Калимуллина Рита Разифовна, г. Бирск – 2019г.
Дошкольный возраст считают наиболее важным для физического и умственного развития воспитанника. В этот время закладываются основы его здоровья, формируются главные черты характера.
Поэтому приоритетным направлением образования для любого детского сада остаётся сохранение и укрепление здоровья воспитанника, формирование у него привычки к здоровому образу жизни.
Все мы знаем, что такое ВАЛЕОЛОГИЯ — это наука о воспитании привычки к здоровому образу жизни? Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение воспитанников основным гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу.
Вопрос об обучении ребенка дошкольного возраста сознательному отношению к своему здоровью — важная проблема. Самое интересное и непонятное для ребенка — это он сам. Кто я? Какой я? Что я могу делать? Что у меня внутри? Как я появился на свет? Это только часть вопросов, которые задает ребенок любого возраста. Ответить самостоятельно на них, он не может, воспитаннику нужна помощь взрослого, т.е. наша педагогов и родителей.
Моя работа предусматривает валеологическое просвещение воспитанников и родителей: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, знания о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи и самопомощи.
Организованная образовательная деятельность построена по пяти разделам.
Раздел «Человек – живое существо» ставит перед собой задачи ознакомления воспитанников со строением тела человека, с функциями основных органов и систем, с тем, что необходимо человеку для нормального существования. Человек не может прожить без тепла, света, без пищи и гигиенических навыков, без труда, человеческого общения и занятия спортом.
Второй раздел «В гостях у Мойдодыра» предполагает сформировать у воспитанников элементарные гигиенические умения и навыки. Как правильно ухаживать за зубами и что влияет на здоровье людей, как водой и мылом можно предупредить различные болезни, закаливание организма водой, солнцем и воздухом.
Раздел «Золотые правила питания. Овощи и фрукты – полезные продукты» предполагает дать воспитанникам представления о правильном и полезном питании, какие продукты полезны для организма, а какие – нет. Так же дать воспитанникам представление о витаминах, в каких продуктах они содержатся, и какую пользу приносят организму человека. Закрепить у дошкольников правила поведения за столом и правила сервировки стола как теоретически, так и практически.
Следующий раздел «Откуда берутся болезни. Помоги себе сам» из которого дети дошкольного возраста узнают о возникновении болезней и способов их профилактики, о формировании правильного отношения к своему здоровью. Так же формирование первоначальных навыков оказания первой медицинской помощи умение вести себя умело в экстремальных ситуациях, обращаться за помощью в службу полиции, скорой помощи, пожарную службу.
Последний раздел «Человек и природа» знакомит воспитанников с охраной окружающей среды, с правилами поведения на природе, учит различать и называть лекарственные и ядовитые растения и грибы.
Для реализации поставленных целей я использую традиционные методы и инновационные технологий, такие как Су- джок терапия, дыхательные упражнения Коцудзо – Ниши, различные виды проектов.
Расскажу кратко о них.
Су- Джок терапия это «метод воздействия на биологически активные точки, расположенные на кистях и стопах ( «су» — кисть, «джок» — стопа)». Они являются, по мнению автора системы Су Джок, профессора Сеульского «пультом дистанционного управления» здоровьем человека. На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Главное же заключается в том, что неправильное применение этого метода не способно нанести организму ребенка никакого вреда. Оно просто не дает желаемого результата. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия, можно развивать и речевую сферу воспитанника.
Суть Су-Джок терапии состоит в том, что:
- во-первых, дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но им характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование массажера Су-джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему
- во – вторых, детям дошкольного возраста нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Одни из нетрадиционных методов здоровьесбережения воспитанников является работа над правильным дыханием – комплекс дыхательных упражнений, созданных японским ученым, профессором Кацудзо Ниши. Профессор утверждает: «чтобы научиться дышать правильно, нужно взять процесс дыхания под контроль сознания». Научившись контролировать дыхание, мы получим в свои руки контроль над здоровьем организма. При выполнении комплекса упражнений с воспитанниками необходимо учитывать, что самомассаж необходимо выполнять ежедневно, чтобы достичь положительных результатов. Для выполнения упражнений необходимо всего 7–10 минут.
К числу примеров инноваций, наиболее успешно реализуемых в ДОУ с учетом ФГОС, относятся так же проекты — проблемные воспитательные задачи, участие в реализации которых обеспечивает формирование широкого круга компетенций дошкольников — от расширения познаний об окружающих предметов и явлений до развития навыков слаженного командного взаимодействия. Дети познают мир в ходе исследований, начиная с неосознанного тактильного знакомства с окружающими предметами и постепенно переходя к осмысленному экспериментированию.
Я в своей работе разработала следующие проекты:
- Познавательный проект для воспитанников младшей группы «Здоровей -ка». Цель: дать воспитанникам знания о человеческом организме, сформировать потребность в ЗОЖ, первые понятия о своем теле.
- Краткосрочный проект «Использование игровой деятельности в формировании навыков самообслуживания и культуры поведения у воспитанников средней группы». Цель: формирование навыков самообслуживания и культуры поведения воспитанников младшей группы.
- Педагогический проект по основам безопасного поведения в быту для воспитанников подготовительной к школе группы «Один дома». Цель: способствовать формированию основ безопасного поведения в быту.
Работая в детском саду, и организуя с детьми дошкольного возраста ООД и различные виды деятельности по формированию у них представлений о здоровом образе жизни, я поняла насколько важно и актуально это сегодня, но не нужно забывать, что первыми помощниками в нашей работе являются родители.
Работа с родителями по валеологическому просвещению включает:
- ознакомление с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
- участие в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей дошкольного возраста;
- целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т. д;
- ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социальное развитие дошкольника;
- обучение конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательной гимнастике, Су-джок терапии, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т. д.);
Для достижения поставленных целей я разработала проект «Взаимодействие педагогов и родителей по формированию у воспитанников привычки к здоровому образу жизни», цель которого формировать в содружестве с родителями потребность к здоровому образу жизни у воспитанников.
Так же планирую в своей работе родительские собрания по темам здорового образа жизни, совместные праздники, различные виды консультации, памятки, индивидуальные беседы и многое другое. Совместно с родителями изготовили различные виды массажеров из бросового материала.
Считаю, что работа по данному направлению дает положительные результаты, так как имеющиеся знания, благодаря их многократному практическому и наглядно-действенному воспроизведению в игре, обыденной жизни, опытно-экспериментальной деятельности приобретает прочный и осознанный характер. Нетрадиционный подход к оздоровительно-профилактической работе с воспитанниками имеет огромный учебно-воспитательный потенциал, что бесценно в воспитании подрастающего поколения.
Литература. Интернет-ресурсы.
- Елжова Н.В. Здоровый образ жизни в дошкольном учреждении. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.
- Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. — СПб: Петроградский и К°, 1995.
- Торохова Е. И. Валеология: Словарь. — М.: Флинта: Наука. 1999.
- Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Волгоград, 2010
- Т.Э. Токаева. Будь здоров дошкольник. Программа физического развития детей 3- 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2016.
- Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы / авт. -сост. Т.Г. Карепова. – Волгоград: Учитель, 2014.
- Интернет источники:
- Валеологические подходы в системе естественного оздоровления детей / Л. В. Чернецова, М. Н. Канкасова, Г. В. Павлова и др. // Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей: Тез. докл. В Междунар. науч. -практ. конф. — Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1996. — С. 358-359.
|