Губайдулина Н.Г.. Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста средствами речевой выразительности

Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста средствами речевой выразительности Материалы V городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднегообразования городского подчинения. - М.: МГППУ, 2006. - 320с.

В современной психолого-педагогической науке проблеме творческого потенциала посвящены работы А.М.Матюшкина, М.В.Копосовой, Н.В.Клоповой и других авторов. Понятие творческого потенциала они трактуют как синтетическое качество, характеризующее меру возможностей личности в осуществлении деятельности творческого характера; как интегративное личностное свойство, определяющее потребность, готовность и возможность творческой самореализации и саморазвития; как совокупность реальных возможностей.

В педагогической науке ведется активный поиск методов, форм и средств развития творческого потенциала личности. Между тем, именно развитие выразительной речи растущего человека – может являться одним из важных факторов осуществления процесса развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.


Совокупный анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы дает возможность рассматривать выразительность речи как интегративную особенность речи, появляющуюся в целесообразном выборе субъектом образных, вербальных и невербальных средств. Выразительность речи позволяет дошкольнику эффективно проявить себя на вербальном и невербальном уровнях, оказывая влияние на коммуникативную культуру личности.

Образные выразительные средства представляют эмоциональные экспрессивные возможности лексики, которые реализуются с помощью точного словоупотребления, использования слов в переносном значении, синонимии, тавтологии. Вербальная выразительность достигается в лексическом воплощении речи с помощью интонационной структуры, которая определяется комплексом компонентов: ударением, мелодикой речи, темпо-ритмом, тембром, динамическими оттенками. Дополнительным средством, усиливающим выразительность, называют невербальные средства, которые внешне оформляют высказывание и являются неотъемлемым средством устной речи. К ним относятся мимика, жесты и поза.

Проведенное нами исследование показало, что на развитие творческого потенциала дошкольников средствами речевой выразительности оказывают влияние два показателя: художественное восприятие литературного образа и творческое отношение детей к литературному материалу; использование ими интонационных средств выразительности.
Результаты диагностики показали, что только 20% детей имеют хорошую выразительную речь. Детей больше привлекает слушание народных сказок, чем потешек и прибауток, причем 40% дошкольников не могут адекватно понять фольклорный текст, а 60% детей показывают уровень поверхностного восприятия поэтического и сказочного жанра. Невысокие результаты отношения детей к устному народному творчеству обусловлены недостаточным бытованием произведений в детской деятельности. В связи с этим большое внимание следует уделять созданию определенной развивающей поэтической среды, а комплексная методика развития творческого потенциала детей должна быть направлена на освоение ребенком выразительности речи в единстве образных, вербальных и невербальных компонентов.

В ходе исследования была подтверждена эффективность следующих педагогических условий:
•приобщение к духовному опыту и общечеловеческим ценностям устного народного творчества как наиболее понятному и близкому для ребенка литературному материалу;
•создание ярких художественных образов произведения;
•самостоятельное и творческое использование детьми образных, вербальных и невербальных средств речевой выразительности в художественно-речевой и игровой деятельности.

Эта статья размещена во втором номере журнала "Дошкольник" за Февраль 2010 год

Просмотров: 444
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Кудрина Светлана Юрьевна. Досугая деятельность как средство развития творческого потенциала детей дошкольного возраста
  • Кряжева Людмила Николаевна. «Развитие творческого потенциала детей в процессе элементарного музицирования»
  • Полкунова Вера Михайловна. Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе ознакомлении с произведениями художественной литературы
  • Одинцова Яна Александровна. Сюрпризы как и ожидание сказки в развитии творческого потенциала ребенка.
  • Степанишина Ирина Павловна. СТАТЬЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Ольга Ловикова. Малые формы фольклора как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
  • Светлана Салова. Интонационная выразительность речи как средство развития интегративного качества 'Эмоционально-отзывчивый' у детей дошкольниго возраста с общим недоразвитием речи
  • Батищева Елена Ярославовна. Нестандартные приёмы для развития речи и творческого мышления детей.
  • Черняк Ирина Леонтьевна. РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗЦИИ
  • Шумилова Татьяна Викторовна. «Развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мультипликации».
  • Зинченко Оксана. Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в играх по мотивам русских народных сказок
  • Курманова Злата Вячеславовна. Криотерапия как одно из эффективных средств развития графо-моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
  • Дубинина. Мастер-класс «Детское исследование как метод развития интеллектуального потенциала старших дошкольников»
  • Пироговская Надежда Георгиевна. Сказка как средство творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста
  • Ширко Галина Леонидовна. Воспитание в семье как фактор развития внутреннего потенциала детей
  • Титова Елена Тагировна. АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
  • Максимец Наталья Юрьевна, Кожевникова Ирина Владимировна. «Использование нетрадиционных техник в изодеятельности как средство художественно-творческого развития младших дошкольников»
  • Короткова Людмила Валентиновна Дидур Светлана Александровна. «Сказка, как метод творческого взаимодействия педагога с детьми по развитию речи»
  • Авдеенко Наталья Борисовна. Мастер-класс для воспитателей ДОУ по теме «Квиллинг как средство творческого развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Анна Протасова. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Баталова Ирина Владимировна. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Фатимет Такахо. Конспект занятия по развитию речи и творческого воображения детей. Подготовительная группа. «На поиски друга»
  • Махнева Н. А., Легостаева М. В., Озорнина А. Л.. 'Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами устного народного творчества' (Педагогический проект 'Бабушкин сундучок')
  • Щигарцова Ирина Юрьевна. Развитие выразительности речи посредством использования разных видов театрализованной деятельности
  • Моргунова Ирина Валерьевна. Проект 'Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста'
  • Лисенкова Светлана Александровна. ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
  • Бакина Ирина Николаевна Гузева Елена Викторовна. «ИГРЫ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНО-ИГРОВЫХ СРЕДСТВ, ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР».
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Толстолутская Елена Анатольевна. Сборник игр и творческих заданий для развития выразительности речи для детей от 3 до 5 лет.
  • Латкина Ольга Владимировна. Использование современных техник рисования для развития творческого воображения дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь