Методические рекомендации для воспитателей по развитию эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
Направление: Социально – коммуникативное развитие
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Задача данного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на “рельсы” школьного возраста, а, прежде всего, в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Дошкольная педагогика. /Под ред. В.И. Ядешко, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1978.
Нравственное развитие и воспитание ребенка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими собственными эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
При всей кажущейся простоте, распознание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенный уровень развития. Ведь чем больше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого.
Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста (в средней группе или во втором полугодии младшей группы после завершения адаптационного периода): дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово "эмоция" не вводится, оно заменяется более доступным для детей этого возраста понятием "настроение". И для развития эмоциональной сферы младших дошкольников, более всего подходят занятия по изобразительной деятельности.
Для успешного проведения занятий по изобразительной деятельности.
требуется, прежде всего, создание в группе благоприятного психологического климата, теплого и доброжелательного отношения к детям. Уверенность ребенка в том, что он может в любой момент обратиться к воспитателю с вопросом, за помощью или советом и получить на это положительную реакцию – создает у него ощущение комфортности.
Также для успешного проведения занятий, требуется установления порядка в группе, который достигается индивидуальным обращением к ребенку, поощрением его деятельности, помощью, внесением какого-то нового объекта, который непременно заинтересует всех. Дисциплина в группе – не система специальных мероприятий, а общая организация и являет собой эмоционально-привлекательную деятельность, которая необходима для правильного развития эмоциональной сферы у ребенка.
Учитывая вышеизложенные положения психолого-педагогической теории и выводы педагогической практики нами были разработаны групповые, минигрупповые и индивидуальные блоки учебных занятий по коррекции эмоциональной сферы дошкольников в процессе изобразительной деятельности. Занятия были органически вплетены в учебный процесс дошкольного учреждения.
1. При проведении групповых занятий по изобразительной деятельности, необходимо обозначить, следующие цели:
- познакомить с эмоциями; радость, грусть, способами их изображения через палитру красок.
- познакомить со способом изображения эмоций в рисунке: штрихи, волнистые линии, рисование по мокрой бумаге.
- познакомить с пиктограммами радость, грусть, гнев.
Для достижения данных целей необходимо проводить следующие занятия:
2. При проведении минигрупповых занятий, возможно достижение следующих целей:
- развитие эмоционального отклика на предметы народных промыслов, желание создавать изделия по их мотивам.
- развитие эмпатийного отклика на просьбу персонажа, игрушки
Для достижения данных целей необходимо проводить следующие занятия:
3. При проведение индивидуальных занятий с детьми, у которых уровень эмоционального развития выше, можно достичь следующих целей:
- научить распознавать переживания других людей и персонажей сказок по их мимике – радостный, грустный.
- научить передавать пиктограммамы радость, грусть, гнев в рисунке, используя палитру красок, колористику.
|