- Александрова Вера Сергеевна, воспитатель
- Колпакова Алена Николаевна, учитель-логопед
Цель: познакомить родителей с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей. Задачи:
- Дать определение понятию здоровья.
- Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в логопедической группе ДОУ и возможностях их применения в домашних условиях
План проведения:
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО:
Скачать конспект
- Добрый вечер, уважаемые гости! Сегодня мы с вас пригласили на мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в речевом развитии детей».
А начать наш сегодняшний разговор хочу притчей “Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек. Один из богов сказал: “Человек должен быть сильным”, другой сказал: “Человек должен быть здоровым”, третий сказал: “Человек должен быть умным”. Но один из богов сказал так: “Если всё это будет у человека, он будет подобен нам”. И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие — за высокие горы. Как вы думаете, куда спрятали боги здоровье? (ответы родителей)
- Один из богов сказал: "Здоровье надо спрятать в самого человека". Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов! Значит, здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в каждом из нас и в каждом ребёнке. Вырастить здорового ребенка –это самая главная задача для родителей и воспитателей. Для эффективного решения данной задачи мы используем здоровьесберегающие технологии в укреплении здоровья и развитии речевой активности у детей.
Что же это такое «здоровьесберегающие технологии»? (ответы родителей)
Это все формы, средства и методы, используемые в образовательном учреждении, для укрепления и сохранения здоровья. Такие, как физкультурные занятия, динамические паузы, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, логопедические занятия, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физкультминутки, песочная терапия.
По данным Всемирной организации здравоохранения наше здоровье определяют следующие факторы:
- Наследственность — на 20%
- Условия внешней среды – на 20%;
- Системы здравоохранения – на 10%
- Образ жизни человека – на 50%.
Вывод: Наше здоровье — в наших руках. И от того какой образ жизни мы ведем, зависит наше здоровье и здоровье наших детей, потому что они воспитываются на нашем примере.
Особое внимание уделяется работе над дыханием.
Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. Так как дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса, мы проводим различные дыхательные упражнения, которые помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Дыхательные упражнения проводим во время утренней гимнастики, гимнастики после пробуждения и на прогулке.
Почему дыхательная гимнастика нужна?
Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.
Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух.
Задача – научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т. п.
Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Покажите, как втягивать живот во время дыхания, сделать его плоским и впалым.
Понять, что такое дыхание, поможет игра с розой и одуванчиком. Дайте ребенку понюхать цветок (рот закрыт, ноздри развернуты). Многие дети сопят, а не нюхают. Помогите почувствовать разницу. Затем дайте подуть на одуванчик: сначала ртом, чтобы он видел, как разлетаются зернышки, потом носом (поочередно прижимая к переносице то одну ноздрю, то другую).
Очень полезная для развития лёгких игрушка – свисток, тем более что разновидностей свистков существует великое множество, так что ребёнок не заскучает. Очень увлекательная игра, если дуть через трубочку для коктейля в стакан с водой. Ребёнок дует, вода пузырится – весело и полезно, не только для укрепления дыхательных путей, но и для развития речевого аппарата. Деткам постарше можно надувать воздушные шарики. Но помните, что дыхательные упражнения очень утомляют и могут вызвать головокружения, поэтому не стоит их выполнять более 5 – 10 минут.
Можно продолжить игру: заставить кружиться бумажную мельницу, задуть свечу. Эти упражнения тоже выполняются попеременно (ртом и носом). Детей очень веселят мыльные пузыри – тоже полезное занятие для развития правильного дыхания.
Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.
Техника выполнения упражнений дыхательной гимнастики для детей:
- воздух набирать через нос
- плечи не поднимать
- выдох должен быть длительным и плавным
- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
Выполнять лучше до завтрака или после ужина в хорошо проветренном помещении.
Предлагаем Вам выполнить упражнение «Очищающее дыхание». Закройте глаза, представьте, что мы в мандариновом саду, где цветут прекрасные мандарины. Сядьте, выпрямите спину, держите ее прямо. Положите руки на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Представьте, что ваш выдох в виде дыма, долетает до дверей комнаты, и растворяется. А теперь вдыхаете голубое небо.
Выдыхаете своё беспокойство, страх, напряжение. А вдыхаете спокойствие, уверенность, лёгкость. Вдох – пауза, выдох – пауза.
На счёт три вы откроете глаза: один, два, три».
(показываем игры на презентации)
Артикуляционная гимнастика.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Для правильного произношения нужны сильные, упругие и подвижные язык, губы, мягкое нёбо. Все эти речевые органы состоят из мышц. Необходимо тренировать мышцы языка и губ.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Артикуляционную гимнастку рекомендуем выполнять сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Сейчас я предлагаю вам попробовать выполнить некоторые упражнения артикуляционной гимнастики. Для этого вам понадобятся зеркала. Располагаем их так, чтобы вам хорошо была видна нижняя часть лица.
Родители под руководством педагога выполняют артикуляционные упражнения.
- Наказать непослушный язычок
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти.
Рекомендации родителям: нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука [ш].
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делать движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Рекомендации родителям: следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной. Язык должен быть широким.
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука [л] и [л"] с гласными [а], [ы], [о], [у].
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
Рекомендации родителям: следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
Это лишь некоторые упражнения артикуляционной гимнастики. Важно понять принцип выполнения упражнений. Кроме этого, в процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка.
Можно сопровождать гимнастику текстом: сказкой или стихотворением. Например, сказка о Веселом язычке. Мы с вами сейчас поиграем с язычками.
Сказка о Весёлом Язычке.
Жил да был Весёлый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы Весёлый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две.
Первая дверь — это губы. Давай её откроем ( «Улыбка»).
Вторая дверь- это зубы. Откроем и её ( «Заборчик», заборчик открывается).
Что же делает наш язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка – твоя губка ( «Лопаточка»).
Наконец он проснулся, высунулся на улицу ( «Лопаточка»).
Посмотрел направо, потом налево ( «Часики»).
Погода хорошая, светит солнышко. Захотелось язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели. Решил покачаться ( «Качели»).
Потом увидел наш Язычок лошадку, и захотелось ему на ней покататься ( «Лошадка»).
Нагулялся язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую дверь — зубы ( «Заборчик», а затем первую — губы ( «Трубочка», а затем «Улыбка» с сомкнутыми губами).
Биоэнергопластика.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук.
Термин состоит из двух слов: биоэнергия и пластика.
Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека.
Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук.
Известно, что при произнесении звуков органы речевого аппарата принимают специальное положение или артикуляционный уклад, который свойственен определенному звуку. Неправильное расположение органов артикуляции приводит к дефектному произношению звуков речи. Именно для формирования необходимых и полноценных артикуляционных укладов, а также различных мышц речевого аппарата используется артикуляционная гимнастика, которая состоит из комплекса специальных упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными.
Выполнение артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики помогает длительно удерживать интерес ребенка,
помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка и педагога.
|