Клещевникова Татьяна Борисовна. Мастер-класс «Развитие речи и речевого дыхания посредством игр-упражнений»

Мастер-класс «Развитие речи и речевого дыхания посредством игр-упражнений»

Воспитатель первой квалификационной категории Клещевникова Татьяна Борисовна

Программное содержание

Цель. Развивать речь дошкольников (обеспечивать нормальное звукообразование, громкость речи, соблюдение пауз, сохранять плавность речи и ее интонационную выразительность), формируя струю выдыхаемого воздуха посредством использования специальных игр упражнений.

Задачи

  1. Познакомить с правилами правильного ротового выдоха;
  2. Ознакомится с играми – упражнениями на речевое дыхание, развивать умение применять и использовать их в дальнейшей работе;
  3. Узнать, как их можно изготовить, имея подручный материал. Развивать умение адаптироваться в меняющихся условиях, исследовательский интерес к играм на развитие речевого дыхания.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический – выполнение упражнений.

 

Скачать презентацию

Оборудование:

бабочки, и снежинки на ниточке привязанные к пластиковой трубочке по 4 штуки каждого вида.

16 магнитов

качели из бумаги с фигурками героев сказок из картона 4 штуки

стаканы 8 штук, 8 трубочек

4 пластмассовых шарика

5 воздушных шариков

бутылочки 8 штук

3 стола, 4 стула

Ход мастер-класса

Педагог: Очень важно чтобы у ребёнка была правильная речь.

Уважаемые гости, ответьте на вопрос что является причиной, неправильной речи ребенка (задержка речевого развития, мало общаются с ребенком, не играют в речевые игры). Совершенно верно. Проблема развития речи у маленьких детей в наши дни очень актуальна. Поэтому необходимо учиться у времени, в котором ты живёшь.

  • Уважаемые гости, возьмите, пожалуйста, конфеты и положите их себе за щёку

- Назовите, пожалуйста, своё имя, фамилию, профессию и т.д.

- Скажите вам легко было говорить? Какие вы испытывали трудности?

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Сегодня я познакомлю вас с упражнениями на дыхание, которые благотворно влияют на развитие речи детей.

Педагог: Для того чтобы выполнять с детьми игры – упражнения на дыхание на первоначальном этапе необходимо научить правильно дышать, сформировать сильный плавный ротовой выдох.

Давайте попробуем сделать правильный ротовой выдох:

  • выдоху предшествует сильный вдох через нос — "набираем полную грудь воздуха"; слайды.
  • выдох происходит плавно, а не толчками
  • во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки; слайды
  • во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух)
  • выдыхать следует, пока не закончится воздух

подышали, сделали упражнения 3 раза

Дышать просто так детям не интересно, поэтому я использую специальные игры на дыхание:

Цель игр: развитие сильного плавного направленного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Игра «Лети, бабочка!» Что бы выполнить это упражнение нам понадобятся 4 яркие бумажные бабочки. (Бабочки ниточкой привязаны к трубочке. Бабочки должны висеть на уровне лица стоящего ребенка).

Когда вы будете показывать ребенку бабочек предложите поиграть с ними.

- Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.

Педагог дует на бабочек.

- Смотри, полетели! Как живые! Теперь вы попробуй подуть. У кого бабочка улетела дальше?

При выполнении задания ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова. Такие игры хорошо использовать с детьми младшего дошкольного возраста

В процессе игры задача усложняется. Для того чтобы струя выдыхаемого воздуха была сильнее применяю игры с утяжелением предмета.

Игра «Бабочка с магнитом».

К бабочке с двух сторон прикрепляется магнит для того чтобы предмет стал тяжелее.

Попробуйте подуть. Участники выполняют упражнение.

Педагог: обращается к участникам. Какое упражнение выполнить сложнее.

Все идет от простого к сложному – по этому же принципу можно провести игру «Качели». В игре с качелями мы учим ребёнка регулировать подачу воздуха.

Можно провести игры «Остуди чай»,

«Ветерок»,

«Подбрось шарик» и многие другие.

Детям особенно нравятся игры с водой.

Игра «Бульки» Для этого нам понадобится стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.

Уважаемые участники в стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее — пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. — Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо – то, какие получатся бульки. (маленькие). А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!

По "буре" в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки.

Многие дети, которые привыкли пить сок из пакетиков через трубочку, не сразу понимают, что от них требуется, могут начать пить воду (поэтому на всякий случай лучше использовать очищенную питьевую воду). В этом случае сначала предложите подуть через трубочку на кусочек ватки на столе или на ладошку, чтобы почувствовать выходящий из трубочки воздух.

Кроме этого, ребенок может, держа трубочку в губах, выдыхать воздух через нос. В этом случае следует аккуратно зажать нос малыша пальцами и предложить подуть снова.

Когда ваш ребёнок купается в ванной, можно предложить ему подуть на мыльную пену.

Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать игры с элементами соревнования «Весёлые шарики». Нам необходим легкий пластмассовый шарик. Кладём перед собой шарик и пробуем подуть на него. Играют два участника, дуют одновременно на шарики, чей шарик дальше укатится. Можно усложнить игру. Прочертите на столе линию. Затем возьмите шарик и положите на середину стола (на линии). Участники сидят за столом напротив друг друга, по разные стороны шарика на линии.

- Надо дуть на шарик так, чтобы он укатился на противоположную сторону стола. А вам нужно постараться, чтобы шарик не попал на вашу часть стола. Дуть нужно сильнее. Начали!

Побеждает тот, кто сумел сдуть шарик за линию, на противоположную сторону стола.

С шариком можно играть в игру «Мини-футбол», «Пройди лабиринт» и другие.

Воздушный шарик.

Ход игры: Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку.

Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол.

- Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее!

Игра упражнение «Музыкальный пузырёк». Для игры нам необходим чистый стеклянный пузырёк. Что можно делать с пузырьком? Налить в него воду. Насыпать в пузырёк витаминки. А еще? Не знаете! Сейчас я вам покажу фокус! Вот такой музыкальный пузырёк — гудит как труба.

Педагог подносит пузырек к губам, дует в горлышко, извлекая из него звук. Предлагаю одному из детей подуть в другой пузырек. Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Дуть следует несколько секунд, не напрягаясь. Так как в игре необходимо использовать стеклянные пузырьки, в целях безопасности игра проводится индивидуально, или на занятии в группе дети дуют в пузырьки по очереди.

Требования к проведению игр, упражнений.

При проведении игр, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Во время проведения описанных в статье игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.

Нечеткость речи влечет за собой недопонимания. Человек, который не расслышал, недопонял, услышал не четкое произнесенное слово, начинает заниматься анализом и определением что же это за слово. Нечеткая речь может повлечь за собой потерю времени. Нас начинают переспрашивать, нам нужно заново все объяснять. Чистая красивая речь позволяет выразительно и точно доносить свои мысли до слушателей и улучшает взаимопонимание между людьми.

Просмотров: 714
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Приказчикова Наталия Валентиновна. Проект в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Чтобы ёлку не рубить, ёлку можно смастерить».
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Редактор. Вот несколько игр, которые можно организовать с детьми.
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
  • Столярова Ольга Николаевна. Сценарий праздника «Я так хочу, чтобы мама улыбалась!» для детей дошкольного возраста.
  • Ерошкина Валентина Васильевна. «…Воспитывать его так, чтобы он был счастлив…»
  • Александрова Радина Раисовна. МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
  • Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна. Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»
  • Чурилова Елена Александровна. «Можно ли активизировать развитие ребёнка с помощью игр с камушками Марблс?»
  • Багрова Татьяна Анатольевна. Родительское собрание «Чтобы избежать пожаров, нужно много детям знать»
  • Молодых Оксана Владимировна. «Можно» и «Нельзя» или Дисциплина для дошкольников: за и против
  • Жукова Татьяна Борисовна. Сценарий праздника посвященного Дню Космонавтики в подготовительной к школе группе на тему: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!»
  • Редактор. Сценарий «Воздушный шарик» (сценарий Дня рождения для детей)
  • Помогайко Наталья. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Олеся Владимировна Бортник. Проект «Чтобы Ребенок рос здоровым»
  • Коннова Наталья Борисовна. Тема: « Урок -суд над наркоманией» /при изучении социальных норм и отклоняющего поведения можно провести подобные уроки в 8-10 классах/
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект «Играем и говорим» на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Саргас Надежда Борисовна. Мастер-класс «Развитие внимания у дошкольников с задержкой психического развития, через систему игр и упражнений»
  • Горшкова Екатерина Михайловна. Развитие эмоционального мира дошкольников через специальные игры и упражнения.
  • Главный Редактор. Можно ли самим научить ребенка английскому?
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Елена Федоренкова. Презентация 'Игры и упражнения на развитие речевого дыхания'
  • Абдулова Елена. Семинар-практикум для родителей - 'Сенсорное развитие ребенка через нетрадиционные игры'
  • Поморцева Ольга Александровна. Презентация «Как воспитать ребёнка успешным? Можно ли обойтись без наказания?»
  • Чилина Ирина Александровна. «Игры и упражнения на развитие выразительности речи»
  • Ворончихина Ольга Геннадьевна. ПРОЕКТ «ЧТОБЫ РАДОСТЬ ЛЮДЯМ ДАРИТЬ, НАДО ДОБРЫМ И ВЕЖЛИВЫМ БЫТЬ»
  • Рогулина Нина Анатольевна. Сценарий развлечения по безопасности 'Чтобы не было беды — будь осторожен у воды'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь