Бурова Оксана Николаевна. Мастер – класс для педагогов и родителей на тему «Формирование предпосылок обучения грамоте у дошкольников с ОНР»

Роль воспитателя в развитии детей дошкольного  возраста

Бурова Оксана Николаевна учитель – логопед
МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ  САД №24» г. ОРЛА
Мастер – класс для  педагогов и родителей на тему «Формирование предпосылок обучения грамоте у дошкольников с ОНР»
План проведения мастер класса
Представление технологии
Совместное моделирование
Проведение имитационного занятия (игры)
Рефлексия Скачать мастер -класс

Сейчас Вашему вниманию будет представлен мастер – класс по теме « Формирование предпосылок обучения грамоте старших дошкольников с ОНР учителем – логопедом Буровой О.Н.
Представление технологии.  Сейчас уже никто не сомневается в том, что успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько он к ней подготовлен.
Хорошо развитая речь детей является одним из показателей готовности к обучению в школе. Психологи утверждают: «Родной язык можно считать центральным предметом в начальной школе, так как он «проникает» во все другие предметы, обобщает и объединяет их результаты. По существу, речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность
Правильная  речь - один из показателей готовности ребенка к обуче¬нию в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразви¬тием речи, особенно нуждаются в формировании готовности к обучению грамоте.
Основой в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучению их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове.
Исходя из методик авторов обучаем детей способам овладения умственными действиями звукового анализа, позиционного чтения, а также соблюдаем этапность формирования способа чтения (по Д. Б. Эльконину).
На первом этапе мы знакомим детей с понятиями «слово», «звук», учим выделять отдельные звуки, подбирать слова с определенным звуком, называть позицию звука в слове и т. д. Обучение такого рода включает детей в инте¬ресную деятельность. 
Мы знакомим детей с гласными и согласными звуками. Они узнают о том, что согласные бывают твердыми и мягкими, учатся их дифференцировать, овладевают  действием звукового анализа.
Помимо задач, направленных на развитие речи на занятиях по обу¬чению грамоте нами предусматриваются задания на развитие функции языкового анализа и синтеза. Благодаря специфики детского возраста, все это легче усваивается в рамках сложения сказки, путешествия, приключения, игры.
В формировании предпосылок обучении детей грамоте нами используются разнообразные приемы работы над предложением, которые соответствуют основному правилу - от простого к сложному. На начальном этапе это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем задания мы усложняем, детям предлагаем составить предложение по набору слов или по опорным словам. Детям с более высоким уровнем развития речи мы предлагаем задания на восстановление деформированного тек¬ста предложения.
Знакомство с буквой, означающей изучаемый звук, начинаем обычно с того, на что похожа та или иная буква.
Следующий вид, используемый нами в работе с детьми - это печа¬тание букв в тетрадях, затем слогов. На наших занятиях используются сразу не¬сколько анализаторов - зрительный, слуховой, речедвигательный, а также мы разрабатываем кисти руки, тем самым формируем двигательный навык при пе¬чатании букв. И чем больше анализаторов задействуем в ознакомлении с новым материалом, тем легче, быстрее и прочнее его усваивают наши воспитанники.
На последнем 3 этапе работы с детьми по обучению грамоте  воссоздаем звуковые формы слога и слова на основе их графического изображения. Здесь  мы закрепляем с детьми отработанный на предыдущем этапе способ чтения. На этом этапе дети постепенно знакомятся с сог¬ласными буквами, овладевают вначале слоговым, потом плавным чтением в пределах всего алфавита.  Важным являлся и тот факт, что дети усваивают принцип чтения.
Важны словарные диктанты. Дети пишут под диктовку слова, меньше Будут пропускать гласные звуки. Надо научить  их потихоньку протягивать эти слова, чтобы дети правильно писали. Чуть позже  дать детям диктанты, состоящие из коротких предложений, а затем обратить внимание детей, на то, что слова «маленькие» и слова пишутся отдельно, что в конце предложения ставится точка, а первое слово следующего предложения пишется с боль¬шой буквы.
Чтение имеет большое значение для ав¬томатизации поставленных звуков. Читая, дети «видят» звук, который им нужно произнести правильно, и автоматизация проходит значительно бы¬стрее. На занятиях следует проводить предупредительную работу по подготов¬ке детей к диктантам. Слова, которые включаются в диктант, сначала раз¬обрать  устно, а затем записать  их на доске. Эти же слова включаются в дик¬тант.
Таким образом, систематическая работа по программе обучения детей грамоте, поможет детям и родителям избежать трудности обучения в школе и проблемы дисграфии и дислексии в процессе работы  будут снижены.
Совместное моделирование  
– А как Вы думаете, нужно ли обучение грамоте в детском саду? Родители делятся своими мнениями, идет совместное обсуждение
-Уважаемые родители, я продемонстрирую  Вам некоторые приемы работы по формированию предпосылок обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Проведение имитационной игры    
-Сегодня мы с Вами будем на месте детей.
-А сейчас, уважаемые родители, я предлагаю Вам встать на позицию ребенка и вспомнить азы грамоты.
- Ребята, давайте возьмемся за руки постараемся  найти в этой таблице«спрятанные» слова. (слова: ива, сосна,   тополь, клён, липа, черёмуха).    .
-А что вы знаете про слово? (слово имеет значение).
-Что это за слово?  (дерево)
-Посмотрите у нас есть волшебный экран и вот одно из названий    деревьев  мы записываем туда.  (Слово липа в системный оператор).
-Сколько слогов в слове  липа?   (2)
-Как вы догадались?     (Правило: Сколько в слове гласных столько и слогов.)
-Назовите гласные звуки в слове липа.   ( и    а  ).
-А  как можно проверить?   (отхлопать).
-А какие вы еще знаете звуки?  (согласные. Они бывают твердые и  мягкие. Глухие и звонкие.)
-А как вы их различаете?  (гласные можно пропеть и протянуть).
- Ребята, давайте встанем и поиграем в игру   «Мир звуков» (гласные и согласные звуки). На согласные звуки участники приседают, а на гласные стоят и машут руками.
-Какие внимательные у нас дети, молодцы.
- А сейчас обратите внимание на это слово. Постарайтесь дать звуковой анализ слова липа.
Весь разбор заполняется в системный оператор.
-Вы хорошо справились с заданием.

«Фантазеры»  Слова записаны на доске. Участники читают их                      самостоятельно.
липа    парк    растет
клен    окно    стоит

-Свяжите эти слова по смыслу.   Дети составляют предложения.
-Что вы сейчас придумали?  (предложение).
-А что такое предложение?   (предложение  - это слова, которые связаны между собой по смыслу).      
-Сколько в вашем предложении слов?  (4).
-Назовите первое, второе, маленькое слово.
-Давайте постараемся, сделаем схему этого предложения.
Заполняем системный оператор.
-Ребята, а какие звуки можно услышать в лесу или парке? Давайте их изобразим. Фонетическая ритмика (звуки С-СЬ; З; Ш; Р-РЬ;Ж).
-Посмотрите, что это? Да , это ребусы попробуем разгадать. 
Слова: щель, щавель, качели.
- Молодцы, посмотрите. Какая красивая елочка.
- Давайте с вами сочиним небольшую сказку про ель. Я начну, а вы мне помогайте.

Росла в лесу елочка. Было у нее три подружки. Кто они?
Догадайтесь сами: это лиственные деревья, в названиях
которых  три слога.

БЕРЕЗА             ОСИНА            РЯБИНА     
-Мы с вами сочинили предложения, которые связаны между собой по смыслу. Что у нас получилось?  (текст)
По ходу работы заполняем системный оператор
– Давайте посмотрим на наш волшебный экран. Вот раньше, когда  люди не могли писать и читать, как они общались? (рисовали)
В прошлое системного оператора помещаем картинку дерева(липа).
- А из чего состоит рисунок? (из символов)
- А на чем рисовали раньше? (на стенах, в пещерах, на папирусе, на дощечках)
- Сейчас чаще всего, что мы используем? (электронный вид) – Это и будет будущее системного оператора.
- А из чего состоит электронный вид? (набор букв)
- Набираем эти буквы при помощи чего? (компьютера)

СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР
Камень, пещера, доска
(картинки)    Текст (рассказ)
предложение
.   
Компьютер
(картинка)
Дерево(липа)
(рисунок)    Слово
(липа)    Электронный вид
(липа)
Символы    ли - па
липа
….    липа
(буквы)


Вот и заполнили все окошки нашего системного оператора, мы вспомнили ступени овладения грамотой.
Рефлексия
Молодцы, ребята, мне понравилось, как вы работали. Легко ли вам было сегодня вспомнить раннее изученное? Что у вас вызвало наибольшее затруднение? Что вы сегодня узнали нового, чему научились?
Очень хорошо! А теперь можем расслабиться и встать на позицию взрослого. Так привычнее…С позиции родителей ответьте, что вам понравилось, а может быть вы с чем то и не согласны?
Мне приятно было видеть живой интерес в ваших глазах. Надеюсь, что наша встреча поможет Вам в подготовке ваших детей к школе.

Просмотров: 956
Категория: По направлениям » Для детского сада » Обучение грамоте детей




Другие новости по теме:

  • Коллерова Оксана Владимировна. Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы Тема: Звуковой анализ слова «слон»
  • Эльвира Чулкова. Мастер - класс 'Слова! Слова! Слова!'
  • Кузнецова Валентина Николаевна. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Гласные звуки и буквы»
  • Кузина Анна Викторовна. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей с ОНР старшего дошкольного возраста на тему «Гласные звуки [а, у, и, ы, о]»
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Устинова Марина Павловна. Конспект Образовательная область «Речевое развитие». Подготовка к обучению грамоте. Тема: «Беседа о зиме. Звуковой анализ слова».
  • Оксана Николаевна Бурова. Статья из опыта работы на тему «Формирование предпосылок грамоте у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
  • Данилишина Анна Вячеславовна. Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Звуки «Ч» - «Щ»
  • Захаркина Марина Васильевна. Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Гласные звуки и буквы второго ряда».
  • Скрыпникова Яна Николаевна. Спортивный праздник ко дню Матери в старшей группе «О, как прекрасно это слова – МАМА»
  • Колегова Наталья Андреевна. Презентация опыта «Формирование предпосылок обучения грамоте у дошкольников с ОНР»
  • Егошина Ольга Александровна. Обучение грамоте: Что выбрать игру или рабочую тетрадь?
  • Федичкина Наталья Николаевна. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Предложение, состоящее из трех и более слов с прямым дополнением» с использованием программно-дидактического комплекса Логомер
  • Чекашова Лариса Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группы на тему: Звуки [Л], [Л']. Буква «Л» «Наш гость Лунтик»
  • Костикова Надежда Владиславовна. Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Дьяконова Елена Сергеевна. Система работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте
  • Кривасова Надежда Николаевна. Логосказки при подготовке к обучению грамоте с использованием дидактического пособия «Подружим звуки, подружим буквы»
  • Лалетина Юлия Николаевна. Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе. Тема: Звуки C, С' и буква С.
  • Гришина Елена Александровна.. Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: Звуки П, Пь. Буква П
  • Чепкасова Анна Сергеевна. Презентация Тема «Обучение звуковому анализу слова детей старшего дошкольного возраста».
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Анна Гурина. Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с ОНР на тему: 'Звуки С и СЬ'
  • Бондаренко Ольга Николаевна. Конспект итоговой НОД по обучению грамоте. «Путешествие в страну гласных звуков и букв» (для детей старшего дошкольного возраста)
  • Владимирова Екатерина Михайловна. Конспект фронтального занятия по грамоте в подготовительной к школе логопедической группе по теме: «Звуки [Ч], [Щ]. Буквы Ч, Щ»
  • Тер-Григорян Юлия Николаевна. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ МЕТОДИКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ»
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Майорова Ольга. Формула здоровья «Здоровье – это то, что нужно беречь».
  • Татьяна Юртаева. Игровой практикум для родителей «Раз, два, три – слова правильно произноси!»
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь