Ширко Галина Леонидовна. Воспитание в семье как фактор развития внутреннего потенциала детей

Воспитание в семье как фактор развития внутреннего потенциала детей

Автор: Ширко Галина Леонидовна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад «Умка», г. Абакан, респ. Хакасия.

Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей.

Главная школа воспитания детей – взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

В. А. Сухомлинский.

Воспитание в семье – самое важное и трудное из всех занятий, что есть на земле. Оно может принести счастье и стать источником глубокого разочарования. Фундамент детской личности создается в семье. Утрата семьи для ребенка часто равноценна крушению мира. Высокая миссия семейного воспитания требует особого взаимодействия семьи и общества.

 

История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка и мысль о том, что родителей надо учить воспитывать своих детей, осознавалась еще в глубокой древности и нашла отражение в трудах Я. А. Каменского, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Семейному воспитанию в своих трудах уделяли внимание Конфуций и Кант, В. Сухомлинский и А. С. Макаренко. Проблема семейного воспитания остается чрезвычайно актуальной и в наше время.

А. С. Макаренко говорил: «Для воспитания ребенка, совсем не нужно какого – то особого времени…». Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. В раннем детстве человек должен пройти великую школу тонких, сердечных, человеческих отношений. Эти отношения – самое главное богатство семьи. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного героя. И здесь практика показывает, что, к сожалению, отрицательное преобладает в жизни определенной категории семей. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнения ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, — все это гарантия серьезных неудач формирования его личности.

Ребенок, еще не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по – своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг друга, спокойная и ласковая речь в общении – хороший и обязательный фон для формирования в ребенке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации, битье – такая семейная катастрофа приведет к противоположным результатам.

А. С. Макаренко в «Книге для родителей» подчеркивал: «Если вы бьете своего ребенка, для него, во всяком случае, трагедия: или трагедия боли и обиды, или трагедия привычного безразличия и жестокого детского терпения. Но трагедия эта – для ребенка. А вы сами – взрослый, сильный человек, личность и гражданин, существо с мозгами и мускулами, вы, наносящий удары по нежному, слабому растущему телу ребенка, что вы такое? Прежде всего, вы невыносимо комичны, и, если бы не жаль было вашего ребенка, можно до слез хохотать, наблюдая ваше педагогическое варварство. В самом лучшем случае, в самом лучшем, вы похожи на обезьяну, воспитывающую своих детенышей» …».

«Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашивание, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение – вот что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины».

Тепло, защищенность, психологический комфорт, вот то, что ребенок должен чувствовать в семье. Главное – дети должны быть уверенны, что их любят и готовы помочь в каждую минуту. Воспитание ребенка должно начинаться с самовоспитания родителей. Родители – образец, на который ребенок ориентируется ежедневно. Цель и мотив воспитания – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям семья, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребенка. На создание такой жизни должно быть направлено семейное воспитание.

Задача педагога – объяснить родителям, что их педагогическая грамотность зависит только от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности. Ориентация детей на поведение родителей, как на пример и прообраз собственных действий, — это одновременно и реализация воспитательного потенциала семьи. Вот почему так принципиально важны поведение, образ мыслей и действий взрослых и в семье, и вне ее.

Что бы решить проблемы и помочь родителям в воспитании детей, мы разработали и используем в работе свою систему сотрудничества с семьей – интерактивные формы работы с родителями: анкетирование родителей в течении года (лучше узнать родителей, их взаимоотношения с детьми, проблемы семьи); «Школа для родителей» (консультации, рекомендации, памятки, практический материал, списки литературы); круглые столы Вопросов и ответов; выставки совместного творчества (на разные темы); «Древо семьи»; «Герб моей семьи»; Дни открытых дверей; проведение праздников; и т.д.

Родители принимают участие во всех мероприятиях, которые предназначены помочь детям и взрослым подружиться и поучаствовать, какое счастье быть вместе и понимать друг друга. «Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливыми – это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству».

Многообразие форм взаимодействия с семьей позволяет найти подход к большинству мам и пап. Кто – то с удовольствием делает поделку, в то время как другие заняты поиском «семейных сокровищ». Кто – то с гордостью рассказывает о профессии родителей, а кто- то совместно с родителями изготовит панно к конкурсу…

Каждый родитель имеет возможность проявить себя и показать пример ребенку. Общение детей и родителей бесценно.

Подходы в воспитании у семьи и воспитателей могут быть разные, но цель одна и проблемы общие. Семья и воспитатели не исключают, а дополняют друг друга. Обучая родителей средствами обучения семейного благополучия, воспитание родителей предупреждает негативные тенденции в семье. И создает условия для роста ребенка.

Воспитатель, в сложном процессе становления личности играет важную роль, и не имеет право быть просто участником, воспитатели и родители – партнеры и наставники детей. И нам «… взрослым постоянно надо помнить, что детство… дар природы, чтобы тот вечно познавал необъятное». Мы стремимся, чтобы детство стало самым счастливым периодом не только ребенка, но и для родителей.

Литература:

  1. А. С. Макаренко Педагогические сочинения, в 8т. Т.2 Книга для родителей. – М.: Педагогика, 1987.
  2. Мудрость воспитания. Библиотека для родителей / сост. Б. М. Бим – Бад и др. – М.: Педагогика, 1989
  3. Гуманная педагогика: теория и практика. Вестник Центра гуманной педагогики Республики Хакасия. Выпуск второй. – Абакан: изд. ГОУ ДПО ХРИПК и ПРО «РОСА», 2009.
Просмотров: 435
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Бунина Зоя Георгиевна. Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
  • Дорощенкова Галина Александровна. Взаимодействие детского сада и семьи в речевом развитии ребенка. (консультация для родителей).
  • Калин Ольга. Консультация для родителей дошкольников: «Роль семьи в развитии ребенка»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Новичкова Анна Михайловна. Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в формировании эмоционального интеллекта ребенка»
  • Дементьева Наталья Владимировна. Консультация для родителей на тему: «Как на самом деле любить своего ребенка».
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Онишенко Елена. Консультация для родителей «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Оносова Ольга Аркадьевна. Развитие личности ребенка в общении - информация для родителей
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Семенова Елена Васильевна. Родительское собрание с элементами тренинга для родителей «Поощрения и наказания ребенка в семье»
  • Халюкова Ия Юрьевна. Консультация для родителей «Задачи и содержание музыкального воспитания детей в семье»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Мокрушенко Н.С. Ващенко Н.Л. Евстратенко К.В.. Консультация для родителей «Книга лучший друг ребенка»
  • Бекетова Оксана Николаевна. БУКЛЕТ ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РОЛЬ ОТЦА В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА»
  • Косенкова Ирина Петровна. Консультация для родителей 'Речь вашего ребенка'.
  • Васильева Наталья Анатольевна. Рекомендация для родителей «Как правильно одеть ребенка в детский сад»
  • Башкардина Ольга Владимировна. Консультация для родителей 'Как сделать своего ребенка счастливее'
  • Селезнёва Галина Николаевна. Консультация для родителей: «Как подготовить ребенка к детскому саду?»
  • Курочкина Елена Александровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЕНКА БЕЗ КРИКОВ И НАКАЗАНИЙ»
  • Протасова Любовь Юрьевна. Консультация для родителей 'Что такое три года?'
  • Потапова Евгения Сергеевна. Консультация для родителей на тему: Трудовое воспитание в семье.
  • Торхова Ольга Николаевна. Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе. Основные проблемы и их разрешение»
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Консультация для родителей «Безопасное поведение ребенка на улице»
  • Наталья Козлова. Педагогический проект для детей и родителей 'Семья - это счастье, любовь и удача!'
  • Белан Юлия Александровна. Консультация для родителей «Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь