Автор: Ширко Галина Леонидовна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад «Умка», г. Абакан, респ. Хакасия.
Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей.
Главная школа воспитания детей – взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.
В. А. Сухомлинский.
Воспитание в семье – самое важное и трудное из всех занятий, что есть на земле. Оно может принести счастье и стать источником глубокого разочарования. Фундамент детской личности создается в семье. Утрата семьи для ребенка часто равноценна крушению мира. Высокая миссия семейного воспитания требует особого взаимодействия семьи и общества.
История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка и мысль о том, что родителей надо учить воспитывать своих детей, осознавалась еще в глубокой древности и нашла отражение в трудах Я. А. Каменского, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Семейному воспитанию в своих трудах уделяли внимание Конфуций и Кант, В. Сухомлинский и А. С. Макаренко. Проблема семейного воспитания остается чрезвычайно актуальной и в наше время.
А. С. Макаренко говорил: «Для воспитания ребенка, совсем не нужно какого – то особого времени…». Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. В раннем детстве человек должен пройти великую школу тонких, сердечных, человеческих отношений. Эти отношения – самое главное богатство семьи. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного героя. И здесь практика показывает, что, к сожалению, отрицательное преобладает в жизни определенной категории семей. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнения ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, — все это гарантия серьезных неудач формирования его личности.
Ребенок, еще не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по – своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг друга, спокойная и ласковая речь в общении – хороший и обязательный фон для формирования в ребенке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации, битье – такая семейная катастрофа приведет к противоположным результатам.
А. С. Макаренко в «Книге для родителей» подчеркивал: «Если вы бьете своего ребенка, для него, во всяком случае, трагедия: или трагедия боли и обиды, или трагедия привычного безразличия и жестокого детского терпения. Но трагедия эта – для ребенка. А вы сами – взрослый, сильный человек, личность и гражданин, существо с мозгами и мускулами, вы, наносящий удары по нежному, слабому растущему телу ребенка, что вы такое? Прежде всего, вы невыносимо комичны, и, если бы не жаль было вашего ребенка, можно до слез хохотать, наблюдая ваше педагогическое варварство. В самом лучшем случае, в самом лучшем, вы похожи на обезьяну, воспитывающую своих детенышей» …».
«Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашивание, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение – вот что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины».
Тепло, защищенность, психологический комфорт, вот то, что ребенок должен чувствовать в семье. Главное – дети должны быть уверенны, что их любят и готовы помочь в каждую минуту. Воспитание ребенка должно начинаться с самовоспитания родителей. Родители – образец, на который ребенок ориентируется ежедневно. Цель и мотив воспитания – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям семья, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребенка. На создание такой жизни должно быть направлено семейное воспитание.
Задача педагога – объяснить родителям, что их педагогическая грамотность зависит только от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности. Ориентация детей на поведение родителей, как на пример и прообраз собственных действий, — это одновременно и реализация воспитательного потенциала семьи. Вот почему так принципиально важны поведение, образ мыслей и действий взрослых и в семье, и вне ее.
Что бы решить проблемы и помочь родителям в воспитании детей, мы разработали и используем в работе свою систему сотрудничества с семьей – интерактивные формы работы с родителями: анкетирование родителей в течении года (лучше узнать родителей, их взаимоотношения с детьми, проблемы семьи); «Школа для родителей» (консультации, рекомендации, памятки, практический материал, списки литературы); круглые столы Вопросов и ответов; выставки совместного творчества (на разные темы); «Древо семьи»; «Герб моей семьи»; Дни открытых дверей; проведение праздников; и т.д.
Родители принимают участие во всех мероприятиях, которые предназначены помочь детям и взрослым подружиться и поучаствовать, какое счастье быть вместе и понимать друг друга. «Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливыми – это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству».
Многообразие форм взаимодействия с семьей позволяет найти подход к большинству мам и пап. Кто – то с удовольствием делает поделку, в то время как другие заняты поиском «семейных сокровищ». Кто – то с гордостью рассказывает о профессии родителей, а кто- то совместно с родителями изготовит панно к конкурсу…
Каждый родитель имеет возможность проявить себя и показать пример ребенку. Общение детей и родителей бесценно.
Подходы в воспитании у семьи и воспитателей могут быть разные, но цель одна и проблемы общие. Семья и воспитатели не исключают, а дополняют друг друга. Обучая родителей средствами обучения семейного благополучия, воспитание родителей предупреждает негативные тенденции в семье. И создает условия для роста ребенка.
Воспитатель, в сложном процессе становления личности играет важную роль, и не имеет право быть просто участником, воспитатели и родители – партнеры и наставники детей. И нам «… взрослым постоянно надо помнить, что детство… дар природы, чтобы тот вечно познавал необъятное». Мы стремимся, чтобы детство стало самым счастливым периодом не только ребенка, но и для родителей.
Литература:
- А. С. Макаренко Педагогические сочинения, в 8т. Т.2 Книга для родителей. – М.: Педагогика, 1987.
- Мудрость воспитания. Библиотека для родителей / сост. Б. М. Бим – Бад и др. – М.: Педагогика, 1989
- Гуманная педагогика: теория и практика. Вестник Центра гуманной педагогики Республики Хакасия. Выпуск второй. – Абакан: изд. ГОУ ДПО ХРИПК и ПРО «РОСА», 2009.
|