Оксана Николаевна Бурова. Статья из опыта работы на тему «Формирование предпосылок грамоте у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Статья из опыта работы на тему «Формирование предпосылок грамоте у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 24» г. Орла

Переход к систематическому обучению детей с 6 лет ставит детский сад и начальную школу в новые, более тесные, чем раньше, отношения взаимозависимости. Теперь это осознают не только в детском саду, где подготовка к школе всегда являлась одной из важнейших задач, но и в школе.

Правильная речь не только один из показателей речевой готовности ребенка в школе, но и залог успешного освоения грамоты. В исследованиях Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой доказано, что письменная речь формируется на основе устной. Для успешного овладения чтением и письмом, как отмечают авторы, необходимо, чтобы у ребенка были достаточно развиты мышление, речевой слух и «особое зрение на буквы», которые способствуют запоминанию начертания букв без особого труда.

Ряд авторов (Р. Е. Левина, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова) в своих работах указывают на взаимосвязь между состоянием речи у детей, уровнем их психического развития и овладением грамотой. Данное положение ярко демонстрируется на примере дошкольников с общим недоразвитием речи. Так, для детей данной категории характерно некоторое отставание в формировании различных видов восприятия, недостаточный уровень развития внимания, небольшой объём памяти; наблюдаются трудности в овладении мыслительными операциями, прежде всего, анализом и синтезом. Наряду с недоразвитием общей моторики имеет место несовершенство мелкой моторики пальцев рук. В связи с этим дошкольники с ОНР испытывают большие трудности в овладении грамотой и зачастую являются потенциальными дисграфиками и дислексиками.

На сегодняшний день в коррекционной педагогике имеется ряд подходов к решению проблемы формирования предпосылок грамоте старших дошкольников с ОНР (Т. Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.А. Ткаченко), которые активно принимают в своей практике учителя- логопеды.

В МБДОУ ЦРР – детский сад №24 города Орла в логопедической работе применяется оригинальная технология обучения грамоте дошкольников с ОНР. Данная технология базируется на положительных современных коррекционно- педагогических исследований и направлена на обеспечение качественной подготовки к освоению предпосылок грамоте старшего дошкольного возраста с ОНР.

К основным задачам в работе с дошкольниками относятся:

  • Формирование общей ориентировки в звуковой системе языка;
  • Обучение звуковому анализу слова (определение порядка следования звуков в слове);
  • Знакомство с основными качественными характеристиками звуков, установление их различной роли.

Инновационным методом разработанной технологии формированием предпосылок грамоте дошкольников с ОНР является отработанное содержание обучения, реализуемое с использованием наглядных моделей.

Важным принципом работы с воспитанниками логопедических групп является комплексность коррекционного и психолого-педагогического воздействия, что предполагает установление сотрудничества различных специалистов.

Непосредственному обучению детей грамоте предшествует комплексная диагностика речевого и познавательного развития. С учетом полученных результатов осуществляется перспективное планирование, отбираются наиболее эффективные формы и методы работы с воспитанниками логопедических групп.

Применение выше описанной технологии в рамках коррекционно – педагогического процесса позволяют добиться положительных результатов при формировании предпосылок грамоте детей с ОНР, что, в свою очередь, способствует успешному обучению в школе.

Просмотров: 600
Категория: По направлениям » Для детского сада » Обучение грамоте детей




Другие новости по теме:

  • Бурова Оксана Николаевна. Мастер – класс для педагогов и родителей на тему «Формирование предпосылок обучения грамоте у дошкольников с ОНР»
  • Колегова Наталья Андреевна. Презентация опыта «Формирование предпосылок обучения грамоте у дошкольников с ОНР»
  • Тер-Григорян Юлия Николаевна. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ МЕТОДИКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ»
  • Данилишина Анна Вячеславовна. Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Звуки «Ч» - «Щ»
  • Кузина Анна Викторовна. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей с ОНР старшего дошкольного возраста на тему «Гласные звуки [а, у, и, ы, о]»
  • Рыбакова Светлана Петровна. Конспект итогового занятия по обучению грамоте: «Путешествие по Стране Знаний» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III уровня
  • Карнюшина Евгения Александровна. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ШКОЛЕ
  • Ададурова Виктория Валерьевна. Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте для детей 5-6 лет с ОНР «В гости буква А пришла».
  • Иванова Ирина Викторовна. Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР 'День рождение Раи и Риты'
  • Бондаренко Ольга Николаевна. Конспект итоговой НОД по обучению грамоте. «Путешествие в страну гласных звуков и букв» (для детей старшего дошкольного возраста)
  • Коллерова Оксана Владимировна. Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы Тема: Звуковой анализ слова «слон»
  • Анна Гурина. Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с ОНР на тему: 'Звуки С и СЬ'
  • Шааб Татьяна Владимировна. Уровень речевого развития ребёнка – один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе
  • Аликина Тамара Ивановна. Занятие по обучению грамоте с элементами лексико-грамматических категорий для детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи Тема: Дифференциация звуков Ф – ФЬ.
  • Шевченко Оксана Анатольевна. Использование методики Зайцева при подготовке к обучению грамоте детей с задержкой психического развития
  • Тарасюк Юлия Анатольевна. Роль развития мелкой моторики рук в коррекции речи детей с ОНР.
  • Миронова Надежда Александровна. Перспективно-тематическое планирование работы по обучению грамоте в подготовительной к школе группе
  • Наталья Зорина. Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
  • Оржинская Неля Ивановна. Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, звук и буква 'К'
  • Оржинская Неля Ивановна. Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, звук и буква 'С'
  • Дьяконова Елена Сергеевна. Система работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте
  • Ирина Юрьевна Зайцева. Методические рекомендации по проекту «МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР»
  • Фаттахова Наталья Вячеславовна, Григорьева Ирина Николаевна. Тематический контроль «Состояние работы по развитию конструктивной деятельности дошкольников и формирование предпосылок развития технического творчества»
  • Светлана Анисимова. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями по обучению грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями речи
  • Поскребышева Татьяна Фёдоровна. Итоговое занятие по подготовке детей к обучению грамоте «В стране звуков и букв»
  • Андросова Екатерина Александровна. Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе 'Грамоте учиться всегда пригодится'
  • Бережная Ольга Васильевна. Название работы: Подгрупповое занятие для старших дошкольников с ОНР на тему «Зима. Дифференциация звуков [д] — [дь’]».
  • Осколкова Юлия Леонидовна. Картотека игр по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы
  • Федичкина Наталья Николаевна. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Предложение, состоящее из трех и более слов с прямым дополнением» с использованием программно-дидактического комплекса Логомер
  • Трофимова Александра Викторовна. Конспект занятия по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь