Автор: музыкальный руководитель Соловьева Алла Роальдовна 2019г. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Детский сад №39", г.Красноярск
Одной из главных задач:
ФГОС Дошкольного Образования является сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала. Это достигается использованием индивидуального подхода к детям, который должен прослеживаться через всю образовательную и воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения. В общении, в организованной образовательной деятельности, в играх — не следует забывать, что ребенок неповторимая личность.
Скачать конспект
Одним из целевых ориентиров дошкольного образования является проявление инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности, в том числе и музыкальной. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно — развивающей среды. Исходя из этого, было создано дидактическое пособие лэпбук " Музыкальные истории Лунтика и его друзей". Основой этого пособия стали музыкально — дидактические игры, которые являются одним из наиболее доступных средств познания музыки. Игры подобраны в соответствии с возможностями, интересами и потребностями детей. Ценность музыкально — дидактических игр в том, что они открывают пред ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Следует отметить полифункциональный характер лэпбука " Музыкальные истории Лунтика и его друзей", который можно рассматривать, как одну из игровых форм обучения, как самостоятельную музыкально — игровую деятельность, как средство общения ребенка и взрослого.
Составляющие лэпбука
Музыкально — дидактическое пособие лэпбук " Музыкальные истории Лунтика и его друзей" создан для детей 5 -6 лет. Представляет собой картонную папку — передвижку формата А3, состоящую из 6 страниц. На страницах папки с обеих сторон имеются различные кармашки и карточки, в которых размещены дидактические игры и задания, направленные на развитие музыкальных способностей детей, а также раскраска и поощрительный подарок.
- музыкально — дидактическая игра " Спой песенку" карточки по числу игроков, на которых изображены пять линеек (нотный стан и кружочки — ноты)
- музыкально — дидактическая игра " Облачковое настроение" карточки по числу игроков с изображением облачков с различным выражением настроения (грусть, веселье, спокойствие)
- музыкально — дидактическая игра " Повтори ритм" карточки по числу игроков с изображением больших и маленьких элементов (большой — долгий звук, маленький — короткий)
- музыкально — дидактическая игра " Кто на чем играет" игровое поле с изображением музыкальных инструментов и музыкантов с музыкальными инструментами
- музыкально — дидактическая игра " Узнай и спой знакомую песню" диска с записями детских песен "Песенки для самых маленьких"
- музыкально — дидактическая игра " Три танца" карточки по числу игроков с изображением танцующих детей,
- музыкально — дидактическая игра " Собери отгадку" игровое поле с музыкальными загадками и разрезные картинки с изображением музыкальных инструментов
- игра на внимание " Найди пять отличий" две карточки с сюжетным изображением
- музыкально — дидактическая игра " Музыкальное лото" большие карточки с пустыми клетками по числу игроков каждому по три разного цвета и маленькие карточки с изображением музыкальных инструментов
- игра на закрепление изучаемого материала " Отгадай кроссворд" игровое поле с изображением музыкальных инструментов и столбики с пустыми клетками.
Паспорт
Название
|
Тематическое игровое дидактическое средство развития ребенка в технологии "Лепбук"
|
Тема
|
" Музыкальные истории Лунтика и его друзей"
|
Номинация
|
Демонстрационный лепбук " Музыкальные истории Лунтика и его друзей" (используется педагогом и детьми)
|
Автор
|
Соловьева Алла Роальдовна музыкальный руководитель МБДОУ №39
|
Цель
|
Обеспечение активности ребенка и разнообразия практической деятельности в процессе реализации художественно - эстетического развития детей
|
Задачи
|
- Развивать познавательную активность, самостоятельность, инициативность
- Способствовать развитию мыслительных процессов (анализ, логическое мышление, синтез)
- Развивать звуковысотный, тембровый слух, чувство ритма, слуховое внимание, память, мелкую моторику, эрудицию
- Воспитывать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми
- Содействовать лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала и применению полученного опыта в жизненных ситуациях
|
Возраст
детей
|
5-6 лет
|
Методическая
ценность
|
- Лэпбук" Музыкальные истории Лунтика и его друзей"
разработан с учетом возрастных особенностей детей. Его структура и содержание доступны детям 5 -6 лет
- Отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно - пространственной среде
- Информативен. Размещено достаточно много информации по заданной теме
- Полифункционален. Способствует развитию воображения и творчества
Возможность пользоваться как с подгруппой детей, так и
индивидуально
- Вариативен. Обеспечивает игровую, познавательную и творческую активность воспитанников.
|
Возможности,
область
применения
|
Дидактическая разработка используется в образовательной и самостоятельной деятельности дошкольника. На практике с детьми лэпбук" Музыкальные истории Лунтика и его друзей" применяется в игровой , познавательной и музыкальной деятельности.
|
Описание возможностей использования ЛЭПБУКА
"Музыкальные истории Лунтика и его друзей"
Каждой музыкально — дидактической игре предшествует короткое описание истории Лунтика и его друзей.
История 1
Однажды утром цветочный луг наполнился нежным звоном колокольчиков. Помоги Лунтику спеть песню колокольчиков
Музыкально — дидактическая игра " Спой песенку"
Цель: развитие у детей звуковысотного слуха, умения голосом воспроизводить мелодию по изображению.
Игровой материал: карточки по числу играющих, на которых изображены
пять линеек — нотный стан и кружочки — ноты.
Ход игры: Педагог говорит: " Настало утро, выглянуло солнце и колокольчики запели свои песенки. Мы тоже попробуем спеть, как колокольчики."
- вариант — педагог показывает детям карточку и дети все вместе поют мелодию, которую изображают кружки — ноты на слог "ля", стараясь точно ее интонировать.
- вариант — педагог раздает каждому ребенку по карточке и ребенок пропевает мелодию индивидуально.
История 2
Лунтик был мечтателем и подолгу любил смотреть на облака. Они все такие разные: есть грустные, наполненные дождевыми каплями, есть спокойные величавые, а есть веселые сквозь которые видно солнце и радугу.
Музыкально -дидактическая игра "Облачковое настроение"
Цель: развитие эмоциональной отзывчивости детей и умения определять настроение музыкального произведения, выражать настроение мимикой.
Игровой материал: карточки — облачки по числу игроков с различным выражением оттенков настроения (грусть, веселье, спокойствие).
Ход игры:
- вариант — дети вместе с педагогом слушают музыкальное произведение, беседуют, дают характеристику прослушанному фрагменту произведения. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Желающий ребенок выбирает соответствующую карточку.
- вариант — у каждого игрока имеется набор карточек с различным выражением оттенков настроения. Дети слушают произведение и выбирают карточку, соответствующую характеру произведения.
- вариант — педагог предлагает детям с помощью мимики и жестов выразить настроение прослушанного фрагмента музыкального произведения, проявив при этом свое творчество.
Музыкальный репертуар (диски):
"Альбом для юношества" Р.Шуман
- "Веселый крестьянин"
- "Первая утрата"
- "Романс"
"Мы слушаем музыку" О.П. Радынова
- "Юмореска" Р. Щедрин
- "Слеза" М.Мусоргский
- "Сладкая греза" П.Чайковский
История 3
Однажды Кузя нашел большой барабан."Но как же на нем играть?" — сказал он. — Может кто-то меня научит!"
Музыкально — дидактическая игра " Повтори ритм"
Цель: развитие у детей ритмического слуха и внимания, умения воспроизводить ритмический рисунок по схеме.
Игровой материал: карточки по числу играющих с изображением больших и маленьких элементов (геометрические формы разного цвета), большой -долгий звук, маленький — короткий.
Ход игры: педагог предлагает детям выбрать себе карточку, по схеме воспроизвести ритмический рисунок с помощью хлопков в ладоши или с помощью ударных инструментов.
История 4
Баба Капа не только гостеприимная хозяйка, но и затейница. Как-то раз своим гостям она предложила не только сладкий пирог, но и интересную игру в лото.
Музыкально — дидактическая игра "Музыкальное лото"
Цель: развитие у детей тембрового слуха.
Игровой материал: большие карточки трех цветов с пустыми клетками на каждого ребенка и маленькие карточки с изображением музыкальных инструментов, настольная ширма.
Ход игры:
1 вариант — педагог: Музыкальных инструментов
Знаем мы, ребята, три.
А какой сейчас играет,
Ну -ка быстро говори.
Взрослый играет на музыкальном инструменте за настольной ширмой, дети на слух определяют какой звучит инструмент и закрывают на большой карточке соответствующую клеточку. Выигрывает тот, кто первым правильно заполнит свои большие карточки.
2 вариант — педагог: Музыкальных инструментов
Знаем мы, ребята, пять.
А какой сейчас играет,
Ты попробуй отгадать.
Количество узнаваемых на слух инструментов становится больше.
История 5
Вупсень и Пупсень как всегда спорят и не могут понять кто играет на музыкальных инструментах, как зовут этих музыкантов?
Музыкально — дидактическая игра " Кто на чем играет"
Цель: обогащение словарного запаса детей, развитие эрудиции.
Игровой материал: игровое поле с изображением музыкальных инструментов и музыкантов разных профессий.
Ход игры:
- вариант — педагог предлагает детям на игровом поле найти определенный музыкальный инструмент и назвать профессию музыканта, который играет на этом инструменте, пальчиком или карандашом провести соединяющую их линию.
- вариант — педагог предлагает детям на игровом поле найти определенный музыкальный инструмент и жестами изобразить профессию музыканта.
История 6
Вот и зима! Выпал снег! Пчеленок и Кузя катались с высокой горы и пели свои любимые песни. Давай споем их вместе.
Музыкально — дидактическая игра " Узнай и спой песню"
Цель: развитие у детей вокальных навыков, музыкальной памяти и исполнительских способностей.
Оборудование: диск " Песенки для самых маленьких" (часть первая)
Ход игры:
- вариант — педагог предлагает детям прослушать фрагмент знакомой песни, вспомнить ее название и исполнить ее всем вместе.
- вариант — педагог предлагает детям прослушать музыкальное вступление к знакомой песни, вспомнить ее название и желающему ребенку исполнить эту песню индивидуально.
Музыкальный репертуар (диск):
"Песенки для маленьких" (первая часть)
- "Про осу" А.Островский
- "Песня Львенка и Черепахи" В.Шаинский
- "В траве сидел кузнечик" В. Шаинский
- "Колыбельная медведицы" Е.Крылатов
- "Мамонтенок" В.Шаинский
- "Песенка Умки" Е.Крылатов
История 7
Лунтик и его друзья начали готовиться к новогоднему балу. Определи какие танцы они разучивают.
Музыкально — дидактическая игра " Три танца"
Цель: развитие представления о танцевальных жанрах, умения различать различать русскую плясовую, вальс и польку.
Игровой материал: карточки с изображением танцующих детей по числу игроков.
Оборудование: диски "Приложение к программе А.И. Бурениной "Ритмическая мозаика" № 2,3, 4"
Ход игры: педагог предлагает детям прослушать музыку танцевального характера, определить название танца и показать соответствующую карточку. В конце игры педагог предлагает детям исполнить движения каждого танца под музыку, проявив самостоятельность и творчество.
Музыкальный репертуар (диски):
"Детский альбом" П.Чайковский
- "Вальс"
- "Полька"
- "Камаринская"
"Мы слушаем музыку" О.П. Радынова
- "Вальс — фантазия" М.Глинка
- "Полька Трик — Трак" И.Штраус
- "Русская пляска" П.Чайковский
История 8
Наступил Новый год! Время подарков, развлечений, сюрпризов. Загляни под шарик — тебя ждет веселая загадка, увлекательная игра и подарок.
Музыкально — дидактическая игра "Собери отгадку" (пазлы)
Цель: закрепление знаний детей о музыкальных инструментах, развитие внимания и мелкой моторики.
Игровой материал: игровое поле, мини — книжки с загадками о музыкальных инструментах, разрезные картинки, количество игроков 4.
Ход игры: педагог зачитывает загадку, ребенок индивидуально называет музыкальный инструмент и собирает картинку с изображением этого инструмента.
В качестве поощрения педагог предлагает детям открыть сюрприз.
Сюрприз — это игра на внимание " Найди пять отличий".
Музыкально — дидактическая игра "Отгадай кроссворд
Цель: развитие мышления, закрепление пройденного материала по теме "Музыкальные инструменты".
Игровой материал: игровое поле с изображением музыкальных инструментов и столбики с пустыми клетками.
Ход игры: педагог помогает детям в пустые клеточки вписать соответствующее название музыкального инструмента. Когда кроссворд отгадан полностью, взрослый предлагает детям сыграть на детских музыкальных инструментах оркестром.
Музыкальный репертуар по выбору музыкального руководителя.
Примечание: за успешное выполнение заданий, помещенных в лэпбуке "Музыкальные истории Лунтика и его друзей" дети получают поощрительные подарки — раскраска с героями мультфильма и красочный плакат. Поощрительные подарки располагаются на задней панели лэпбука.
Результативность использования лэпбука
"Музыкальные истории Лунтика и его друзей"
У детей повысился интерес к музыкальной деятельности в результате использования новой формы организации учебного материала, возросла познавательная активность в области музыкального воспитания. У детей в игровой форме развиваются музыкальные способности, эрудиция, идет закрепление пройденного материала. Дети проявляют инициативу, самостоятельность в выборе интересующего задания, обогатился музыкальный опыт детей и их словарный запас. Обеспечено сотрудничество и сотворчество детей и взрослых.
Перспектива
Использование дидактического пособия "Музыкальные истории Лунтика и его друзей" в диагностике уровня развития музыкальных способностей детей. Познакомить и привлечь родителей к созданию дидактического пособия для пополнения предметно — развивающей среды ДОУ.
Таким образом, использование лэпбука открывает новые возможности в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.
|