Трофимова Александра Викторовна. Конспект занятия по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

Конспект занятия по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.Трофимова Александра Викторовна
учитель-логопед МКОУ Лугавская СОШ № 19 детский сад с. Лугавское, Красноярский край, Минусинский район

Тема: звук (ч).
Цель: уточнить произношение звука (ч); совершенствовать звуковой анализ; упражнять в составлении сложноподчиненных предложений с союзом «потому что»; развивать мышление.
Оборудование: зеркала, сигнальные фонарики, кирпичики, ворота для подлезания, канат.
Ход занятия
1 Организационный момент.
- Назовите согласный звук, который дважды слышится в слове.
Колобок                     звездочет              сосулька
Барабан                      дудочка                 фанфары
Балалайка                  лилипут                 шишка
Попугай                     мультфильм          верталет

2. Артикуляционная гимнастика.
Чередование  упражнений «Хоботок» - «Трубочка» - «Рупор».
«Чашечка». Постучать «чашечкой» за верхними зубами.

3. Знакомство со звуком (ч)
Загадка:            В  поле лестница лежит
Дом по лестнице бежит. (Паровоз)
- Посмотрите  в левый верхний угол  страницы. Паровоз едет, выпускает пар из-под колес: ч-ч-ч-ч.
4. Анализ артикуляции звука.
- Покажите, наблюдая за артикуляцией в зеркале, как паровоз выпускает пар.
Дети анализируют произношение звука (ч) по схеме. Губы округлены и выдвинуты вперед. Между зубами небольшое расстояние. Кончик языка прижат за верхними зубами. Короткая воздушная струя разрывает эту преграду. Голос не работает.
- Какой звук (ч)? (Согласный, только мягкий, глухой)
- Какую фишку поднял Незнайка? Почему? Почему он не показал синюю фишку?
5. Развитие фонематического слуха

Игра «Будь внимательным».
- Увидев зеленый фонарик Незнайки, паровоз остановился.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.
Я стучу, стучу, стучу.
В страну сказок я лечу.
-  Незнайка объявляет: «Внимание! Внимание! Пассажирам отправляющимся на паровозе в страну сказок, необходимо проверить слух!» Поднимите фонарик, если услышите  в слове звук (ч):
Вагончик               стучат                 станция
Шпалы                   мчится                страна
Прочный               колеса                 чудесная 
Рельсы                  качается              сказочная

6. Упражнение в произношении звука (ч).
- Мы сели в паровоз, и паровоз помчался:
Чу, чу-чу, чу, чу.
Ча, ча, ча-ча, ча.
Чи-чи-чи, чи-чи.
Дети воспроизводят слоговой  ряд, соблюдая ритм.
- Паровоз набирает скорость. Произнести на одном выдохе: ча-чо-чу-чи-че.
7. Выделение звука (ч) из состава слова.
- Поезд домчал нас до страны сказок. Рассмотрите картинку. Каких  персонажей сказок мы повстречали в стране сказок? Из каких сказок эти персонажи? Рассмотрите внимательно картинку. Назовите слова со звуком  (ч). Определите место звука (ч) в слове. ( Чиполлино, чеснок, черепаха, Чудо-юдо рыба кит; очки, печка, бочка; ключ, царевич).
Дети называют слова и на индивидуальных схемах указывают место звука (ч) в слове.
8. Физминутка. Игра «Поезд».
Дети двигаются в колонне друг за другом, согнув руки в локтях, изображая движение колес.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.
Я стучу, стучу, стучу.
К новой сказке я лечу.
Поезд идет «по мосту» (кирпичикам), проходит через «туннель»(ворота для подлезания), движется по извилистой «дороге» (по изогнутому канату).
9. Звуковой анализ.
Загадка:           Что за чудо?
Вот так чудо:

Сверху блюдо,
Снизу блюдо.
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги.         (Черепаха)
- Повстречалась нам черепаха. Из какой она сказки? На панцире черепахи заданы слова со звуком (ч). Рассмотрите картинку. Подберите слова к схемам на панцире черепахи. Назовите по порядку звуки в этих словах.
10. Формирование грамматического строя речи.

а) Составление сложноподчиненных предложений с союзом «потому что».
- Везет наш поезд дальше. Повстречалась нам девочка. Зовут ее Почемучка. Ее так назвали, потому что она любит задавать вопросы. Посмотрите, у нее даже спинка изогнулась, как вопросительный знак.
- Рассмотрите картинку слева. Что на ней происходит? Что произошло на картинке справа?  Почемучка спрашивает, почему плачут дед и бабка? Ответьте ей, перекинув мостик «потому что» от одной картинки к другой.
Аналогично составляется предложение по следующей паре картинок. Логопед объясняет детям принцип построения сложноподчиненного предложения с союзом «потому что». Сначала, взяв слова из вопроса, надо сказать, что будете объяснять. Затем перекинув мостик «потому что», дать объяснения.
- Почемучка  продолжает задавать вам вопросы: « Почему растаяла снегурочка? Почему сломался теремок? Почему лиса съела колобка?
б) «Исправь предложение»
- Незнайка тоже составил предложение со словом «потому что», но ошибся. Скажите предложение правильно.
У лисы избушка растаяла, потому что она выгнала зайца.
Золушка торопилась с бала домой, потому что потеряла хрустальную туфельку.
11. Итог занятия.
- Закончилось наше путешествие в страну сказок. С каким звуком мы познакомились? Назовите героев сказок, в названии которых есть звук (ч).

Просмотров: 668
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Коллерова Оксана Владимировна. Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы Тема: Звуковой анализ слова «слон»
  • Устинова Марина Павловна. Конспект Образовательная область «Речевое развитие». Подготовка к обучению грамоте. Тема: «Беседа о зиме. Звуковой анализ слова».
  • Федорова Елена Сергеевна. Тема: Обучающая игра — тренажёр «Миша учит Машу правильно произносить звук Ш. Постановка и автоматизация звука Ш».
  • Чудинова Светлана Евгеньевна. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: обучение сочинению сказок Название: «Книга сказок»
  • Бакустина Ирина Васильевна. Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях «В гости к Мишке»
  • Сошникова Лариса Валериевна. Индивидуальное занятие на тему; Звуки «ш», «р» П. Г. Постановка звука «ш», автоматизация звука «р» в слогах, словах и чистоговорках. Использование артикуляционного массажа в занятии.
  • Стефанус Марина Валентиновна. Конспект занятия Автоматизация звука [Л] в словах и фразах, на основе сказочного сюжета «Путешествие Колобка в Голубую страну»
  • Демиденко Татьяна Романовна. Непосредственно организованная образовательная деятельность Тема: Звук [Ч], буква Ч. (Этап автоматизации звука [Ч])
  • Эльвира Чулкова. Мастер - класс 'Слова! Слова! Слова!'
  • Абрамкина Евгения Владимировна. Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе «В страну сказок»
  • Королькова Екатерина Васильевна. Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Путешествие в страну сказок»
  • Хаматзянова Гульнара Рафаиловна. Конспект по развитию речи 'Путешествие в страну сказок' на татарском языке
  • Малика Алатаева. Конспект НОД «Почему растаяла снегурочка?» Свойства воды.
  • Бабенко Анжелика Викторовна . Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в страну сказок» для детей среднего дошкольного возраста
  • Марина Михайловна Комелькова. Конспект занятия по постановке правильного произношения звука в средней группе.. Тема: Воспитание правильного произношения звука «с».
  • Хилло Наталья Николаевна. Проект развивающей предметно-пространственной среды (старшая группа) «В мире сказок. Неделя. По страницам сказок В. Сутеева»
  • Арапова Роза. Конспект НОД Тема: «Путешествие в страну сказок»
  • Вайнбергер Оксана Александровна. Конспект логопедического занятия для детей старшей группы на тему 'Путешествие в страну Сказок'.
  • Котоманова Наталья Геннадьевна. Сценарий спортивного праздника (дети 5-6 лет) «По дорогам сказок»
  • Корсакрва Елена Николаевна. Тема: «Путешествие в страну сказок».
  • Чикаева Татьяна. Конспект занятия по театрализованной деятельности в старшей группе «Путешествие в страну сказок и фантазии»
  • Костылева Ксения Анатольевна. Кенспект открытого занятия с использованием ИКТ 'Путешествие в страну сказок'
  • Рахманюк Ирина Акимовна. Открытое занятие по развитию речи в младшей группе центра социально-психологической реабилитации детей. Игра-путешествие «В стране добрых сказок»
  • Левашова Лариса Александровна. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы 'Путешествие в страну Сказок'
  • Маслова Наталья Сергеевна. Конспект интегрированной НОД по речевому развитию во 2 младшей группе 'Путешествие в страну сказок'
  • Евсеева Оксана Николаевна. Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну звука и буквы Ж»
  • Почему одни дети часто плачут и плохо привыкают к детскому саду, а другие спокойные и быстро адаптируются
  • Ниязова Ольга. Конспект НОД Тема: 'Почему горит фонарик?'
  • Дворянчикова Татьяна Алексеевна. Дидактическая игра по развитию речи детей дошкольного возраста «Подбери картинку к букве»
  • Барабаш Марина Александровна. Педагогический проект «Путешествие в страну сказок»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь