Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает участие общества в жизни ДОО.
Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОО. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.
Нашему дошкольному образовательному учреждению № 85 исполняется 41 год. За это время менялся педагогический коллектив, однако заложенные добрые традиции используются, обновляются и передаются педагогами нашего образовательного учреждения. В каждой возрастной группе существуют свои традиции, но есть общие традиции детского сада.
В нашем саду прижились именно те традиции, которые отражают позитивные изменения при активном участии родителей, которые произошли в системе ДОО. Систематическое применение традиций позволило создать необходимые условия для развития взаимозависимых отношений с семьями воспитанников; обеспечить развитие личности дошкольников, повысить компетентность родителей в области воспитания.
Наша основная цель в работе с родителями заключается в том, чтобы создать условия в ДОО для повышения эффективности участия родительского сообщества в воспитательной деятельности образовательной организации.
Задачи:
- Создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями, активизировать и обогатить воспитательные умения родителей;
- Реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе ФГОС.
Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями в процессе общения. Сейчас педагоги ищут новые формы отношений с родителями — это сотрудничество и взаимодействие. И эти новые формы взаимодействия, побуждают родителей к взаимоотношениям с детьми с позиции любящего наставника и друга ребенка. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное — донести до родителей знания. С целью активного вовлечения законных представителей в образовательную деятельность мы используем формы, предполагающие обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями — создание и реализация образовательных проектов;
- организация досуговой деятельности
- организация работы в творческих мастерских
- участие в социально-значимых акциях.
В своей работе мы придерживаемся следующих принципов:
- Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями — значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
- Индивидуальный подход. Индивидуальность в общении необходима не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
- Сотрудничество, а не наставничество. Создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
- Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
В каждой возрастной группе в нашем ДОО сложились особые традиции.
Младший дошкольный возраст.
Каждый год мы встречаем малышей с особым трепетом и волнением. Впереди педагогов, родителей и их малышей ждет достаточно сложный адаптационный период к условиям детского сада. И в этот период необходима помощь воспитателей, специалистов детского сада не только детям, но и их родителям. В связи с этим актуальной формой работы в данной возрастной группе стало приглашение специалистов ПМПК центра «Радуга» для помощи родителям. Это новшество переросло в добрую традицию. Каждый год для вновь поступивших родителей специалисты – детский психолог, невропатолог, педиатр – дают родителям ценные советы по адаптации детей к условиям ДОУ. На этих встречах родители могут задать актуальные вопросы, получить консультацию, записаться на консультации. Также на этой встрече выступают педагоги — стажисты, которые делятся положительным опытом работы по данной теме.
Эта традиция называется «Хорошо нам, когда мы вместе» и реализуется в форме лекция – беседа.
Такая же встреча организуется в конце года. Педагоги показывают результаты успешной адаптации, демонстрируют видео – презентацию «Наш день в детском саду», где видно, что детский сад стал для каждого ребенка уголком семейного тепла и доброты.
Средний дошкольный возраст.
«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра»
А. С. Макаренко
Игра — это ведущий вид деятельности дошкольника, особенно дошкольника среднего возраста. Очень важно своевременно донести до родителей мысль о том, что ребенок развивается именно в игре, приобретает коммуникативные навыки, расширяет свой эмоциональный и познавательный опыт. В своей работе с родителями мы не только знакомим представителей воспитанников со значением игры, но и активно вовлекаем родителей в игровую деятельность своих детей.
Ведь игры – это взаимодействие с детьми на равных, поскольку во многих играх дети схватывают идею быстрее взрослых. А родителям очень важно бывает увидеть, что их ребёнок отлично соображает, обладает хорошей памятью, вниманием и реакцией! Родителям необходимо видеть успехи детей, чтобы поддержать их, помочь им сформировать правильное представление о своих способностях.
В этом направлении нам помогает такая форма работы как семинар – практикум «Семейная игротека».
Задачи данного направления:
- Создать условия для ознакомления родителей с новыми способами совместного взаимодействия
- Сформировать у родителей представления о значении игры в развитии ребенка.
- Привлечь внимание родителей к детской игре, как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом, познавательном и эмоциональном общении с взрослым и сверстниками.
Оригинальным подходом к развитию данной традиции мы выбрали такую новую технологию взаимодействия как «квест – игра».
Квест — это форма взаимодействия взрослых и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи через реализацию определенного сюжета. Многообразие возможностей делает квест одним из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО, а также побуждает родителей, детей и педагогов к творческому сотрудничеству между собой. Устраняется отчужденность, появляется уверенность, решаются многие проблемы. А главное увлечены все и дети, и взрослые, и педагоги.
Тематика квестов, реализованных в средней группе:
- квест – игра «Поможем Красной шапочке»;
- квест – «Путешествие к таинственным островам»;
- квест – игра «Поможем белочке»;
- квест – игра «В гости к Буренке».
Результаты работы в ходе применения такой формы как «квест – игра»:
- создание для родителей возможности содержательно провести время со своими детьми, и окунаясь в игру, «вернуться в детство»
- накопление родителями педагогического опыта по практическим навыкам сотрудничества с детьми.
- формирование у родителей представления о значении игры в развитии ребенка.
Старший дошкольный возраст
Характерной тенденцией нашего ДОУ является стремление к открытости, которая предполагает участие родителей в проектной деятельности.
Законные представители наряду с педагогами ДОО принимают участие в создании условий для полноценного развития дошкольника, чтобы не упустить важнейший и ответственный период в развитии его личности.
Исходя из этого, в нашем ДОУ сложилась традиция по организации детско – родительских проектов «Ужасно интересно то, что неизвестно».
Особенность детско-родительского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.
Цель: объединение усилий педагога и семьи в процессе развития свободной творческой личности детей.
Задачи для педагога:
- подбор соответствующего методического обеспечения по теме
- организация просвещения родителей с целью повышения их педагогической культуры
- привлечение родителей воспитанников к планированию совместной деятельности.
Для родителей:
- повысить уровень педагогической культуры представителей воспитанников ДОО
- повысить заинтересованность в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении.
Прогнозируемый результат.
Педагог:
- повышение уровня профессиональной компетентности в вопросах использования проектной деятельности в воспитании, обучении и развитии дошкольников
- разработка серии проектов для детей
- пополнение развивающей среды в группе.
Родители:
- повышение активности взаимодействия с педагогами в воспитательно-образовательном процессе.
Работа по проектной деятельности осуществляется в течение всего года. Тематика проектов разнообразна. Перед родителями ставится проблема, которая разрешается в ходе совместной работы.
Нами были реализованы такие проекты как — «В стране снеговиков, «Что в имени твоем», «Хлеб всему голова», «Урал – наш край родной». Следует отметить, что данные проекты участвовали в конкурсах и завоёвывали призовые места.
Дверь в искусство, которую открывает детский сад – это хороший способ гармонизации детско-взрослых и родительских отношений, обогащение общения. Поэтому в подготовительной группе мы выбрали такую форму работы с родителями как мастер – класс.
Мастер-класс – хорошо известная форма передачи опыта посредством активной деятельности участников. Где предполагается наличие массы практических примеров, рекомендаций, технических приемов работы. А самое главное, тема мероприятия не должна быть скучной, должна заинтересовать, «цеплять» слушателя.
Задачи, которые решает мастер класс:
- Вовлечь семью в единое образовательное пространство.
- Научить родителей общаться с детьми на основе творческой деятельности.
- Образовывать родителей через деятельность.
- Осуществить понимание, признание и реализацию развивающих и воспитательных задач ДОУ в семье.
Каждый мастер – класс решает не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка и родителей.
Мастер – класс проводится с периодичностью один раз в месяц. Встреча длится от 30 до 45 минут. О теме очередного мастер — класса, его особенностях родители узнают из афиш или пригласительных билетов. Встречи проходят в атмосфере дружеского общения.
На мастер — классе обязательно рассказывается об определенных видах, техниках, истории их возникновения, используется чтение стихов по теме. Далее показ способов изготовления и непосредственно выполнение художественной работы ребенком совместно с родителем Завершение работы, подведение итогов и обязательно сюрприз для каждой семьи, это могут быть красочно оформленные буклеты, памятки, схемы новых идей, фотографирование на память и, конечно же, сама работа, которая дарится детям. Именно то, что рядом с ребенком работает его надежный друг и помощник – мама или папа и является преимуществом мастер – классов.
Мастер – класс для родителей по ознакомлению с народной куклой представлен в Представленные традиции детско – родительских мероприятий по разным возрастным группам показали успешность вовлечения родителей в учебно — воспитательный процесс нашей образовательной организации.
Об эффективности, проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями, свидетельствуют:
- проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
- увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его интересах, способностях и потребностях;
- стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем и специалистами;
- совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно отразилась в деятельности воспитанников;
- повышение активности родителей в совместных мероприятиях.
Мастер – класс с родителями
Творческий проект «Ты и твое имя»
|