Черныш Виктория. Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму

Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму

Как известно, массаж — это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на выделение продуктов распада, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой части тела, а также на эластичность

суставов и связок.

Самомассаж: кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов. При этом в процессе самомассажа укрепляются мышцы, суставы и связки не только массируемой, но и массирующей кисти.

 

Скачать конспект

Игровой самомассаж кистей рук — важная составляющая сенсорного воспитания: ощущения, возникающие одновременно в обеих кистях рук ребёнка, отличаются друг от друга не только происхождением, но и разными условиями восприятия, потому что массируемая рука пассивно воспринимает механические раздражения, а массирующая рука ещё и создаёт их.

Игровой самомассаж — это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов. Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Развивается межполушарное взаимодействие, синхронизируется деятельность ассоциативных волокон, связывающих между собой отдельные участки одного и того же полушария. Мобилизуются проекционные волокна, входящие в состав нисходящих и восходящих путей, по которым осуществляется двусторонняя связь коры головного мозга с нижележащими отделами центральной нервной системы.

Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет отдельные её зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.

Положительная эмоциональная мотивация занятия повышает общий уровень функционирования нервных структур в обеспечении их мобилизационной готовности к восприятию информации из внешнего мира. Игровой самомассаж является эффективным средством совершенствования и таких психических функций, как внимание, память зрительно-моторная координация, а также развитие речевой и творческой сфер.

По данным современных исследований, игровой самомассаж кистей рук способствует прочищению энергетических каналов, освобождению их от застоявшейся негативной энергии и насыщению позитивной, а по нашим наблюдениям, он содействует также снижению двигательной и эмоциональной v расторможенности, коррекции гиперактивности. Существует немало конкретных приёмов по применению пальчиковой гимнастики, ручного труда, изодеятельности, лепки и др. для развития мелкой моторики, совершенствования координационных способностей рук детей. Одним из таких приёмов является проведение самомассажа кистей рук в сопровождении художественного слова в исполнении самого ребёнка. Весёлый спектакль, который юный актёр разыгрывает с помощью рук на импровизированной сцене (на пальцах, ладонях, тыльных и локтевых поверхностях кистей рук), длится порой несколько секунд, а текст пьесы укладывается в четверостишие. Но для того, что

бы его сыграть, необходимо в своём воображении создать яркий образ: содержание массажного приёма, т.е. механического воздействия на мышцы, должно чётко соответствовать смыслу стихотворения и динамике развития сюжета.

Рекомендуется проводить игровой самомассаж в виде отдельного 5-ти минутного занятия ежедневно или в виде динамической паузы на занятиях, сопровождать рифмованный текст можно следующими массажными приёмами:

1. Поглаживание.

Прямолинейное, круговое, спиралевидное, зигзагообразное поглаживание тыльной или ладонной поверхности кистей рук подушечками 2-х, 5-ти пальцев. Направление движения — от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.

2. Растирание.

Прямолинейное растирание выпрямленными ладонями друг друга:

гребнеобразное круговое растирание ладонной впадины средними и концевыми фалангами; граблеобразное круговое растирание ладони одной руки подушечками пальцев противоположной руки; пиление (продольное и поперечное) пальцами или ребром ладони противоположной руки; циркулярное растирание кистей рук ("намыливание" рук мылом).

3. Разминание.

Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца противоположной руки; щипцеобразное разминание (продольное и поперечное) мышечного валика локтевого края ладони.

4. Вибрация.

Пунктирование 2-мя, 5-ю пальцами (игра на пианино); поколачивание ладонной впадины кончиком указательного пальца противоположной руки; поколачивание ладони кончиками сложенных в щепоть пальцев.

Игровой самомассаж кистей рук

Игровой самомассаж кистей рук является эффективным и универсальным средством реабилитации тонких движений у детей-инвалидов, средством коррекции нарушений письменной речи у детей с локальными проблемами и развивающе-оздоровительным средством для нормально развивающихся детей.

Веселый спектакль, который юный актер разыгрывает с помощью рук на импровизированной сцене (на пальцах, ладонях, тыльных и локтевых поверхностях кистей рук), длится порой всего несколько секунд, а текст пьесы укладывается в маленькое четверостишие. Но для того чтобы его сыграть, необходимо в своем воображении создать яркий образ: содержание массажного приема, т.е. механического воздействия на мышцы, должно четко соответствовать смыслу стихотворения и динамике развития сюжета.

Как известно, массаж — это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на выведение продуктов распада, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой кисти руки, а также на эластичность суставов и связок.

Самомассаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов. При этом в процессе самомассажа укрепляются мышцы, суставы и связки не только массируемой, но и массирующей кисти. Помимо этого игровой самомассаж кистей рук — важная составляющая сенсорного воспитания:

  • ощущения, возникающие одновременно в обеих кистях рук ребенка, отличаются друг от друга не только происхождением, но и разными условиями восприятия, потому что массируемая рука пассивно воспринимает механические раздражения, а массирующая рука еще и создает их.

Игровой самомассаж — это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает

мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов. Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга.

Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Он является эффективным средством совершенствования и таких психических функций, как внимание, память, зрительно-моторная комбинация, а также развитие речевой и творческой сфер.

По данным современных исследований, игровой самомассаж кистей рук способствует прочищению энергетических каналов, освобождению их от застоявшейся негативной энергии и насыщению позитивной, также он содействует снижению двигательной и эмоциональной расторможенно, коррекции гиперактивности.

Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.

Зигзагообразное поглаживание:

Дунул ветер на березку,
разлохматил ей прическу.
Ветер очень торопился,
улетел, не извинился.

М. Пляцковский

Прямолинейное растирание ладонями друг друга.

Чьи руки зимою всех рук горячей? Они не у тех, кто сидел у печей, А только у тех, а только у тех, Кто крепко сжимал обжигающий снег, И крепости строил на снежной горе, И снежную бабу лепил во дворе. В. Берестов

Пять пальцев на руке своей
Назвать по имени сумей.
Толстушка-ползушка,
Дом-завитушка,

Ползи по дорожке,
Ползи по ладошке,
Ползи, не спеши.
Рога покажи.

Пунктирование пальцами (игра на пианино).

Кто там топает по крыше?
Кап-кап-кап.
Чьи шаги всю ночь я слышу?
Кап-кап-кап.

Я усну теперь едва ли.
Кап-кап-кап.
Может, кошек подковали?
Кап-кап-кап.

Ж. Давитьянц

Поколачивание ладони кончиками сложенных в щепоть пальцев.

Уложили дятла спать
В деревянную кровать.
Он в кровати всем назло
Продолбил себе дупло.

В. Линькова

Легкое плоскостное поглаживание тыльной поверхности кисти.

Во дворе у Толика
Маленькие кролики.
Беленькие кролики,
Целых восемь штук.

По утрам мы с Толиком
Кормим наших кроликов,
И едят морковку
Кролики из рук.

В. Кодрян

Рекомендуется проводить игровой самомассаж в виде отдельного 5-минутного занятия ежедневно

Поглаживание

Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти

руки подушечками выпрямленных двух-пяти пальцев — это "лучи солнца".

Солнышко лучами
Гладит нас, ласкает.
Солнце, как и мама,
Лишь одно бывает.

Г. Виеру

Предварительно попросите ребенка изобразить солнышко, расправив пальцы массирующей руки. Направление движения — от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.

Круговое поглаживание ладони подушечками двух или трех пальцев.

Сорока, сорока,
Где была? Далеко.
Дрова рубила,
Печку топила,

Воду носила,
Кашку варила,
Деток кормила.

Спиралевидное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками двух-пяти пальцев (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава).

Свистели метели,
Летели снега.
Стелила постели
Большая пурга,

Стелила постели
Морозам она,
И было метелям
Совсем не до сна.

Мы утром в окошко
Взглянули на сад -
Сугробы в саду,
Как подушки, лежат.

В. Степанов

Зигзагообразное поглаживание (обратить внимание ребенка на то, что рука напоминает дерево: предплечье — это ствол, а кисть с растопыренными пальцами — крона).

Дунул ветер на березку,
Разлохматил ей прическу.
Ветер очень торопился,
Улетел, не извинился.

М. Пляцковский

Растирание

Прямолинейное растирание выпрямленными ладонями друг друга. Первый вариант

Чьи руки зимою всех рук горячей?
Они не у тех, кто сидел у печей,
А только у тех, а только у тех,
Кто крепко сжимал обжигающий снег,

И крепости строил на снежной горе,
И снежную бабу лепил во дворе. В. Берестов

Принялась она за дело. Завизжала и запела. Ела, ела дуб, дуб. Поломала зуб, зуб. С. Маршак

Обратите внимание ребенка на то, что суставы сложенных пальцев напоминают зубья пилы.

Пиление (продольное и поперечное) ладони ребром ладони противоположной руки.

Пилит, пилит пила,
И жужжит, как пчела,
И визжит, и поет,
Соням спать не дает.

В. Сокол

Циркулярное растирание кистей рук ( «намыливание» рук мылом).

Не секрет для нас с тобой,
Каждый знает это -
Руки мой перед едой
И после туалета.

Разминание

Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца противоположной руки. Толстушка- ползушка, Дом-завитушка, Ползи по дорожке, Ползи но ладошке, Ползи, не спеши. Рога покажи.

Немецкая народная песенка (перев. Л. Яхнина)

Желательно вместе с ребенком вспомнить, как медленно ползет улитка. Щипцеобразное разминание (продольное и поперечное) мышечного валика локтевого края ладони. Гуси, гуси! Га-га-га! Есть хотите? Да-да-да!

Так летите же домой. Серый волк под горой Не пускает нас домой. Русский фольклор

Примечание. Предварительно попросите ребенка руками изобразить гуся.

Вибрация

Пунктирование двумя-пятью пальцами (игра на пианино).

Кто там топает по крыше?
Кап-кап-кап.
Чьи шаги всю ночь я слышу?

Просмотров: 887
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие мелкой моторики рук у детей




Другие новости по теме:

  • Татьяна Владимировна Бочкарева. Игровой самомассаж
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Ерохина Оксана Михайловна. Развитие словаря дошкольников посредством упражнений на мелкую моторику кисти руки
  • Гагаринова Надежда Васильевна. Программа краткосрочной образовательной практики для детей 3-4 лет «Волшебные ёжики» (Логопедический самомассаж Су-Джок)
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Тимофеева Софья. Развитие мелкой моторики руки на комплексных занятиях у детей от 1 года до 3 лет
  • Демина Светлана Владимировна. Опыт работы воспитателя ДОУ «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста»
  • Иванова Павлина Вячеславовна. Связь движений руки с речью.
  • Ирина Симонова. Конспект занятия по развитию речи и подготовке руки к письму в подготовительной к школе группы
  • Фёдорова Елена Валентиновна. Проект: «Подготовка руки к письму у детей старшего дошкольного возраста средствами художественного конструирования из бумаги»
  • Ступникова Виктория Владимировна. Консультация для педагогов и родителей Тема: Подготовка руки к письму детей дошкольного возраста
  • Закирова Гульнара Мизфатовна. Подготовка руки к письму.
  • Наталия Седельникова. Развитие мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность (из опыта работы)
  • Романова Галина Сергеевна. Программа подготовки руки к письму в подготовительной к школе группе «Волшебные пальчики»
  • Елена Тарасова. Конспект развлечения в старшей логопедической группе для детей с ФФНР Развитие графических навыков подготовка руки к письму Тема: «Лесная ёлка»
  • Юлия Кумакова. «Способности и дарования детей на кончиках их пальцев»
  • Бойцова Наталья Николаевна. Детский исследовательский проект «Чтобы руки не замерзли»
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Ширяева Марина Геннадиевна. Конспект занятия «Научим куклу Алису мыть руки» во второй младшей группе
  • Завгороднева Ольга Александровна. «Умелые руки не знают скуки»
  • Маргарита Фаридовна Лебедева. Сценарий ко Дню Матери «Я руки мамины целую».
  • Каргаполова Евгения Анатольевна. Поделки из компакт дисков 'От скуки на все руки'
  • Яшнова Рабия Арслановна. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Вальтер Гульшат Валерьена. Конспект непосредственной образовательной деятельности: «А зачем нужны нам руки?»
  • Конспект НОД в подготовительной к школе группе по пересказу рассказа «Для чего руки нужны?».
  • Полкунова Вера Михайловна. Проект «Человеку друг огонь, только ты его не тронь»
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Житихина Анна Викторовна. Акция «Чистые руки — залог здоровья!» во 2 – ой младшей группе
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука С с использованием игр на развитие моторики пальцев рук».
  • Казакова Наталья Викторовна. Конспект НОД в подготовительной группе Тема: «Человеку друг – огонь, только зря его не тронь!»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь