Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе с использованием элементов технологии теории решения изобретательских задач.
Цель: Продолжать знакомить детей с величайшим богатством русской народной культуры – сказками; развивать интерес к сказкам;
Задачи:
- Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас, вспоминая знакомые сказки
- Развивать образную речь детей с помощью лексических и грамматических упражнений, учить подбирать к словам антонимы, прилагательные; обогащать словарь сравнениями, эпитетами.
- Формировать умения отождествлять самого себя с кем-либо, и как следствие сопереживать этому объекту, описывать его состояние в разных ситуациях.
- Продолжать учить детей осваивать алгоритм системной игры «Да -нет» отгадывая главного героя знакомой сказки.
- Развивать фонематический слух при подборе рифм к предложенному слову.
- Развивать внимание, память, наблюдательность, мышление
- Развивать умение выполнять различные игровые задания.
- Формировать у детей умение давать большое количество
идей в рамках заданной темы.
10. Вызывать у детей желание помогать сказочным персонажам, преодолевать препятствия.
11. Воспитывать смелость, находчивость, согласовывать свои действия с партнерами
План.
1. 1.Вводная часть, сообщение цели путешествия.
1. 2. Игры с элементами ТРИЗ.
- Подбор прилагательных к слову «путешественники».
- Работа с антонимами.
- Игра «Да-нетка».
- Физминутка «Царевна-лягушка» (эмпатия).
- Разгадывание загадок.
- Игра «Слово-цвет».
- Игра «Придумай рифму».
2. Самостоятельная деятельность детей в Центрах активности.
3. Подведение итогов.
Оборудование и материалы:
Воздушный шарик, конверт с письмом, разрезная картинка Василиса Прекрасная, карта, карточки с заданиями, разноцветные карточки;
картинки и вырезки с изображением сказочных героев, тексты загадок; палочки Кюизенера, схемы для д/и «Оживи сказку».
цветной картон, шаблоны (какошник), образцы узоров для выполнения аппликации.
Аудиозапись музыка из т/передачи «В гостях у сказки»
Ход совместной деятельности:
Утренний сбор. «Круг друзей» (создание эмоционального настроя).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Дети! Сегодня мы совершим путешествие в страну Сказок. Это удивительная, волшебная страна. Кто побывает в ней, тот становится добрым и чутким, умным и внимательным. Но волшебная страна Сказок не любит хмурых и сердитых людей. Давайте улыбнемся, как солнышко, и подарим эти улыбки друг другу. А вот теперь можно отправляться в путешествие.
Тише, тише, тишина:
Сказка к нам идет сама.
В группу залетает воздушный шар (наполненный гелием), а к ниточке привязан конверт.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, что это такое? (конверт не подписан). Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано.
- Давайте откроем конверт и посмотрим что там, (Воспитатель открывает конверт, в конверте лежит разрезная картинка и письмо).
- В конверте лежат разрезные картинки, давайте мы их сейчас соберём, и тогда может быть, узнаем от кого оно.
(Дети собираю картинки, на картинке изображена Василиса Прекрасная).
Воспитатель: — Всё ясно, значит, письмо нам прислала Василиса Прекрасная. Адресовано оно вам. Теперь мы можем с вами его прочесть.
«Ребята здравствуйте! Меня зовут Василиса Прекрасная. Злая Баба-Яга похитила меня, да и заперла в своей избушке. А книгу мою волшебную разорвала, да странички по лесу темному разбросала. Помогите мне ребята, пожалуйста, книгу собрать, да злую Бабу-Ягу победить.
Ваша Василиса Прекрасная».
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- Ну что ребята, поможем Василисе Прекрасной? Только как нам лес этот сказочный найти? А может в конверте есть подсказка?
- Ребята, и правда в конверте карта. А на карте указаны направления, где мы найдём задания, которые нам предстоит выполнить. Вы готовы к сложному, но интересному путешествию в страну Сказок?
ДЕТИ:
Да!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Итак, отправляемся в путь
- Давайте встанем в круг, крепко возьмемся за руки и произнесем волшебные слова:
В круг скорее становитесь Крепко за руки держитесь Раз, два, три, четыре, пять Сказку будем начинать.
(звучит музыка телепередачи «В гостях у сказки»)
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- Ребята, вот мы и в волшебном лесу. Вот тут нам и пригодится карта Василисы Прекрасной. Посмотрите, в каком направлении, по какой дорожке нам идти.
Давайте вспомним где у нас правая рука, поднимите её вверх. А теперь покажите левую руку и спрячьте её за спину.
Молодцы!
А, теперь рассмотрим волшебную карту.
(Дети по карте определяют направление, идут по дорожке).
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Первое непростое задание для нас.
Я буду называть вам слово, а вы быстро находите его противоположное значение (антонимы):
сказка-быль; далеко-близко; высоко-низко; быстро-медленно; великан-карлик; взлетать-падать; вместе — врозь; герой-трус; добро-зло;
легко — трудно; начало-конец. и
Воспитатель:
Задание мы выполнили! Можно отправляться дальше в путь.
Ребята, а какими должны быть путешественники?
Дети: смелыми, сильными, умелыми. Находчивыми, любознательными, дружными, внимательными, отважными, сообразительными, умелыми, знающим.
Воспитатель. Молодцы! Именно такими мы должны себя показать!
В путь! (звучит музыка т/передачи «В гостях у сказки»)
Ещё одно задание.
Чтобы продолжить наш путь, угадайте сказочного героя с помощью игры «Да-Нет».
Дидактическая игра «Да- Нет».
В.: -Я загадала сказочного героя из природного мира.
Д.: — Это птица
В.: — Нет.
Д.: — Это рыба?
В.: — Нет.
Д.: — Это животное?
В.: — Да.
Д.: — Домашнее животное?
В.: — Нет.
Д.: — Оно живет в лесу?
В.: — Да.
Д.: — Животное большого размера?
В.: — Нет.
Д.: — Оно бегает?
В.: — Нет.
Д.: — Оно прыгает?
В.: — Да.
Д.: — Плавать умеет?
В.: — Да.
Д.: — Живет в воде?
В.: — Да.
Д.: — Это лягушка?
В.: — Да. Вспомните сказку, в которой лягушка является одной из главных действующих лиц.
Д.: — Это Царевна-Лягушка.
В.: — Да! Молодцы!
Воспитатель:
Представьте себе, что вы Царевна-Лягушка (эмпатия), которая сидит на листе кувшинки и ждет своего Ивана-Царевича. Егор, расскажи, что ты чувствуешь?
А, теперь покажите Царевну-Лягушку за изготовлением хлеба для царя. Настя, расскажи, что ты делаешь?
Царевна-Лягушка приехала на пир во дворец и вышла танцевать. (Все выполняется под различную музыку)
У всех вас получились очень интересные Царевны-Лягушки, как — будто мы побывали в сказке.
А, вот и следующее задание.
Чтобы книга Василисы Прекрасной получилась разноцветной нужно, придумать новые названия цветам которые я вам покажу.
Синий – васильковый, колокольчиковый,
Зеленый – травяной
Ярко-красный – клубничный, малиновый,
Темно-красный – вишневый,
Коричневый – шоколадный,
Желтый – солнечный, лимонный, цыплячий
Белый – снежный, сахарный,
Сине-зеленый – цвет морской волны,
Фиолетовый – сливовый, баклажановый,
Светло-коричневый – цвет какао,
Голубой – небесный,
ВОСПИТАТЕЛЬ:
И эту страничку, нам удалось быстро раскрасить, и наша книга будет разноцветной. Это и будет ещё одна страница волшебной книги.
А сейчас мы пришли в гости, здесь живет много русских народных сказок. Давайте отгадаем, какие это сказки.
(На столе оформлена выставка иллюстраций по сказкам «Репка», «Теремок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят»).
Узнай сказку по отрывку.
Теперь послушайте отрывок из знакомой вам русской народной сказки.
Дети отгадывают.
А, теперь разгадайте загадки и подберите картинки-ответы. Это и будет ещё одна страница волшебной книги
Уплетая калачи, Как у Бабы у Яги
Ехал парень на печи. Нет совсем одной ноги,
Прокатился по деревне, Зато есть замечательный
И женился на царевне. Аппарат летательный.
Какой?
В гости к бабушке пошла, Дюймовочки жених слепой
Пироги ей понесла. Живёт все время под землёй.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Скорей бы приблизился вечер, Если сказку вы читали
И час долгожданный настал, Знаете, как дочку звали.
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
На снежных санях Королева
По зимнему небу летела.
Коснулась мальца, невзначай.
Холодным, недобрым он стал.
Все загадки мы разгадали. И все задания выполнили. Можно возвращаться и собирать книгу Василисы Прекрасной
Чтобы не скучать в пути, давайте поиграем в рифмовки с клубочком.
Примеры: Подушка – лягушка, квакушка, погремушка и т.д.
Кошка – мошка, плошка, картошка, окошко, поварешка, матрешка.
Подушка – лягушка, квакушка, погремушка, раскладушка, ватрушка.
Грядка – тетрадка, помадка, зарядка, перчатка, загадка, тетрадка
Цветок – лепесток, игрок, шнурок, сок, кружок.
Шутка – минутка, прибаутка, утка, побудка,
Зубки – шубки, юбки, покупки, трубки.
Боль – соль, король, пароль, тролль.
Бочка – почка, кочка, квочка,
Оса – коза, стрекоза, коса,
Яйцо – кольцо, лицо, письмецо,
Книжка – мишка, трусишка, зайчишка.
Мак – лак, табак, гамак.
Крот – рот, пароход, бутерброд.
Слон – батон, тритон, бутон.
Огурец – молодец, сорванец,
- Ребята, давайте книгу Василисы Прекрасной соберем, проиллюстрируем и все страницы по порядку разложим. Осталось только выбрать кто, чем будет заниматься. Посмотрите, какие задания ждут вас сегодня.
Дети расходятся по центрам активности:
ЦЕНТР ЛИТЕРАТУРА — подбирают буквы и составляют из них имя сказочного персонажа и подбирают картинку к тексту загадки о нём.
ЦЕНТР МАТЕМАТИКА – палочки Кюизенера д/и «Оживи сказку».
ЦЕНТР ИСКУССТВО: Рисование — дети рисуют сказочных персонажей, украшают страницы волшебной книги, аппликация — украшают какошник для Василисы Прекрасной.
Конструирование — ступа для Бабы –Яги (по схеме)
Работа в «Центрах активности»
После выполнения заданий дети собираются на ковре.
Второй сбор. (Подведение итогов).
Дети делятся впечатлениями, показывают свои работы, собирают их в одну книгу.
Воспитатель:
Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Не забудьте рассказать родителям, чем мы с вами сегодня занимались. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
(Воспитатель встаёт впереди, дети — сзади «паровозиком», под музыку «уезжают» в группу).
Заключение:
Используя на своих занятиях игры с элементами ТРИЗ, мы не только учим детей решать проблемы, но и тренируем аналитическое мышление, внимание, память. Такие занятия соответствуют одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.
Используя в совместной деятельности нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека, мы учим детей выделять отличительные признаки путём сравнения. Развиваем творческое воображение, использование ТРИЗ- технологии позволяет ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику родного языка; в интересной, игровой форме обогащается словарь ребенка, развиваются коммуникативные умения. Раскрепощенность мышления и способность идти до конца в!
решении поставленной задачи – суть творческой педагогики
В конце занятия подводятся итоги для того, чтобы обучать детей навыкам рефлексивного анализа (чем занимались, что узнали нового, что осталось непонятным и другое). Итоги подводятся в самых разнообразных формах, по технологии «Сообщество», это происходит на втором сборе, где дети рассказывают всё, о чём сегодня узнали, демонстрируют продукты своей деятельности и обсуждают полученные результаты, обсуждают планы на будущее.
|