Деш Оксана Владимировна. «Взаимосвязь правильного речевого дыхания в развитии речи у детей дошкольного возраста»

«Взаимосвязь правильного речевого дыхания в развитии речи у детей дошкольного возраста»

Правильное дыхание – основа жизни, здоровья и долголетия. Плавный длительный выдох – это энергетическая основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дыхание. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способное изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность и музыкальность речи, менять громкость. Для речи физиологического дыхания не хватает. Речь требует большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходование его.

Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально плавно расходовать воздух на выдохе.

Подготовительная работа, направленная на развитие речевого дыхания, состоит в том, чтобы научить детей производить быстрый вдох через рот и нос и плавно, равномерно, медленно выдыхать воздух с различной силой через рот.

Последовательность работы над постановкой речевого дыхания.

 

Первый этап:

Цель: Улучшить функции внешнего дыхания.

Дети получают знания, что дышать надо носом, нельзя поднимать плечи при вдохе, в дыхании должен участвовать живот.

Примерные упражнения

  1. Вдох и выдох через нос.
  2. Вдох и выдох через рот.
  3. Вдох через нос, выдох через рот.
  4. Вдох через рот, выдох через нос.
  5. Подышать одной ноздрей, потом другой.

Второй этап:

Цель: Вырабатывать более глубокий вдох и длительный выдох.

Дети получают знания об основных дыхательных процессах: вдох и выдох, и о том, что силу выдоха можно тренировать.

Примерные упражнения, требующие оборудования

  1. «Перышко» — Перышко или пушинку подбрасывать в воздух и дуть на нее, не давая упасть.
  2. «Ветерок» — подуть на различные предметы, подвешенные на ниточке. Сдуть бабочку с цветка, на котором она привязана за ниточку.
  3. Подуть на огонек свечки, сделанной из цветной бумаги; на дымок от паровоза; на пар, струящийся над картонной чашкой; на капельки от тучки, висящие на ниточках или сделанные из фольги и. т. д.
  4. Сдуть со стола мелко нарезанные цветные бумажки, пушинки, ватку.
  5. Дуть на лежащие на столе палочки; карандаши разной формы (круглые, граненые) и длины; шарики разного веса: пластмассовые, деревянные, резиновые, стараясь сдвинуть их с места.
  6. Дуть на различные предметы, плавающие в миске с водой.
  7. «Буря в стакане». Бурление воды в стакане с помощью трубочки для коктейлей.

Примерные упражнения, не требующие оборудования

  1. «Пошумим» — громко вдыхать и выдыхать.
  2. «Хомячок» — пошмыгать носом с закрытым ртом.
  3. «Собачке жарко» — Часто подышать носом с высунутым языком.
  4. «Воздушный шарик» — резкий выдох – живот вытянули. Затем расслабить или «отпустить» мышцы живота. При вдохе живот естественно «выталкивается» вперед, как шарик.

Третий этап:

Цель: Развитие фонационного (озвученного) выдоха.

Ребенок тянет на выдохе звуки с голосом максимально долго.

Сначала гласные, потом согласные.

Примерные упражнения

1. Длительное протяжное произнесение гласных звуков.

«Кукла плачет – а-а-а», «Дует сильный ветер – у-у-у».

2. Длительное произнесение согласных звуков.

«Сердитая муха» — Муха жужжит над ухом «дз-з-з» — на одном дыхании при усилении и ослаблении звука.

3. Игры – соревнования: «Кто дольше споет песенку на одном звуке?», «Чья песенка длиннее?»

Четвертый этап:

Цель: Развитие речевого дыхания.

Ребенок произносит на выдохе слоги, отдельные слова, фразы.

Младший возраст – 2-3 слова, старший возраст – 3-5 слов.

Примерные упражнения

  1. Многократное повторение слогов. «Паровоз – чух-чух-чух», «Дождик капает – кап-кап-кап», «Зайка прыгает – оп-оп-оп», «Мишка топает – топ-топ-топ».
  2. Счет от 1 до 5, от 5 до 10, от 1 до 10 и. т. д.
  3. Назвать времена года, дни недели, названия месяцев и. т. д.

Пятый этап:

Цель: Формирование правильного речевого дыхания в процессе произношения текста.

  1. Чередование дыхательных упражнений и других видов игр.
  2. Пересказ сказок.
  3. Разучивание стихов.
  4. Пение.
Просмотров: 559
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Зумбадзе Этери Амирановна. Тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания «Вдох-выдох»
  • Елена Федоренкова. Презентация 'Игры и упражнения на развитие речевого дыхания'
  • Сохина Ирина Игоревна. Упражнения на развитие речевого дыхания
  • Клещевникова Татьяна Борисовна. Мастер-класс «Развитие речи и речевого дыхания посредством игр-упражнений»
  • Деш Оксана Владимировна. «Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»
  • Грищенко Марина Владимировна. Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи.
  • Сороко Ольга Владимировна. Роль речевого дыхания в развитии речи дошкольников
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Гурбанова Маргарита Витальевна. Консультация для родителей «Развитие речевого дыхания детей дошкольного возраста»
  • Тихонова Ирина Николаевна. «Здоровьесберегающие технологии. Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»
  • Саклакова Л.В., Коченова Г.В.. НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА КАК СРЕДСТВО ПОСТАНОВКИ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
  • Овечкина Наталья Геннадьевна. Развитие речевого дыхания у дошкольников
  • Левченко Ольга Сергеевна. Буклет 'Развитие речевого дыхания'
  • Воронина Лариса Павловна. Развитие речевого дыхания у дошкольников
  • Александрова Радина Раисовна. МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
  • Филатова Елена Венедиктовна. Конспект открытого занятия вокального кружка «Домисолька» Тема: «Развитие речи детей через логоритмические упражнения»
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Климова Ирина Владимировна. Комплексы упражнений в работе над формированием правильного диафрагмального выдоха, в работе над силой голоса, укрепление мимических и артикуляционных мышц
  • Горшкова Екатерина Михайловна. Развитие эмоционального мира дошкольников через специальные игры и упражнения.
  • Андреева Т.А. Скрыдлова Л.В.. Развитие дыхания у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
  • Сизова Елена Анатольевна. Коррекция опорно – двигательного аппарата детей дошкольного возраста, через профилактические игры и упражнения.
  • Асадулина Маргарита Ивановна. Формирование и развитие речи детей дошкольного возраста через технологию ТРИЗ
  • Татьяна Владимировна Данцева. Развиваем речь через развитие ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи
  • Каталкина Римма Львовна. Методическая разработка 'Развитие речи через развитие воображения у детей дошкольного возраста'
  • Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна. Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»
  • Прохорова Олеся Викторовна. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр «Мы пока, что малыши, но с природою дружны»
  • Екатерина Николаевна Писарева. Проект правильного оформления и организации работы в уголке книги, цель которого, привить любовь и уважение к книге, воспитание будущих книголюбов
  • Сидалинова Гульнара Рафаиловна. «Формирование коммуникативных навыков дошкольников через игры речевого содержания в рамках проявления детской инициативы»
  • Шестакова Татьяна Павловна. «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через речевые тренинги»
  • Исаева Евгения Витальевна. «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь