Молчанова Ольга Ивановна. Консультация для воспитателей детей дошкольного возраста «Взаимодействие речевой и изобразительной деятельности дошкольников»

Консультация для воспитателей детей дошкольного возраста «Взаимодействие речевой и изобразительной деятельности дошкольников»Консультация для воспитателей детей дошкольного возраста «Взаимодействие речевой и изобразительной деятельности дошкольников»

Цель: активизировать словарный запас детей, развитие творческого воображения.

Взаимосвязь средств выразительности книжной графики с содержанием литературного произведения — наиболее доступная для восприятия дошкольниками форма синтеза и изображения. Чтобы подвести детей к пониманию этой связи можно использовать различные методы и приемы:

  • чтение литературного произведения с объяснением незнакомых слов и анализа образных выражений
  • пересказ знакомого детям текста без опоры на наглядность.

При выполнении этого задания многие дошкольники испытывают затруднения: пересказ бессистемный с пропуском важных фактов. Дети более успешно справляются с опорой на наглядность (иллюстрации). Необходимо подвести дошкольников к выводу- в иллюстрациях отражены основные, события произведения, что помогает понять, запомнить и передать ее содержание. Важен прием сравнения иллюстраций разных художников к одному произведению. Дети видят в данном случае, что одна и та же тема может быть раскрыта в рисунке по-разному.

 

Работу по совершенствованию изобразительных навыков развитию речи необходимо вести и на занятиях, и в свободное время. Проводя подобные занятия, стало очевидно, что детям гораздо легче передавать эмоциональное состояние литературного персонажа словесно, нежели в рисунке. Необходимо подвести дошкольников к пониманию того, что изображать необходимо мимику, отношения между персонажами, изображение движений. Данную работу необходимо строить следующим образом -читать произведение и показывать иллюстрации к нему. Дети соотносят события, описываемые в тексте, с передачей движений персонажей.

В последующем необходимо предложить детям определить характер движения только по рисунку без опоры на текст. Подчеркнуть, что взаимосвязь жестов, мимики помогает определить характер и настроение.

Необходимо так же использовать дидактические игры и упражнения по подбору синонимов ( «Подбери слово», «Скажи по-другому» и др.)

Одним из эффективных средств в данной работе является возможность сопоставить литературный образ с образцом декоративно-прикладного искусства. Например, при рассматривании дымковской барыни используется стихотворение:

Ах, как чудо хороша
Эта девица-душа!
Сидит кокошник горделиво
Удивительно красиво

Щечки ярко так горят
А как хорош ее наряд!

Помимо работы над лексикой, необходимо развивать у дошкольников способность чувствовать структурное место конкретного слова в предложении, интонационную выразительность речи, это является необходимым условием воспроизведения связного высказывания, передачи в нем собственного отношения к описываемым событиям. Очень важное место отводится составление рассказов по картине.

Пример плана изобразительной деятельности детей:

  1. Рассматривание иллюстрации, или картины;
  2. Беседа по вопросам — «Что изображено, как изображено, видели ли вы такое?»;
  3. чтение стихотворения, или потешки;
  4. составление описательного рассказа по картине;
  5. сюжетное рисование.

На занятиях рисования, прослушав литературный отрывок — сначала сюжетный, затем описательный. Дети создают изображение без использования наглядных средств.

Каждый ребенок выбирает один из эпизодов, изображает на отдельном листе. Если затем сложить рисунки по сюжету, дети последовательно рассказывают об изображенными им эпизоде, используя свои и литературные слова. Необходимо так же всем детям предлогать анализировать качество не только рисунка. Но и рассказа. После того, как все рисунки оформлены, необходимо оформить их в виде книжек, записывает рассказы к каждому из рисунков.

Необходимо составлять коллективные рассказы, с использованием средств выразительности. В ходе выполнения таких заданий дошкольникам предоставляется полная свобода творчества.

Просмотров: 901
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Дворянчикова Татьяна Алексеевна. Консультация для родителей «Почему детям необходимо слушать классическую музыку?»
  • Черниенко Юлия Николаевна. «Для чего необходимо дополнительное образование дошкольников в ДОУ»
  • Татьяна Быкова. Статья: что необходимо учитывать при выборе игрушки своему ребёнку
  • Телешун Татьяна Александровна. Что необходимо знать и уметь ребенку поступающему в первый класс (анкета для родителей)
  • Попова Ольга Васильевна. Беседа о птицах — чтение детям произведения В.Бианки «Молодая ворона» (старшая группа)
  • Хохрова Ольга Николаевна Ильинская Татьяна Александровна. Конспект непосредственно — образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Составление описательного рассказа по картине М.В. Куприянова «Весенний разлив»
  • Карташова Надежда Геннадьевна. Коллекционирование — одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС.
  • Медведева Татьяна Васильевна. Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: Составление описательного рассказа по картине «Семья».
  • Авдеева Елена Викторовна. Консультация для воспитателей «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста»
  • Олеся Строкач. Консультация для воспитателей на тему: «Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста»
  • Вирт Любовь Андреевна. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе тема: Составление описательного рассказа по картине «Охрана границы»
  • Курманова Злата Вячеславовна. Криотерапия как одно из эффективных средств развития графо-моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
  • Раскольникова Татьяна Геннадьевна. Серия занятий по изобразительной деятельности, направленных на освоение основных изобразительно – выразительных средств графики через игровые технологии детьми дошкольного возраста.
  • Михайленко Светлана Александровна. Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности
  • Иванова Елена. Организация и осуществление процесса развития замысла в изобразительной деятельности у младших дошкольников с использованием художественного слова.
  • Нохрина Анастасия Геннадьевна. Консультация для воспитателей «Использование средств музыкотерапии на занятиях с детьми с ОВЗ»
  • Самородина Надежда Валерьевна. Конспект интегрированной непосредственно — образовательной деятельности Тема занятия: Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Золотая осень».
  • Ирина Ивановна Кошкина. Статья: УСТРАНЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИСЛАЛИЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ (НА ПРИМЕРЕ ЛАМБДАЦИЗМА)
  • Свинцова Наталья Александровна. Развитие речи дошкольников с ОНР с использованием средств ОТСМ-РТВ-ТРИЗ»
  • Крюкова Екатерина Васильевна. Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе Тема: Составление описательного рассказа по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели», при помощи мнемокарточек.
  • Губайдулина Н.Г.. Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста средствами речевой выразительности
  • Любовь Козак. Конспект занятия по развитию речи. Тема: 'Составление рассказа по сюжетной картине 'Саша и Снеговик'
  • Бабкова Светлана Сергеевна. Методические рекомендации для воспитателей по развитию эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
  • Бакина Ирина Николаевна Гузева Елена Викторовна. «ИГРЫ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНО-ИГРОВЫХ СРЕДСТВ, ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР».
  • Ракитянская Галина Ивановна. Статья для педагогов «Дети экспериментируют? Да! Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников».
  • Кузнецова Марина Николаевна. Развитие мелкой моторики и воображения у детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
  • Абрамова Наталья Васильевна. «План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей среднего дошкольного возраста Тема: «Составление повествовательного рассказа «Как Дед Мороз искал дорогу в детский сад»
  • Ткацкая Марина Игоревна. Последовательный пересказ текста описательного характера «Лиса» с опорой на картинный план и слова-признаки
  • Постол Татьяна Викторовна. Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Тема: Составление описательного рассказа о зимующих птицах.
  • Ольга Васильевна Межакова. Составление описательного рассказа по картине «Поздняя осень».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь