Авторы:
- Андреева Т.А.
- Скрыдлова Л.В.
Работа над дыханием – одно из важных направлений логопедической работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, так как процесс дыхания является энергетической базой речепроизводства, которая у данной категории детей часто оказывается нарушенной. У детей с ТНР отмечается недостаточная глубина вдоха, нерациональное расходование воздуха в процессе речи, ограниченность речевого выдоха, вследствие чего наблюдаются паузы в речевом потоке, не обусловленные смыслом высказывания. То есть для детей характерны нарушения речевого дыхания, вызванные несформированностью физиологического типа дыхания.
Скачать конспект
Таким образом, можно сформулировать цель логопедической работы – формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания.
Работа строится поэтапно и включает следующие направления:
- Формирование физиологического типа дыхания
- Дифференциация ротового и носового дыхания
- Формирование речевого выдоха
При проведении работы над дыханием необходимо соблюдать ряд условий:
- дыхательная гимнастика проводится до еды, в хорошо проветренном, но не холодном помещении;
- при переутомлении ребёнка вследствие кислородной недостаточности, выполнение дыхательных упражнений прекращается;
- при выполнении упражнений нужно следить, чтобы ребенок не поднимал плечи, не напрягал шею и не надувал щеки;
- при выполнении дыхательных упражнений необходимо концентрировать внимание ребенка на ощущениях, которые возникают при движении диафрагмы и межреберных мышц;
- дыхательная гимнастика проводится плавно, под счет, с целью выработки дыхательного ритма.
Рассмотрим подробнее направления логопедической работы по развитию дыхания.
1) Формирование физиологического типа дыхания
Работа по данному направлению предполагает проведение статических и динамических упражнений в различных положениях: лёжа, стоя, сидя.
а) Статические упражнения:
В положении лёжа:
- Упражнение 1. Лежа на спине, положить ладонь одной руки на грудь, другой — на область диафрагмы, выполнить глубокий выдох, затем плавный медленный вдох носом, добиваясь, чтобы передняя стенка живота выпятилась вперед. Грудная клетка остается в прежнем положении. Плавный полный выдох через рот, при этом живот опускается. Выполнить 3-5 раз. Далее это упражнение выполняется в положение стоя и сидя.
- Упражнение 2. Ребенку кладется игрушка (небольшая, легкая) на живот. Ребенок выполняет спокойный плавный вдох, надувая живот и наблюдая как игрушка «поднимается». Затем выполняется плавный выдох через рот. Выполнить 3-5 раз.
В положении стоя:
- Упражнение 3. Положение стоя. Сделать глубокий спокойный вдох. Затем выполнить плавный длительный выдох через рот.
- Упражнение 4. Ребёнок держит полоску бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Ему предлагается медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы пламя «свечи» отклонилось.
В положении сидя:
- «Бегемотик». Ребенок сидит перед большим зеркалом, кладет ладонь на живот и контролирует себя зрительно и тактильно.
Сели бегемотики,
Потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
- «Цветы». Перед ребенком располагается цветок или его изображение. Дается инструкция: «Посмотри, это цветок. Давай понюхаем его. Положи одну руки себе на живот и сделай вдох через нос, чтобы почувствовать запах цветка. Ты почувствуешь, как твой живот надувается. А затем выдохни через нос. Ты почувствуешь, как твой живот возвращается в исходное положение.»
б) Динамические упражнения:
В положении лёжа:
- Упражнение 5. Лёжа на спине, сделать плавный вдох носом, поднять прямые руки вперед, затем вверх и развести в стороны. Затем, положив ладони на живот, сделать выдох.
- «Снежные ангелы». Дети лежат на полу. Логопед предлагает сделать снежных ангелов всем вместе. Для того, чтобы они получились у всех одинаковые, нужно выполнять все движения под счет. На счет «раз» — руки и ноги в стороны, делаем вдох; на счет «два» — руки и ноги вместе, делаем выдох. Следим, чтобы на вдох надувался шарик в животе, а на выдохе – спускался.
В положении стоя:
- Упражнение 6. Положение стоя. Разводя руки в стороны сделать глубокий, спокойный вдох. Затем наклониться вперед и выполнить медленный выдох через рот.
- «Ныряльщики». Ребёнок стоит, делает вдох, задерживает дыхание. Затем приседает. После этого встает и делает выдох. Все движения выполняются со словами:
Глубоко вдохнуть, задержать выдох, «нырнуть в воду» – присесть.
Встать ( «вынырнуть») – выдох.
В положении сидя:
- Упражнение 7. Сделать глубокий спокойный вдох, руки поднимаются вверх. Затем выполнить плавный длительный выдох через рот, вернуться в исходное положение.
2) Дифференциация ротового и носового дыхания
Работа в рамках этого направления осуществляется в определенной последовательности, которая определяется видом речевого нарушения. Однако сами блоки упражнений для формирования ротового и носового дыхания остаются неизменными.
Блок 1: вдох – нос, выдох – нос
- «Слушай внимательно!». Исходное положение: стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. По команде «один» дети делают спокойный вдох носом, по команде «два» — выдох через нос.
- «Ветерок». Дети стоят, руки вдоль туловища. На слова «ветерок дует в спинку», делают вдох через нос, поднимаются на носочки, руки вытягивают вперед. На слова «ветерок дует в животик» делают выдох через нос, опускаются на всю стопу, руки вдоль туловища. Для имитации дуновения ветра можно использовать указку с нитками.
Блок 2: вдох – нос, выдох – рот
3. «Солнышко». Исходное положение: стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. По команде логопеда «Солнышко встает» дети тянутся на носочках вверх – вдох через нос, по команде «солнышко уходит» — возвращаются в ИП и делают выдох через рот.
4. «Мороз». Дети делают спокойный вдох через нос и затем дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
Блок 3: вдох – рот, выдох – нос
1. «Секретное упражнение». Детям предлагается выполнить движения и догадаться, кого они изображали. На счет «раз» — вдох через рот, на счет «два, три» — выдох (на каждый счет один выдох).
Это что же за комочек,
Раз, два, три,
Ковыляет между кочек?
Раз, два, три,
На себе несёт комочек,
Раз, два, три,
Два листочка и грибочек,
Раз, два, три.
Задается вопрос: «Кем же мы были?», дети отвечают: «ежами». В этот момент показывается или картинка ежика, или игрушка. Упражнение выполняется еще раз.
2. «Необычная вьюга». Детям предлагается сдуть снежинки (кусочки ваты) необычным способом: сделать вдох через рот, а выдох – через нос. На выдохе и сдуваем снежинки.
Блок 4: вдох – рот, выдох – рот
- «Костер». Логопед кладет перед детьми картинку (или макет) костра из полосок тонкой бумаги. Детям предлагается «раздуть угасающий костер», набирая воздух через рот и медленно выдыхая через рот.
- «Собачка». Дети делают вдох и выдох через рот после каждой строчки стихотворения:
За котом бежал щенок, вдох, выдох,
Но догнать его не смог, вдох, выдох.
От досады взвыл, потом – вдох, выдох,
Стал гоняться за хвостом, вдох, выдох.
3. «Пропеллер». Ребенок делает вдох через рот. Указательный палец ребенка двигается из стороны в сторону перед губами. Сильно выдувать воздух таким образом, чтобы слышался «звук пропеллера» от рассекаемого пальцем воздуха, губы при этом округлены.
3) Формирование речевого выдоха
Работа по этому направлению проводится по принципу усложнения речевого материалы. Начинать работу следует с произнесения одного звука, постепенно переходя к произнесению слов и затем фраз.
1. «Пой со мной!»
Сначала педагог предлагает детям вместе с ним спеть «песенки». Первая песенка: «А-А-А!» Наберите побольше воздуха – вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная. Во время игры педагог следит за четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала поем звуки А, У, постепенно количество «песенок» можно увеличивать. Вторая песенка: «У-У-У!» Теперь «О-О-О!», «И-И-И!», «Э-Э-Э!» Можно устроить соревнование между детьми: побеждает тот, кто пропоет дольше всех на одном выдохе.
2. «Звуковая ниточка»
Дети соединяют пальцы рук, собранные в щепоть, перед грудью (как будто держат за концы короткую ниточку), а затем на выдохе начинают разводить руки в стороны, одновременно пропевая какой-либо гласный звук (тянут длинную нить).
3. «Намотай клубочек»
Дети вращают одна вокруг другой руки перед грудью и в это время длительно пропевают гласный звук на выдохе – как будто наматывают на клубок длинную звуковую ниточку. Можно посоревноваться, чья ниточка окажется длиннее. Материал можно усложнить, предложив пропевать слоги.
4. «Поезд»
Цель: Добиваться длительного произнесения звука [у].
Дети садятся на стульях в два ряда друг за другом, изображая два поезда. Как только зажигается зеленый свет светофора (детям показывается картинка), дети дают гудок, как поезд перед отправлением. Если горит красный свет (детям показывается картинка), дети молчат.
5. «Рыбалка»
Цель: развивать длительный речевой выдох при произнесении гласных звуков [э] и [а].
Ребёнку в руки дается удочка. Он закидывают ее за ширму (или другое ограждение). Затем логопед дергает удочку, имитируя пойманную рыбу. Ребёнок делает вдох и поднимает руки вверх. Если на веревочке есть рыба, то на выдохе произносить звук [а], если нет, то [э].
6. «Дровосек»
ИП: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить руки вниз – медленный выдох с произнесением «уфффф», «ухххх».
Таким образом, работа над дыханием представляет собой сложную структуру заданий и упражнений, которые требуют соблюдения условий и полноты их выполнения.
Список литературы:
- Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998 – 304 с.: ил.
- Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена: Союз, 2000
- Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011. (Развитие речи шаг за шагом).
- Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. О.Н. Усановой – М.: Просвещение, 1983. — 95 с.
- Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников: Учебное пособие. — СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006. — 151 с.
- Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В. Лопатина, Серебрякова Н.В. –– Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. – 192 с.
|