Цель: Продолжать знакомство с буквами русского алфавита.
Задачи:
- Познакомить с правильной артикуляцией и характерными особенностями звука ибуквы «ч»;
- Упражнять в четком и правильном произношении звука «ч»; в определении его места в слове;
- Упражнять детей в звуко -слоговом анализе слов;
- Развивать слухо — речевую память и фонематическое восприятие;
- Отрабатывать умение выделять ударный слог и обозначать его;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Воспитывать дружелюбие, желание помочь, чувство прекрасного;
Оборудование:
- Аудиозаписи «У моря», «Чунга — Чанга», «Музыка ветра».
- Корзинка с природным материалом (веточки, камешки, письмо от буквы «Ч»)
- Песок. Буквы пластмассовые;
- Пластилиновые дощечки для выкладывания буквы «ч».
- Карточки звуковых дорожек.
- Надпись названия острова.
- Звуковой кроссворд на «бересте».
Ход НОД
1. Оргмомент. (стоят в кругу)
– Ребята, скажите, пожалуйста, в какую группу вы ходите? (в подготовительную к школе группу). Значит скоро вы станете школьниками. И сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть, как вы готовы к школе. А мы покажем гостям, что мы знаем и умеем. Но сначала нам надо поздороваться. Какое сейчас время суток? (утро) Значит, как надо поздороваться? (доброе утро или здравствуйте). Ребята, а какое у вас настроение? (хорошее). И у меня тоже хорошее. Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение. (дети передают клубок по кругу из рук в руки). Давайте передадим клубочек и нашим гостям, пусть они пожелают тоже что-нибудь хорошее. Возьмитесь за руки, закройте глаза. А теперь посмотрите, что стало с нашим клубочком? Мы передали ему свое хорошее настроение, и он стал большим.
2. (раздается тревожная музыка и громкий плач, заставка на экране: лисенок, дети встают полукругом)
Воспитатель: Ой, кто это?
Лисенок: Это я, лисенок.
Воспитатель: Бедный лисенок, что же ты так плачешь?
Ты, наверное, заблудился?
Лисенок: Нет, я не заблудился, я искал ребят, которые бы мне помогли.
Воспитатель: Что случилось?
Лисенок: В нашем лесу поселилось. удище. Я вам принес письмо с просьбой о помощи
Воспитатель: Кто такой удище? Поможем, ребята, лисенку? (конечно поможем)
Воспитатель (открывает конверт) Да, это письмо, ребята. Что же в нем написано? (ставит письмо перед детьми, дети читают).
«Дево. ки и маль. ики, меня похитило страшное. удище. Помогите мне!
Ваша новая буква.»
Воспитатель Вы догадались, какую букву похитило страшное. удище? (букву Ч) Предлагаю вам отправиться на поиски буквы «Ч».
Воспитатель Но сначала нам нужно точно проговорить звук «Ч». А чем же звук отличается от буквы. (Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, читаем, пишем)
Представьте, идет поезд. Колёса стучат коротко и быстро: ч-ч-ч-ч (показывает рисунок поезда).
Что делают губы? (вытягиваются бубликом).
Произносите «Ч» громко, тихо. А теперь, как паровоз друг за другом сели на стульчики.
(сели на ковер)
Воспитатель Какой звук (ч): согласный или гласный? (согласный) А почему вы так решили? (не поется).
Предлагаю вам закрепить четкое произношение звука «Ч» в чистоговорке. Повторяйте за мной: Чо-чо-чо, у меня болит плечо.
Чу-чу-чу, не хочу идти к врачу. Ча-ча-ча, буду плакать у врача. Чи-чи-чи, помогают нам врачи. Чу-чу-чу, ну тогда пойду к врачу.
Воспитатель: — Звук «Ч» обозначается буквой «Ч».
- Но мы так нигде и не встретили букву «Ч». Ребята, я, кажется, догадалась, где искать букву «Ч».
3. Дидактическая игра «Найдите букву «Ч» в песке».
(Дети группами по 4 человека ищут буквы в песке. Откладывают знакомые буквы, остается буква «Ч»).
(остаются стоять у мольберта)
-Выставление на мольберт большой буквы «Ч». — На что похожа буква? (на цифру 4)
Да, вы правильно решили: «Ч» мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья, путать буквы нам нельзя.
Первой букве в слове чтенье – букве «Ч» мое почтенье.
- Обведение буквы пальчиком в воздухе.
(подходят к столам с подносами)
-Выкладывание буквы из веточек, камешков, из пуговиц, лепка из пластилина подгруппами по 3 человека.
Воспитатель -Теперь мы знаем букву «Ч» и можем помочь обитателям леса. (в письмо вписываются пропущенные буквы)
- Ребята, нам пора идти дальше, чтобы найти и прогнать чудище. А чтобы уйти нам нужно проговорить звуковые дорожки: (работа с карточками).
Ча — чо — чу – чи, ач — оч — уч — ич Чу — чи — ча – че, уч — ич — ач — оч
(дети читают, проговаривают по одному и садятся на стульчики).
4. Звучит музыка ветра, (колокольчики).
Заставка: жители острова «Чунга — Чанга».
Воспитатель: Кто это?
Дети: Мы жители вот ЭТОГО острова (показывают карточку)
Воспитатель: Почему вы грустные?
Дети: Злое чудище захватило и наш остров. Пропала наша главная буква. Но жители леса подсказали нам, что вы можете помочь.
Выставляется карточка:. унга —.анга.
Воспитатель: Ребята, какой буквы здесь не хватает? (буквы «Ч») Что нужно сделать, чтобы помочь ребятам? (вписать букву «Ч») (дети восковым мелком дописывают)
- Наши ребята вам помогли, а теперь станцуем под песню вашего острова.
Звучит музыка «Чунга — Чанга» (физминутка), садятся за столы
Воспитатель: ребята, чтобы навсегда прогнать злое Чудище с острова Чунга — Чанга, нам нужно отгадать кроссворд. Его принесли жители острова вот на этой берестяном свитке.
Воспитатель читает загадки, вписывает отгадки восковым мелками.
- Течет, течет – не вытечет. Бежит, бежит – не выбежит. (речка)
- Упадёт — поскачет, ударишь — не плачет, он всегда несется вскачь, разноцветный круглый.. (мяч)
- Всех пугало, мучило, в огороде. (чучело)
- Черная корова, все небо лижет. (туча)
- Мы ночь не спим, мы день не спим, и день и ночь стучим, стучим, (часы)
- Воспитатель: Последнее слово нужно еще раз прочитать (часы). Его мы разберем и расскажем о нем. (дети отвечают: 1-й звук (ч) — согласный, обозначается синим цветом, 2-й, и т. д.)
- Сколько слогов в этом слове? Как можно узнать? (прохлопать, прошагать)
- А какое правило знаем про гласные звуки и слоги.
(Сколько в слове гласных звуков, сколько и слогов).
- Сколько всего гласных звуков? (2)
- Сколько согласных? (2).
-На какой слог падает ударение (-сы)
(выкладывают из красных и синих кружков схему слова)
-Разделите слово на части и поставьте ударение.
-А теперь составьте предложение со словом «ЧАСЫ»
Воспитатель: Теперь предлагаю вам поработать с игровизором в парах. Вы выполняете задание, а ваш сосед его проверит.
6. Рефлексия
Воспитатель: Вот и заканчиваются наши поиски буквы «Ч». Давайте вспомним: кому помогли мы в этом приключении:
- Лисенку, букве «Ч», жителям острова Чунга — Чанга.
- О каком звуке и букве мы говорили?
- Какой это звук? (согласный).
Ребята, теперь на острове Чунга — Чанга светит солнце, синие — синее небо, нет злого Чудовища. Предлагаю вам здесь отдохнуть. (Звучит фонограмма «У моря») (выходят на ковер, садятся или ложатся)
Ребята, примите позу покоя (вдох — выдох, руки и ноги расслаблены, все тело расслаблено. Тихим голосом, медленно).
Воспитатель:
Реснички опускаются. Глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем. (2 раза) Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко. Наши ручки отдыхают. Ноги тоже отдыхают. Отдыхают, засыпают.
Будто мы лежим на песочке. На желтом мягком песочке. Светит солнышко сейчас Плещется море спокойное
Летают чайки. Дует теплый ветерок. Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать!
Глазки открывать! Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!
Воспитатель: Ребята, пока мы с вами отдыхали, эти корзинки наполнились фруктами и орешками. Это вас благодарят жители острова Чунга — Чанга и лисенок. А буква «Ч» подарила вам себя (трафарет). Вы можете с ней играть, раскрашивать, сочинять сказки.
Румянова Ольга Викторовна. Воспитатель МАДОУ Детский сад № 56 г.Балаково Саратовской области
|