Авторы:
- Трушакова Екатерина Валерьевна
- Храмова Анна Вячеславовна
- Полуян Ирина Геннадьевна
Воспитатели СП "Детский сад "Гвоздичка" Самарская обл., г.Новокуйбышевск
Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории, такие, как психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология, не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития.
Первые экспериментальные исследования в области детско-родительских отношений были начаты в 1899 году, разработан опросник, выявляющий мнения родителей о наказании детей. В 30-е годы XX века отмечается быстрый рост исследований родительских установок. На сегодня в зарубежной психологии опубликовано более 800 исследований на тему детско-родительских отношений.
В отечественной психологии статистика более скромная, поэтому испытывается определенный дефицит информации по данной проблеме. Как справедливо указывают А.Г. Лидерс, О.А. Карабанова, А.С. Спиваковская и многие другие психологи, занимающиеся изучением психологической службы семьи, и на сегодняшний день сохраняется определенная потребность в методах диагностики детско-родительских отношений и со стороны родителей, и со стороны детей.
Интерес многих современных исследователей к сфере детско-родительских отношений объясняется значимостью роли взрослого для детского развития и в настоящий момент принято выделять когнитивный и эмоциональный компоненты этого взаимодействия ребёнок — взрослый.
Родительство — это счастливая, но трудная и драматичная миссия, которая невозможна без проблем и противоречий. Эти трудности и противоречия неизбежны и объективны. [1]
Воспитание-это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации образовательных целей в условиях педагогического процесса. [4, с.87]
Родительскую компетентность можно рассматривать как индивидуально-психологическое образование, выражающееся единством теоретической и практической готовности к осуществлению родительской деятельности. Готовность родителя к осуществлению воспитательных функций определяется сформированностью у него значимых личностных качеств, наличием теоретических знаний, практических умений и мотивации. [2, с.7-8]
Компетентный родитель характеризуется следующими качествами: любит своего ребенка, осмысливает приоритетный вид деятельности, умеет общаться с ребенком, используя адекватный стиль общения, знаком с возрастными психическими особенностями развития детей.
Но, к сожалению, институт семьи еще далек от идеала. Зачастую в семье царят: ссоры, тревожность, напряженность. В такой семье ребенок растет нервным, испытывая психоэмоциональные проблемы, страхи и недоверие к окружающим.
В психологии есть понятие: невроз ребенка – это невроз семьи. Компетентный родитель должен понимать это, и, если сам не в состоянии решать проблему, он должен обращаться за помощью к психологам, педагогам. Но и сам «компетентный родитель» должен наблюдать за собой, анализировать свои слова и поступки, в общении с ребенком. Компетентный родитель должен знать признаки дисгармоничных типов семейного воспитания: гипоопекающий тип, гиперопекающий тип.
Гипоопекающий тип проявляется в следующем: наблюдается эмоциональное неприятие ребенка, ему уделяют недостаточно заботы и внимания, ребенок чувствует себя одиноким, формируется чувство вины перед родителями, снижается самооценка и в дальнейшем ребенок воспринимает мир враждебно, ведет себя агрессивно, растет неудачником, в семьях царит авторитарный тип управления семьей.
Гиперопекающий тип проявляется в следующем: ребенку многое прощается, беспрекословно выполняются все его желания и капризы, ребенок лишается воли, самостоятельности, требует к себе повышенного внимания. В современной практике семейного воспитания довольно определенно выделяются три стиля (вида) отношений: авторитарное, демократическое и либерально — попустительское отношение родителей к своим детям.
Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение — главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.
Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными и безответственными.
Попустительский тип отношения А. С. Макаренко называет «авторитетом любви». Суть его заключается в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, умеющего «подыгрываться» к людям.
Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Они видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания воспитать детей такими, какими являются сами. [3, с.353-354]
Мы предлагаем проект — дисциплину «Школа молодого родителя», которую необходимо ввести в курс обучения для учеников 10-11-х классов.
Целью предлагаемой дисциплины является: формирование начальных представлений о семье и правилах воспитания будущих детей.
Задачи дисциплины следующие:
Конкретизировать сущность понятия «компетентный родитель».
Создать представление будущих родителей о стилях воспитания детей.
Сформировать знания будущих родителей об использовании методов поощрения и наказания в процессе воспитания детей.
Научить решать педагогические задачи, связанные с воспитанием детей.
В содержание курса входят знания дошкольной педагогики, анализ опыта собственной семьи и создание собственной модели семьи. Данную дисциплину могут преподавать классный руководитель, родители (имеющие педагогическое образование), психолог, социальный работник и медицинский работник.
Вопросы влияния характера взаимодействия взрослого с ребенком на формирование личности дошкольника широко обсуждаются в отечественной литературе. К настоящему времени сформировалось убеждение, что тип детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих характер ребенка и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно тип детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребенка.
Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости, что сказывается на эмоциональном самочувствии ребёнка и как следствие накладывает определённый отпечаток на личность дошкольника.
Обобщая, детерминанты родительского отношения в различных психологических концепциях, можно выделить следующие: особенности личности родителя (концепция А. Адлера, Дж. Боулби, Л.Лоевингер); личностные и клинико-психологические (работы М.И. Лисиной, Н. Ньюсона); этилогические факторы (С. Лейбовичи); социокультурные детерминанты (X. Харлоу, М.Лаоса); особенности внутрисемейных отношений (А. И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер).
Дошкольное детство — период интенсивного психического развития, появления психических новообразований, становления важных черт личности ребенка. Это период первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. В дошкольном возрасте формируются не только те особенности психики детей, которые определяют общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и такие, которые представляют собой «задел» на будущее.
Таким образом для полноценного развития детей необходим ряд факторов, которые влияют на тип детско-родительских отношений: особенности личности родителей и форм их поведения; психолого-педагогическая компетентность родителей и уровень их образования; эмоционально-нравственная атмосфера в семье; диапазон средств воспитательного воздействия (от наказаний до поощрений); степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи; учёт актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения.
Список литературы:
- http: //www. ya-roditel. ru/ parents / base / experts /87162/
- Анисимова А.В. Родительская компетентность как основа предупреждения и профилактики девиантного поведения//Молодой ученый. —2014. —№17. 1.
- Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов- 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И.П. Подласый. –М.: Владос- пресс, 2004. -365 с.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.А Сластенин, И.В Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А Сластенина. --.: Издательский центр «Академия», 2002. -576с.
|