Писарева Татьяна Станиславовна. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольника с общим недоразвитием речи

Особенности развития эмоциональной сферы дошкольника с общим недоразвитием речи

Учитель-логопед ГБОУ Школы № 2090 СП 5 г. Москвы Писарева Татьяна Станиславовна

Эмоции играют чрезвычайно важную роль в поведении и деятельности человека.

Эмоцию дают субъективную окраску происходящему вокруг нас и в нас самих. Они побуждают человека к деятельности, помогают преодолевать трудности. Играя управляющую роль поведением и деятельностью человека, эмоции выполняют разнообразные функции: защитную, мобилизирующую, переключающую, компенсаторную, сигнальную, подкрепляющую, которые часто совмещаются друг с другом.

 

Эмоции защищают нас от опасности, предостерегают от нее. Они способствуют мобилизации сил организма. Под влияние позитивного эмоционального состояния ускоряется процесс исцеления. И, наоборот, под воздействием негативных эмоциональных состояний у человека может происходить формирование предпосылок к развитию разнообразных болезней. Также благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем судить о состоянии друг друга и лучше перестраиваться на совместную деятельность и общение.

Большое значение в развитии эмоциональной сферы здорового ребенка и ребенка с общим недоразвитием речи играет предупреждение негативных переживаний, которые при неблагоприятных обстоятельствах могут привести к развитию эмоционального неблагополучия, к формированию отрицательных черт характера. Появившись под влиянием определенных причин отрицательные эмоции дезорганизуют психическую деятельность и их общение со сверстниками, что оказывает влияние на весь ход последующего развития ребенка. Такие эмоции могут способствовать образованию негативной жизненной позиции и в конечном итоге вызвать задержки в общем психическом развитии ребенка.

Эмоциональные особенности ребенка обусловлены воздействием ряда факторов, в том числе темпераментом, динамикой отношений. В результате этих воздействий возникают относительно устойчивые формы поведения составляющие, по данным Л.И. Божович (1968 г), основу формирования характера ребенка. Так, свойственные ребенку, положительные эмоциональные реакции (удовольствия, радости, восхищения, симпатии, сострадания и т.п.) способствуют развитию таких черт характера, как оптимизм, жизнерадостность, доброжелательность, великодушие, благородство и др. Если же закрепляются отрицательные переживания – раздражение, недовольство, отчаяние, разочарование, страх и т.п., то при определенных условиях это может способствовать появлению таких черт личности, как агрессивность, боязливость, малодушие, пессимизм и т.д.

Опыт работы врачей, логопедов, воспитателей и других специалистов с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, свидетельствует об опасности закрепления у них отрицательных состояний. Помимо развития у данных детей нежелательных черт, эти состояния будут способствовать также нарушению адаптационных механизмов, повышению заболеваемости, возникновению неврозов и других пограничных состояний. Так, по наблюдениям В.Н. Власова, повышенная заболеваемость детей в детском саду зависит от неблагоприятного для ребенка психологического климата, вызывающего тяжелые переживания. При этом ряд авторов утверждает, что травмы, наносимые здоровью ребенка различными негативными факторами, тем опаснее, чем он моложе по возрасту. В этих случаях у ребенка возникают общие соматические расстройства; иногда наблюдается истерические реакции, расстройства вегетативной нервной системы (ночные страхи и пр.). особенно страдают дети, перенесшие перед этим каки -либо заболевания, оставившие в организме ребенка определенное слабое место – «место наименьшего сопротивления». Именно оно первым реагирует на вредные воздействия извне; в дальнейшем эта реакция, как правило, закрепляется.

Эмоции и чувства тесно связаны с развитием речи и речевым общением. Эмоциональная окрашенность речи предопределяет эффективность общения, поскольку состояние эмоциональной напряженности влияет на речевое высказывание. Речь не только передает мысли, но и характеризует эмоциональность человека, формирует его чувство. Понимание эмоциональных переживаний происходит параллельно с речевым развитием и во взаимосвязи с ним.

Низкий уровень развития эмоциональной сферы у детей с общим недоразвитием речи во многом может затруднять процесс усвоения знаний, умений и навыков. Такие данные указывают на необходимость своевременного выявления уровня эмоциональной сферы детей с ОНР с целью контроля, а при необходимости адекватного применения мер коррекционного и развивающего характера. Мы предлагаем использовать на фронтальных и индивидуальных занятиях следующие виды заданий и упражнений, направленные на развитие эмоциональной сферы:

  • беседы о различных эмоциональных состояниях (радости, страхе, грусти, злости и т.д.)
  • упражнения–этюды для выражения с помощью мимики и пантомимики отдельных эмоций, для различения сходных и противоположных эмоциональных состояний
  • рисование различных эмоциональных переживаний и изменение содержания рисунка путем смешивания цветовой палитры
  • чтение художественной литературы и определение эмоциональных характеристик персонажей сказок
  • составление рассказов на заданную тему, отражающих эмоциональные переживания ребенка.

Нужно отметить, что наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительным литературным героем, активно ему сопереживая. Такое сравнение дошкольник проводит лишь мысленно и с уверенностью, что в подобной ситуации поступил бы так же. Поэтому негативные эмоции в адрес персонажа отсутствуют.

Развитие интеллектуальных чувств в дошкольном возрасте связано со становлением познавательной деятельности. Радость при узнавании нового, удивление и сомнение, яркие положительные эмоции не только сопровождают маленькие открытия, но и вызывают их. Окружающий мир природа особенно манит малыша таинственностью, загадочностью. Она ставит перед ним многочисленные проблемы, которые малыш пытается решить. Удивление рождает вопрос, на который надо найти ответ.

Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной художественно — творческой деятельности детей и художественного восприятия.

Этические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое и жизни, искусстве, литературе.

Просмотров: 709
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Сидоркина Наталья Анатольевна. Эмоции человека и особенности эмоционального развития детей
  • ирина донскова. Развитие эмоциональной сферы у детей с общим недоразвитием речи
  • Крылова Любовь Федоровна. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА – ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СКАЗКОЙ
  • Брык Галина Ивановна. Опыт работы: «Создание условий для возникновения у детей раннего возраста эмоционально — положительных состояний и обогащения их эмоциональных переживаний»
  • Желтикова Людмила Викторовна. Использование воспитателем технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка с целью развития его эмоциональной устойчивости
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Бытотова Алёна Николаевна. Тренинг для педагогов дошкольного образования «Снятие негативных эмоциональных состояний
  • Лямина Наталья Михайловна. Развитие саморегуляции у дошкольников через различные сферы: двигательной, эмоциональной, сферы общения и поведения.
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Бонко Лариса Петровна. Проектный метод как средство развития когнитивной сферы ребенка дошкольника
  • Кулиш Надежда Николаевна. «Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня»
  • Алла Ивановна Будякова. Роль эмоций в развитии речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка»
  • Бабкова Светлана Сергеевна. Методические рекомендации для воспитателей по развитию эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
  • Шкуркина Ольга Игоревна. Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
  • Стенина Кристина Николаевна. Роль воспитателя в развитии эмоциональной сферы детей
  • Тютюнник Елена Викторовна. Проект. «Песочная терапия как средство развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»
  • Неклюдова Галина. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
  • Золотухина Наталья. Коррекционно – развивающее занятие на развитие понимания эмоциональных состояний. Тема «В мире эмоций»
  • Анна Трофимова. Развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста средствами игровой деятельности
  • Касаткина Ирина Олеговна. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ОНР
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Цалко М. А., Белкина В. А. Тарунина Е.Л.. Конспект ООД в средней группе «Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности». «Сказка о глупом мышонке»
  • Плехова Яна Александровна. Дидактическое пособие для развития социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста «Петрушка»
  • Бокова Ирина Михайловна. «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через театральную деятельность»
  • Тетерина Анастасия Николаевна, Коваленко Оксана Викторовна. Развитие познавательной сферы ребенка старшего дошкольного возраста с помощью осенней тематики.
  • Мищенко Инна Васильевна. Конспект совместной музыкально-творческой деятельности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Тема: «Эмоции и настроения в звуках Осени»
  • Владимирова Вероника. Создание эмоциональной среды для ребенка в ДОУ
  • Шестакова Юлия Ивановна. Научно-методические основы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
  • Конечная Ирина Николаевна. Статья 'Влияние речи взрослых на речевое развитие ребенка'
  • Земцова Татьяна Николаевна. Особенности развития глагольной лексики у детей с общим недоразвитием речи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь