Лоскутова Яна Петровна. «Дидактические упражнения с использованием чистоговорок на автоматизацию звуков «С», «Сь» во время индивидуальных занятий с детьми с ЗПР»

«Дидактические упражнения с использованием чистоговорок на автоматизацию звуков «С», «Сь» во время индивидуальных занятий с детьми с ЗПР»

Учитель-логопед: Лоскутова Яна Петровна МБДОУ № 12 «Ладушка» г. Тихорецка

Для автоматизации поставленных звуков «С» и «СЬ» предлагаем использовать задания с чистоговорками, которые нравятся детям с задержкой психического развития.

Чистоговорка — малый жанр фольклора; народно-поэтическая шутка, заключающаяся в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении, построенные таким образом, что в первой части чаще всего трижды или более раз повторяется один и тот же слог, а вторая часть представляет собой 3 – 4 слова, рифмующиеся с первой частью. Еще К.И. Чуковский, отмечал в своем исследовании «От двух до пяти», что дети особую потребность испытывают в рифмовке произносимых ими слов, им присуще влечение к рифмованным звукам. И чем меньше ребенок, чем хуже он владеет речью, тем сильнее он тяготеет к рифме. Благодаря рифме слова привлекают особое внимание ребенка.

 Скачать конспект

Поскольку рифмованная речь основывается на ритмичном произношении звуков, ритм и является основой избирательного отношения ребенка к рифме. Наиболее близкий к этому явлению ритм — биение сердца, который, как известно, является врожденным биоритмом, следовательно, можно предположить, что склонность детей к восприятию похожего внешнего ритма, каковым является рифмованная речь — врожденное качество. Иными словами говоря, ключевым является факт влечения детей к рифмованным звукам, т.е. непосредственный интерес детей к воспроизведению речевых форм, который позволяет учителю-логопеду успешно работать в заданном направлении.

Чистоговорки находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательным и интересным предполагаемый к изучению материал (а то, что делается без интереса — не запоминается или запоминается с трудом);

  • помогают одновременно с речевыми задачами решать задачи психического, умственного и нравственного воспитания
  • помогают эффективно решить новые поставленные задачи по звуковой культуре речи в интересной форме
  • помогают эмоционально провести физкультминутку, дать возможность снять напряжение

Чистоговорки как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата, закреплению правильного произношения звуков.

Чистоговорки способствуют:

  • совершенствованию звукопроизношения
  • совершенствованию мелкой моторики
  • совершенствованию слоговой структуры слова
  • совершенствованию речевого дыхания
  • развитию темпа речи
  • развитию силы голоса
  • формированию чувства ритма

На первом этапе основная цель педагога — развить правильное восприятие речи, слуховое внимание. То есть мы просто показываем карточку с картинкой и четко произносим чистоговорку. Затем можно немножко обсудить содержание картинки, но в конце опять вернуться к прочтению чистоговорки. Не нужно сразу же выдавать ребенку гору карточек.

Нужно учить чистоговорки постепенно. Можно показать новую карточку с чистоговоркой на занятии. Затем можно отдать ее в группу воспитателям, где в вечернее время еще раз просмотреть, проговорить и закрепить. А вечером можно дать ее родителям, чтобы перед сном повторить ее с ребенком.

Подача речевого материала в чистоговорках может происходить различными путями:

  1. Абсолютно любую чистоговорку можно пропеть. Особенно детям нравится петь, изображая известных животных. Здесь тоже очень много вариантов: например как медведь (грубым голосом), или как лисичка (хитро и лукаво), или как мышка (писклявым голоском), или как котёнок (ласково и нежно) и т.д. Важно предоставить детям возможность самим решить, какое животное они будут изображать следующим.
  2. Инсценировка. Этот приём очень любим детьми, однако следует помнить о том, что не все чистоговорки можно «показать», инсценировать. Поэтому необходимо заранее всё продумать и отобрать подходящие. Дети могут показывать чистоговорку все сразу, одновременно, а педагог в это время произносит слова, наблюдает за детьми и выбирает особо старательного. Или другой вариант – один ребёнок выступает в роли актёра, показывая инсценировку, а остальные ребята (они же зрители) громко, хором проговаривают чистоговорку. При чём в роли актёра должен побывать по очереди каждый ребёнок. Следовательно, чистоговорка будет произнесена как минимум, столько раз, сколько детей в группе. Этот приём как и предыдущий раскрепощает детей, раскрывает их актёрские способности.
  3. Ответь на вопрос. Работа в этом ключе подразумевает, что чистоговорка может быть не только великолепным упражнением для укрепления артикуляционного аппарата, но и служить богатейшим материалом для многочисленных размышлений дошкольника: о чём (о ком) повествует эта чистоговорка? Бывает ли такое на самом деле? Почему? Сколько слов в предложении? Значение, какого слова вам не понятно? Какой звук здесь встречается чаще других? Как можно охарактеризовать этот звук?

Важно выслушать всех желающих высказаться. Ответы – рассуждение на подобные вопросы развивает мышление детей, учат их выдвигать гипотезы, обогащать словарный запас, учат различать звуки речи на слух, помогают овладеть звуковым анализом слов, подготавливая к освоению школьной грамоты.

4. Диалог. В проговаривании чистоговорки участвуют два человека, между ними происходит диалог. Важно, чтобы дети стремилась произнести чистоговорку как можно чётче и лучше, при этом эмоционально обыграв задуманную по ситуации роль (дворовых бабушек – сплетниц, давних друзей, животных, и других).

5. Зеркало. Один ребёнок в паре изображает человека, стоящего перед зеркалом, и он должен произносить чистоговорку, широко открывая рот и чётко выговаривая каждый звук; второй ребёнок стоит лицом к лицу к первому и изображает зеркало, а точнее – зеркальное отражение. Его задача – беззвучно, одними губами, точно повторить текст. Затем следует поменяться ролями.

Для данного приёма, который великолепно развивает внимание дошкольников подходит любая чистоговорка, лишь бы она была интересна детям.

6. Аудио повтор. Чистоговорка записывается на магнитофон. Педагог сам решает, сколько раз и в каком темпе будут звучать слова и предложения. Задача ребенка – повторять воспроизводимый текст. Можно записать на магнитофон голос ребенка. Услышать себя со стороны будет не только занятно, но и полезно.

7. Иллюстрация. Этот способ ещё называется «Зарисовка». Его лучше использовать в качестве домашнего задания. Дети записывают изученную чистоговорку на отдельном листе и делают к ним иллюстрацию. При этом не имеет значения, есть у ребёнка способности к изобразительной деятельности или нет. Каждый ребёнок рисует так, как умеет, а помощь мам, пап, бабушек, дедушек, братьев и сестёр только приветствуется. Таким образом, после серии занятий у ребят формируется своя книга с чистоговорками. Этот приём развивает воображение, даёт бескрайний простор для творчества.

Чистоговорки весело произносить с разным настроением: весело, грустно, с добротой, со злостью, с нежностью и лаской, и разным темпом — быстро — медленно... Усвоив чистоговорку можно переходить к следующей.

Для работы на индивидуальных занятиях используем такие игры и упражнения с чистоговорками на автоматизацию звука «С»:

1. Дидактическое упражнение «Громко, тихо, шёпотом».

Задание ребенку: Произнести чистоговорку громко, тихо, шёпотом: прореветь чистогорку, как медведь; пропищать чистоговку, как мышонок и т.п.

2. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко»

Задание ребенку: Педагог произносит «Ры-ры-ры, я несу...» (ребенок отвечает «шары»), вы показываете ему карточку и радуетесь его успехам. Затем побуждайте проговорить первые слоги чистоговорки, затем — всю чистоговорку.

3. Дидактическое упражнение «Медленно-быстро».

Задание ребенку: Произнести чистоговорку медленно-быстро

4. Дидактическое упражнение «Какой, какая, какое?»

Задание ребенку: Отвечать на вопросы в форме чистоговорок. Например, берем карточку, знакомую ребенку, ту, которую выучили. И я начинаю задавать вопросы чистогорками: «Са-са-са какая коса?» «Са-са-са у кого коса?». Отвечать тоже нужно чистоговоркой. (ребенок отвечает «Са-са-са — острая коса. Со-со-со какое колесо? Со-со-со чьё это колесо?)

5. Дидактическое упражнение «Один-много» по картинкам (са-са-лиса, сы-сы-лисы, ис-ис-много лис).

6. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (са-са-са – длтнная коса; са-са-са – короткая коса)

7. Дидактическое упражнение «Чего не стало?» (са-са-са не стало колеса, сы-сы-сы – не стало колбасы)

8. Дидактическое упражнение «Составь интересную историю» по картинке са-са-это лиса? Са-са-какая лиса? Са-са что делает лиса? Са-са- кого встретила лиса? Со-со-со- у машины колесо. Со-со-со-отвалилось колесо. Со-со-со-поменяли колесо. Со-со-со-сова села на колесо.

9. Дидактическое упражнение «Не ошибись» Ребенку нужно подобрать слово к определенному слогу. Ра-ракета, ра – пирамидка, ра-гитара.

10. Дидактическое упражнение «Карусель» Ребенок крутит диски и подбирать картинку к определенному слогу.

11. Дидактическое упражнение на согласование прилагательных с существительными в чистоговорках.

Задание ребенку: договорить и сочинить концовку:

ca-са-са, са-са-са
Ой-ой-ой! Летит оса!
сы-сы-сы, сы-сы-сы…

12. Дидактическое упражнение «Звукорежиссер на радио»

Задание ребенку: перед выходом программы в эфир звукорежиссер проверяет, вся ли техника точно передает текст, а чтобы ее проверить, он проговаривает в наушниках в микрофон (для этого нужны большие наушники и детский микрофон);

13. Дидактическое упражнение «Зеркало»

Задание ребенку: Сначала ребёнок в паре со взрослым изображает человека, стоящего перед зеркалом, и он должен произносить чистоговорку, широко открывая рот и чётко выговаривая каждый звук; второй ребёнок стоит лицом к лицу к первому и изображает зеркало, а точнее – зеркальное отражение. Его задача – беззвучно, одними губами, точно повторить текст. Затем следует поменяться ролями.

Для данного приёма, который великолепно развивает внимание дошкольников подходит любая чистоговорка, лишь бы она была интересна детям.

14. Дидактические упражнение «Поговорим» (упражнение в виде диалога). В проговаривании чистоговорки участвуют два человека, между ними происходит диалог. Важно, чтобы дети стремилась произнести чистоговорку как можно чётче и лучше, при этом эмоционально обыграв задуманную по ситуации роль (дворовых бабушек – сплетниц, давних друзей, животных, и других).

15. Дидактическое упражнение «Артист перед выходом на сцену»

Задание ребенку: Чистоговорку нужно пропеть, чтобы распеться певцу перед выходом на сцену. Здесь тоже очень много вариантов: грубым голосом, хитро и лукаво, писклявым голоском, ласково и нежно и на разной высоте и т.д.

Заключение

Применение данных приемов предоставляет ребенку возможность создать «свое», придумать самому. Но ещё одним важным действием при этом является создание проблемной ситуации, которая активизирует воображение ребенка, словотворчество, придумывание рифмы, формирует языковые способности.

Чистоговорка, как рифмованная фраза с часто повторяющимися звуками, вызывает интерес у детей к логопедическим занятиям. Но не стоит долго повторять одну и ту же чистоговорку, это может наскучить ребенку и будет утерян ценный интерес. Лучше взять сразу несколько фраз или стихотворений чистоговорок и отрабатывать их одновременно.

Игры с чистоговорками веселые и активные, и очень часто будят фантазию детей и взрослых придумывать свои собственные чистоговорки. Ведь в них не обязательно должен быть смысл, это могут быть абсолютно абстрактные и даже бессмысленные строки или стихотворения. Их основная цель — выработка звука.

Таким образом, для того, чтобы сформировать у ребенка чистую речь, абсолютно неважно, авторские или общеизвестные чистоговорки вы используете. Главное — ими пользоваться и делать это систематически!

Предлагаемый дидактический материал легко воспроизводим, может быть использован как учителями-логопедами, так и воспитателями для развития звуковой культуры, словотворчества у детей дошкольного возраста.

Приложение

Звук «С» Чистоговорки для автоматизации звука «С».

1

Са-са-са - бегает лиса.
Са-са-са - вот летит оса.
Са-са-са - в саду оса.
Са-са-са - выпала роса.
Са-са-са - залетела к нам оса.
Са-са-са - сосновые леса.

2

Су-су-су - ягоды в лесу.
Су-су-су - обед на стол несу.
Су-су-су - в лесу видели лису.
Су-су-су - мы видели осу.
Су-су-су - заплети косу.
Су-су-су - было холодно в лесу.

3

Сы-сы-сы - не боимся мы осы.
Сы-сы-сы - у Сани бусы.
Сы-сы-сы - у сома усы.
Сы-сы-сы - тикают часы.
Сы-сы-сы - подарили мне весы.

4

Со-со-со- у машины колесо

Со-со-со-отвалилось колесо

Со-со-со-поменяли колесо

Со-со-со-сова села на колесо

5

Ус-ус-ус-у Сони кактус

Ус-ус-ус-у Сани новый автобус

Ус-ус-ус-какой укус

Ус-ус-ус-у Светланы много бус

6

Ос-ос-ос-я несу большой поднос

Ос-ос-ос-на поляне много ос

Ос-ос-ос-у меня новый насос

Ос-ос-ос-у сына нос

7

Ас-ас-ас-у нас дома квас

Ас-ас-ас-у меня ананас

Ас-ас-ас-постели большой палас

Ас-ас-ас-Саня чистит ананас

8

Ис-ис-ис-киску позовем кис-кис

Ис-ис-ис-мы посадим кипарис

Ис-ис-ис-ананасы ест Денис

Ис-ис-ис-я кушаю рис

9

Ыс-ыс-ыс-Соня пьет кумыс

Ыс-ыс-ыс-у реки мыс

Ус-ус-ус-мы несем домой арбуз

Ус-ус-ус-сладок ананас на вкус

10

Са-са-са - сани, сад, оса.

Са-са-са- самокат, сова, лиса.
Сы-сы-сы - косы, волосы, усы.
Со-со-со - сода, соболь, колесо.
Су-су-су - суп, посуда, путассу.

Звук «СЬ» Чистоговорки для автоматизации звука «Сь».

1

Ся-ся-ся - мы поймали карася.
Сю-сю-сю - Соня кашу съела всю.
Се-се-се - на скамейку сели все.
Ся-ся-ся - вот идет к нам Люся.

2

Ся-ся-ся - лапы красные у гуся.
Си-си-си - белые гуси.
Си-си-си - воду ситом не носи.

3

Сю-сю-сю - Сима съела кашу всю.
Си-си-си - подъехало такси.
Ся-ся-ся - у бабуси два гуся.

4

Се-се-се - ленточки в косе.
Си-си-си - сена накоси.
Си-си-си - сюда неси.
Ся-ся-ся - непоседа Вася.

5

Ся-ся-ся - у осины Ася.
Си-си-си - у бабуси гуси.
Си-си-си - письмо у Муси.

Сю-сю-сю - мы закончим стройку всю.

6

Се-се-се - в гости мы придем к лисе.
Ась-ась-ась - плавает карась.
Усь-усь-усь - на лугу гуляет гусь.
Ось-ось-ось - шел зимой по лесу лось.

7

Усь-усь-усь - очень я гусей боюсь.
Ась-ась-ась - у меня тетрадь нашлась.
Усь-усь-усь - у бабуси серый гусь.
Ась-ась-ась - в реке плавает карась.

8

Ысь-ысь-ысь - в лесу живет рысь.
Усь-усь-усь - из реки выходит гусь.
Ось-ось-ось - ну ка мячик брось.

9

Ось-ось-ось - на поляне лось.
Усь-усь-усь - к нам подходит гусь.
Уси-уси-уси - гуси у бабуси.
Сед-сед-сед - у нас новый сосед.

10

Сень-сень-сень - весна да осень.
Сил-сил-сил - Вася траву косил.
Сел-сел-сел - к нам идет осел.
Син-син-син - мы делили апельсин.

11

Сил-сил-сил - котик Сему укусил.
Сей-сей-сей - муку посей.
Сята-сята-сята - у лисы лисята.
Семка-семка-семка - синяя тесемка.

Просмотров: 527
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Малютина Екатерина Алексеевна. Дидактическое упражнение «Деревья в разные времена года»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Бекенёва Наталья Владимировна. Психотерапевтическая сказка + арт-терапевтическое упражнение «Воздушный шар».
  • Овчинникова Оксана Александровна. Чистоговорки на дифференциацию звуков
  • Багрова Татьяна Анатольевна. Родительское собрание «Чтобы избежать пожаров, нужно много детям знать»
  • Кищенко Ирина Сергеевна. Тренинг на родительском собрании «Зачем ребенку нужны репетиции перед утренником».
  • Рычкова Ольга Михайловна. Чистоговорки для детей 3-4 лет
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Приказчикова Наталия Валентиновна. Проект в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Чтобы ёлку не рубить, ёлку можно смастерить».
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Главный Редактор. Можно ли самим научить ребенка английскому?
  • Соловьева Алла Роальдовна. Дидактическое средство развития ребенка по музыкальному воспитанию в технологии «Лепбук» по теме: «Музыкальные истории Лунтика и его друзей»
  • Наталья Горн. Презентация 'Чистоговорки в картинках'
  • Главный Редактор. 50 вопросов на которые должен отвечать ребенок перед поступлению в школу
  • Чанчикова Нина Владимировна. Развивающие скороговорки (чистоговорки) для использования в работе с детьми дошкольного возраста Н. Чанчикова
  • Аксёнова Ирина Александровна. Проект на тему: «Тактильные чистоговорки»
  • Абзалова Наталья Леонидовна. Конспект беседы с родителями на тему: «Можно ли наказывать ребенка»
  • Чибисова Елена Викторовна. Дидактическое пособие по развитию связной речи детей с ОНР «Осень»
  • Редактор. Вот несколько игр, которые можно организовать с детьми.
  • Юдина Наталья Викторовна. «Какой детский сад нужен современному ребенку?»
  • Кочина Елена. Дидактическое пособие по развитию речи 'Солнышко' для детей старшего дошкольного возраста.
  • Тюленева Лилия Ивановна. Помощь ребенку третьего года жизни с задержкой речевого развития
  • Зайнуллина Ильмира Исламовна. Дидактическое пособие «Стишки. Учим быстро и легко»
  • Редактор. Дети и рукоделие: как привить своему ребенку любовь к рукоделию.
  • Баринова Наталья Сергеевна. Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста по теме «СПОРТ ЛЮБИТЬ – ЗДОРОВЫМ БЫТЬ»
  • Говердовская Наталья Владимировна. Мягкая развивающая книга как дидактическое пособие для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
  • Куликова Анастасия Вадимовна. Статья «Стоит ли разрешать ребенку смотреть мультфильмы?»
  • Шурупова Елена Викторовна. Дидактическое пособие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР «ЧУДО – ЗВЕРИ»
  • Жукова Татьяна Борисовна. Сценарий праздника посвященного Дню Космонавтики в подготовительной к школе группе на тему: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!»
  • Панова Марина Сергеевна. Почему важно отвечать на вопросы ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь