Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления №6 «Звездочка» города Азнакаево Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан
Музыкальный руководитель: Хасанова Луиза Ахуновна
Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно – эстетическим переживаниям, к активному мышлению.
Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.
Скачать презентацию
Для улучшения детского восприятия игру нужно умело донести. Поэтому необходимо понимание её особенностей и подготовка к проведению, т. е. составление плана, репетиция (или мысленное проигрывание), знание текстов.
В подготовительной группе длительность игры в среднем составляет 15–20 минут. Это время позволяет пройти четыре этапа:
Вводная часть: мотивация детей и активация их внимания (2 минуты).
Объяснение правил (1–2 минуты).
Проведение игры (10–15 минут).
Завершение: оценивание результатов, поощрение самых активных (1–2 минуты).
Важно помнить, что грамотно подобранная и организованная игра способствует расширению знаний дошкольников о музыке и развивает творческие способности. Игровая форма делает процесс познания простым и осознанным, обеспечивает умственную активность детей. Она должна быть простой и интересной. В этом случае игра становится для детей стимулом к действию. Я предварительно планирую и создаю условия для самостоятельной музыкальной деятельности детей. Ребенок является соучастником этой деятельности, побуждаю детей к действиям лаконичными предложениями: «Давайте проведем конкурс на лучшее исполнение песни или танца»; «Очень интересно провести викторину — кто вспомнит больше названий знакомых песен»; «Поиграем в праздник» и т.д. Очень важен метод показа, способствующий исполнительской деятельности детей, однако нужно расширять арсенал педагогических средств.
Музыкальные игры очень способствуют снятию напряжённости и раскрепощению дошкольников.
Я поставила перед собой конкретные задачи:
- Развитие творческих способностей детей.
- Формирование музыкального слуха и вкуса.
- Приобщение детей к основам музыкального искусства.
- Развитие музыкально-сенсорных способностей.
- Привитие интереса к самостоятельной деятельности в искусстве.
«Что за инструмент?»
Цель: развитие тембрового слуха.
Игровой материал: четыре конверта (струнные, клавишные, ударные, духовые), карточки с музыкальными инструментами, симфонического оркестра.
Музыкальный репертуар: «Рондо» В.А Моцарт (концерт для духовых инструментов №4)
«Зима» А. Вивальди (струнные)
«Танец с саблями» А. Хачатурян (ударные)
«Концерт №2 для ф – но» С. Рахманинов
Ход игры: детям предлагают помочь, все инструменты перепутались, нужно их распределить по своим семьям (группам). А с каких инструментов начать, подскажет музыка. Дети слушают отрывок музыкального произведения, в исполнении струнных, ударных, клавишных или духовых инструментов.
«Цвет и музыка»
Цель: развитие умения определять характер музыки через цвет.
Игровой материал: карточки со сказочными героями, карточки с цветом:
Черный – мрачная, жуткая
Серый – грустная, печальная
Синий – тревожная, взволнованная
Голубой – легкая, воздушная
Желтый – солнечная, радостная
Розовый – нежная, мягкая
Коричневый – грубая, колючая
Красный – торжественная, бодрая
Оранжевый – веселая, шутливая
Музыкальный репертуар:
саунтрек из сказки «Три орешка для золушки» муз. Карел Свобода (Karel Svoboda); ДОБРОТА
М.И Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»; СТРАХ
А.Г Шнитке «Вальс «Агония»» ЗЛОСТЬ, СЕРДИТОСЬ
Д. Шостакович «Прелюдие №5»; ГРУСТЬ, ПЕЧАЛЬ
А. Балабанов «Петербургская кадриль» (и. Каплунова, И. Новоскольцева «Потанцуй со мной дружок») РАДОСТЬ, ВЕСЕЛЬЕ
И.Штраус увертюра к оперетте «Летучая мышь» СПОКОЙСТВИЕ
Ход игры: дети слушают музыкальное произведение и к нему подбирают цвет. А ещё и сказочных героев.
«Воздушные шары»
Цель: закреплять знания детей о длительности звуков, уточнить правильное извлечение звука на металлофоне, ксилофоне.
Игровой материал: игровое панно с изображением мишки, который держит в лапах ниточки к воздушным шарам. Шары двух типов: большие и маленькие.
Ход игры:
Педагог:
Медвежонку в магазине много шариков купили –
Разноцветных разных ярких, был он очень рад подарку.
Затем воспитатель предлагает посчитать, сколько шариков у Мишки, ребёнок – ведущий прикрепляет на картинку шарики. Остальные дети прохлопывают или играют на музыкальных инструментах.
«Удивительный мешочек»
Цель: развитие ритмического слуха.
Игровой материал: мешочек, карточки с ритмическими рисунками.
Ход игры: дети передают мешочек из рук в руки, и произносят слова:
Ты мешочек наш беги,
Нас быстрей повесели.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем весело играть.
У кого в руках, мешочек оказался, этот ребёнок, раскрывает мешочек и достаёт ритмическую карточку, проговаривает ритм. Прохлопывает, а остальные дети повторяют (проговаривают, прохлопывают).
«Светофор»
Цель: развитие ритмического слуха.
Игровой материал: три цветных круга (красный, зелёный, жёлты), с кармашками, в который вставляется ритмическая карточка.
Ход игры:
Первый вариант: дети делятся на три команды (красные, жёлтые, зелёные). Дети бегают, пока звучит бубен. Только бубен перестал, звучать, дети останавливаются, воспитатель поднимает «глаз светофора», с ритмический рисунком. Та команда, которая этого цвета, прохлопывает ритм.
Второй вариант: так же дети разделены на три команды. Все произносят слова:
Вот горит светофор.
С ним, дружок мой, ты не спорь!
Что покажет он – узнай,
А захочешь – выполняй!
После этих слов воспитатель поднимает карточку «глаз светофора», ритмическим рисунком, команда этого цвет, Прохлопывает ритм или исполняет на музыкальных инструментах.
«Веснушки»
Цель: развитие ритмического слуха.
Игровой материал: круги разного размера, по длительностям (та и ти), детские музыкальные инструменты.
Ход игры: выбираются ребёнок – ведущий, который будет играть на музыкальном инструменте ритм, дети, которые будут его выкладывать.
Утром солнышко встаёт — У него работа:Всем веснушки раздаёт,Дарит их без счёта!
Мы их скорее соберём,
И играть с веснушками начнём.
Ритм придумай, не ленись,
Выложи веснушки, потрудись.
«Внимательные зверушки»
Цель: развитие тембрового слуха, слухового внимания.
Игровой материал: плоскостные изображения зайцев, медведей, лисиц по одному набору на каждого ребенка группы; детские музыкальные инструменты: бубен, музыкальный молоточек, погремушка.
Ход игры: дети сидят за столами. Перед каждым ребенком набор плоскостных фигурок, изображающих зверушек. Педагог говорит: «Дети, сейчас ваши зверушки пойдут гулять по лесу, но не все сразу, по очереди. Для этого надо внимательно слушать, какой инструмент звучит. Если бубен — пойдут гулять медведи. Если погремушка — пойдут гулять лисички, а если зазвучит музыкальный молоточек – зайчики». Ребёнок ведущий несколько раз играет на указанных инструментах. В соответствии с заданием дети отбирают из своего набора то медведя, то лису, то зайца и имитируют их движение.
«На чем играю?»
Цель игры: развивать тембровое чувство детей.
Игровой материал: карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображение детских музыкальных инструментов, другая половина пустая; фишки и детские музыкальные инструменты.
Ход игры: детям раздают по нескольку карточек (3—4). Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте (перед ведущим небольшая ширма). Дети определяют звучание инструмента и закрывают фишкой вторую половину карточки.
Игру можно провести по типу лото. На одной большой карточке, разделенной на 4—6 квадратов, дается изображение различных инструментов (4—6). Маленьких карточек с изображением таких же инструментов должно быть больше и равно количеству больших карт. Каждому ребенку дают по одной большой карте и 4—6 маленьких. Игра проводится так же, но только дети закрывают маленькой карточкой соответствующее изображение на большой.
|