий, поступков героев в рассказах детей минимизированы или вовсе отсутствуют. Между тем, вербализация чувственных эмоциональных состояний призвана помогать детям осуществлять межличностное общение, служить средством коммуникации.
Системная работа, направленная на преодоление «обесчувствования» дошкольников, способствует формированию и обогащению у них чувственной сферы, делает ребенка отзывчивым к чувствам других. Вербализация эмоций тесно связана с восприятием и пониманием эмоциональных сигналов — и собственных, и окружающих. Таким образом, расширение словаря эмоций идет как через усвоение языковых знаков эмоций, так и путем осознания собственного эмоционального опыта. В процессе коррекционно-развивающей деятельности происходят изменения в эмоциональ­ной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отноше­ния с окружающими. Возрастает потребность сознавать и кон­тролировать свои эмоции, что в конечном итоге ведет к становлению эмоциональной сферы, формированию эмоциональных новообразований (от комплекса оживления как зачатка основы эмоциональной регуляции до произвольной, осмысленной коррекции эмоционального поведения) и представляет собой, к началу младшего школьного возраста, процесс развития основных элементов эмоционального интеллекта.
Проведя исследовательскую работу по данной проблеме, я пришла к выводу, что необходимо специально формировать у детей представления об эмоциях; учить различать и понимать эмоциональные состояния взрослых и сверстников, выраженные в мимике, пантомимике; давать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово). Для целенаправленной системной работы с детьми необходимо определиться, какие эмоции брать за основу. Существуют несколько классификаций эмоций: К. Изарда, А. А. Бодалева, Р. Декарта, А. Бэн и др. Л. П. Стрелкова, В. С. Мухина отмечают, что в дошкольном возрасте необходимо акцентировать внимание на основных эмоциях: радость, грусть, страх, удивление, злость. Знакомство детей с фундаментальными эмоциями должно осуществляться в ходе всего педагогического процесса. Основными средствами развития представлений об эмоциях выступают детская художественная литература, фольклор, иллюстративный материал, серии картин, настольный театр, развивающие игры, когнитивные схемы эмоций. Схема служит многовариантным наглядным материалом. В когнитивных схемах обобщенно концентрируется информация о причинах эмоций, выделяются признаки, характерные для переживания той или иной эмоции, о следствиях эмоциональных проявлениий.
В старшем дошкольном возрасте дети с общим недоразвитием речи начинают воспринимать связи между ситуацией и эмоциональным проявлением, изменения в настроении, проявлять идентификацию. На этом возрастном этапе впервые вводятся когнитивные схемы эмоций - «ситуация (причина) – эмоциональное проявление (следствие)». Смысл их введения представляет собой движение одноперсонажных схем (медведь пытается достать мед из улья – убегает в испуге от пчел, к двух - трехперсонажным (девочка подарила маме цветы – девочка и мама радуются). В схемах фиксируются однозначные прямо согласующиеся связи между причиной и следствием. Знакомые детям эмоциональные состояния (радости, грусти, злости, страха) рассматриваются в старшей группе в более широком контексте с использованием не только сказочных персонажей, но и ситуаций из собственной жизни. Впервые вводится восприятие эмоции удивления. В этом возрасте особое место стоит отвести специальным занятиям, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, анализируют и оценивают различные эмоциональные ситуации. Ценность таких занятий заключается в том, что у детей расширяется круг понимаемых эмоций, на них важное место отводится работе с графическими изображениями. Смысл такой работы заключается в том, чтобы научить детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации и пр.), дать им представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова). Важное место стоит отвести проблемным ситуациям: «Узнай настроение», «Какое чувство испытывает герой»; игровым заданиям типа «Отбери картинки, на которых дети радуются (грустят, удивляются, сердятся пр.) », «Посмотри на картинку и реши, какое настроение у изображенных на ней людей». Также, необходимо помочь детям отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и пр.), препятствующие его полноценному личностному развитию; обогащать их словарь за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения, что является одним из главных составляющих в работе с детьми с общим недоразвитием речи.
Для развития представлений об эмоциях, выражения, стимулирования оценочного отношения к окружающей жизни рекомендуется использование детской литературы, например, отрывки из «Мойдодыра» К. И. Чуйковского, в которых отражены чувства умывальника - гнев, радость, удивление. Стихи детских писателей о персонажах, проявляющих различные чувства и эмоции. Читая стихи предлагать детям поднимать пиктограммы, соответствующие настроению героев. Затем при повторном чтении можно предложить передать движениями то или иное эмоциональное состояние. Следует уделять внимание занятиям, где детям предлагается решение проблемных ситуаций с использованием когнитивных схем, раскрывающих причинно – следственные связи эмоциональных проявлений. Им рассказывают ситуации из их жизни, раскрывающие то или иное эмоциональное состояние. Детям предлагают ответить на вопросы по данной ситуации: «Какое настроение героя?, Почему вы так думаете, Что могло вызвать у него это настроение? ». После решения проблемных ситуаций рекомендуется задавать вопросы типа: «Происходило ли с вами такое?, Когда у вас было такое же настроение, Чем было вызвано у вас такое настроение? » или вспомнить и рассказать ситуации, когда они сердились (огорчались, удивлялись, радовались) ». Отвечая на такие вопросы или рассказывая ситуации из личной жизни дети погружаются в эмоциональное состояние и могут самостоятельно назвать причины его возникновения. Важно акцентировать внимание дошкольников на том, что одна и та же эмоция может быть вызвана разными причинами. Так, радостное состояние может возникнуть от ясной солнечной погоды, купленной игрушки или мороженного. Затем детям предлагается идентифицировать собственное состояние, в которое они были погружены, с графическим изображением. В процессе работы со схемами необходимо побуждать детей к оцениванию ситуаций, поступков с точки зрения их нравственной, социальной значимости: добрый справедливый поступок – приносит радость; злой, жестокий – должен получать заслуженное осуждение, наказание.
Рекомендуется проводить с детьми выполнение заданий в альбомах «Радуга настроений» типа «Отметь, что может вызвать у тебя это настроение», «Изобрази в кружочках причины настроения», «Найди причины настроения», «Зачеркни неправильное», «Что здесь не так». Для сравнивания двух противоположенных эмоций предлагаются детям игры типа «Закончи фразу», «Я радуюсь, когда… », «Я грущу, когда… » и т. д. Такие задания, игры позволяют с детьми делать выводы об общих и о частных причинах переживаний людей разных настроений.
Таким образом, развитие представлений об эмоциях важнейшее направление работы педагога-психолога с детьми с общим недоразвитием речи.

Просмотров: 695
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Шкуркина Ольга Игоревна. Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
  • Писарева Татьяна Станиславовна. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольника с общим недоразвитием речи
  • Светлана Салова. Интонационная выразительность речи как средство развития интегративного качества 'Эмоционально-отзывчивый' у детей дошкольниго возраста с общим недоразвитием речи
  • Костикова Надежда Владиславовна. Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Кулиш Надежда Николаевна. «Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня»
  • Белас Ксения. Развивающие игры математического содержания как средство развития представлений об алгоритмах у дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Кухарева Ольга Анатольевна. Приобщение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к чтению с использованием приемов мнемотехники (из опыта работы учителя-логопеда)
  • Первякова Елена Владимировна. «Я и мое настроение». Тренинг для развития эмоций у детей старшего дошкольного возраста.
  • Мунасипова Лилия Фаниловна. Формирование словарного запаса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
  • Лисина Анна Николаевна. Подгрупповая работа по развитию речи с детьми пятого года жизни с общим недоразвитием речи «Насекомые»
  • Брык Галина Ивановна. Опыт работы: «Создание условий для возникновения у детей раннего возраста эмоционально — положительных состояний и обогащения их эмоциональных переживаний»
  • Золотухина Наталья. Коррекционно – развивающее занятие на развитие понимания эмоциональных состояний. Тема «В мире эмоций»
  • Вакуленко Екатерина Александровна. РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ
  • Татьяна Владимировна Данцева. Развиваем речь через развитие ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи
  • Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна. Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Лямина Наталья Михайловна. Развитие саморегуляции у дошкольников через различные сферы: двигательной, эмоциональной, сферы общения и поведения.
  • Елена Вербнякова. Формирование психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Никонорова Наталья Валерьевна. Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Кожевникова Марина Юрьевна. Особенности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Беленогова Светлана Алексеевна. «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста посредством описательного рассказа»
  • Афанасьева Юлия Алексеевна. «Инновационные методы развития и коррекции эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога»
  • Иванова Ирина Михайловна. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Абдулкадырова Курасхан Хайруллаевна. Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
  • Земцова Татьяна Николаевна. Особенности развития глагольной лексики у детей с общим недоразвитием речи
  • Киреева Елена Геннадьевна, Дудина Елена Михайловна. ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Безрукова Ольга Федоровна. «Методические разработки по развитию связной речи на этапе автоматизации поставленных звуков у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития».
  • Алена Ильинична Зюзина. Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Боева Александра Юрьевна. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Бояринцева А. В.. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ СКАЗКОТЕРАПИЮ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь