Сохина Ирина Игоревна. Упражнения на развитие речевого дыхания

Упражнения на развитие речевого дыхания

Доказано, что речевое дыхание является неотъемлемой частью развития речи детей, так как работа голосового аппарата – это постоянная нагрузка на дыхание. Так, например, учащенный дыхательный пульс у детей нарушает ритм и плавность произношения слов и фраз. Из-за легкой возбудимости дыхательного центра практически любое физическое напряжение, эмоциональное волнение и даже небольшое повышение температуры тела вызывает учащение ритма дыхания.

Неумение малышей управлять своим дыханием также вносит дезорганизацию в произношение звуков. Дети делают слабый вдох и выдох, не экономно и неравномерно распределяют воздух, выдох у них толчкообразный. Поэтому регулярные дыхательные упражнения направленные на умение ребенка дышать равномерно, плавно, с удлиненным выдохом нужно ежедневно включать в распорядок дня малыша.

Недостатки детского дыхания можно преодолеть:

  1. развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха;
  2. выработкой у ребенка умения правильно дышать в процессе речи

Тренировка речевого дыхания можно осуществить в двух направлениях:

  • Используя специальные игровые упражнения, вырабатывается свободный, плавный, удлиненный выдох; путем подражания речи взрослого воспитывается умение правильно, рационально использовать его.
  • Для полноценного речевого дыхания необходимы гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппаратов (произнесение отдельных звуков, слогов, слов и фраз), сочетающимися с соответствующими движениями.

В первом направлении можно использовать специальные упражнения: «Задуй упрямую свечу» — Ф-Ф-Ф; «Шину прокололи» — Ш-Ш-Ш; «Трубач», «Жук» — Ж-Ж-Ж.

Упражнения используются не только на занятиях по развития речи, в любой удобный и уместный момент, включаются а распорядок дня как бы невзначай. К примеру, на занятии по конструированию после того, как дети смастерят дорожку из кирпичиков, можно обыграть постройку. Поставить на дальний конец дорожки котенка, а на ближний конец перышко и предложить ребенку подуть на него медленно и плавно, чтобы котенок успел рассмотреть его.

Во втором направлении ребенок тренирует речевой и голосовой аппараты, сочетая его соответствующими движениями. Можно выполнять упражнения сидя и стоя. Каждое упражнение отрабатывается до четкого его выполнения. Детям обязательно нужно объяснить, зачем нужно научится дышать гармонично – полным дыханием.

Во время выполнения упражнений нужно следить за тем, чтобы малыш не поднимал плечи, не «перебирал дыхание». «Перебор дыхания ведет за собой резкий выдох – голос звучит прерывисто, форсировано. Поэтому количество выдыхаемого воздуха не должно быть слишком большим. Следует также избегать больших задержек дыхания.

На занятиях закрепления навыка полноценного речевого дыхания осуществляется с опорой на рисунки: с изображением звуковой волны. В процессе упражнения закрепляется правильная артикуляция заданного звука с одновременными движениями пальцев рук и глаз, формируются зрительно-пространственная ориентация,

способностъ к переключению.

Все упражнения по дыханию начинаются с выдоха.

- Жил был смелый мальчик. Однажды у него заболело горло. Повела мама мальчика к врачу. Доктор попросил мальчика открыть рот и сказать: а-а-а.. Мальчик не испугался, открыл широко рот и сказал а-а-а…

Педагог предлагает детям найти фигурку доктора, мысленно в воздухе поставить около нее указательный палец любой руки и произнести, не прерываясь, звук А на одном дыхании, сопровождая это движение в воздухе указательного пальца по «звуковой дорожке» в заданном темпе до фигуры мальчика на рисунке.

Для более эффективного стимулирования работы над своим дыханием все эти дыхательные игры и упражнения проводятся при наличии интересных увлекательных пособий в соответствии с возрастом детей.

Для младшего возраста — это прежде всего вертушки, мыльные пузыри, султанчики, ватные шарики и другое. Самодельные пособия: гребенки, зеркальце с сюрпризом, домики со шторками. В старшем дошкольном возрасте пособия усложняются, все зависит от фантазии педагога. Так, придумано пособие: «Кто быстрей задует мяч в корзину, «Паровоз — измеритель дыхания» и т.д. Следует заниматься дыхательными упражнениями на свежем воздухе с соответствующими пособиями, также привлекать к работе ребенка над своим дыханием родителей, предварительно объяснив им суть задачи.

Как выполнять упражнения

  • воздух набирать через нос
  • плечи не поднимать
  • выдох должен быть длительным и плавным
  • необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
  • нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.

Детский сад №203, воспитатель Сохина Ирина Игоревна

Просмотров: 747
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Елена Федоренкова. Презентация 'Игры и упражнения на развитие речевого дыхания'
  • Клещевникова Татьяна Борисовна. Мастер-класс «Развитие речи и речевого дыхания посредством игр-упражнений»
  • Деш Оксана Владимировна. «Взаимосвязь правильного речевого дыхания в развитии речи у детей дошкольного возраста»
  • Грищенко Марина Владимировна. Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи.
  • Саклакова Л.В., Коченова Г.В.. НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА КАК СРЕДСТВО ПОСТАНОВКИ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
  • Тихонова Ирина Николаевна. «Здоровьесберегающие технологии. Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»
  • Сороко Ольга Владимировна. Роль речевого дыхания в развитии речи дошкольников
  • Гурбанова Маргарита Витальевна. Консультация для родителей «Развитие речевого дыхания детей дошкольного возраста»
  • Деш Оксана Владимировна. «Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»
  • Левченко Ольга Сергеевна. Буклет 'Развитие речевого дыхания'
  • Воронина Лариса Павловна. Развитие речевого дыхания у дошкольников
  • Овечкина Наталья Геннадьевна. Развитие речевого дыхания у дошкольников
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»
  • Горшкова Екатерина Михайловна. Развитие эмоционального мира дошкольников через специальные игры и упражнения.
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Чилина Ирина Александровна. «Игры и упражнения на развитие выразительности речи»
  • Ольга Викторовна Калиниченко. Развитие речи в дошкольном возрасте: этапы, типичные проблемы, упражнения.
  • Сизова Елена Анатольевна. Коррекция опорно – двигательного аппарата детей дошкольного возраста, через профилактические игры и упражнения.
  • Анна Крысина. Упражнения для формирования диафрагмального выдоха.
  • Карнюшина Евгения Александровна. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ШКОЛЕ
  • Трещева Татьяна Анатольевна. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ВОКАЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА)
  • Кувшинчикова Ольга Владимировна. «Игры и упражнения по автоматизации звуков у детей с речевыми нарушениями»
  • Филатова Елена Венедиктовна. Конспект открытого занятия вокального кружка «Домисолька» Тема: «Развитие речи детей через логоритмические упражнения»
  • Васильева Екатерина Геннадиевна, Савченко Ольга Васильевна. Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста
  • Уханова Любовь. Кинезиологические упражнения в работе с детьми, имеющими нарушения речи
  • Александрова Радина Раисовна. МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Лоскутова Яна Петровна. «Дидактические упражнения с использованием чистоговорок на автоматизацию звуков «С», «Сь» во время индивидуальных занятий с детьми с ЗПР»
  • Рубанова Людмила Борисовна. Коррекционные игры и упражнения, направленные на преодоление сложностей у детей дошкольного возраста с ЭВС
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь