Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. И в дошкольном возрасте игре, как важнейшему виду деятельности, принадлежит огромная роль. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально — волевых качеств, в ней реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».
Скачать презентацию
Игра — основной вид деятельность дошкольников. Музыкально – дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их значение – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.
И здесь на помощь могут прийти красочно оформленные пособия, благодаря которым у детей возникает интерес к музыке, быстрее развиваются музыкально – сенсорные способности. Музыкальные задания, выполняемые с помощью красочных пособий, значительно активизируют умственную деятельность ребенка, стимулируют его самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер.
«Многофункциональный кубик»
Кубик могут использовать музыкальные руководители и воспитатели.
Он сшит из ткани и набит поролоном, внутри кубика колокольчик. Картинки заламинированы, прикрепляются к кубику при помощи двухстороннего скотча.
Картинки можно менять в зависимости от того, какая игра проводится с детьми.
Угадай животное:
1 – й вариант: игра для детей младшего и среднего возраста.
Цель: Учить звукоподражанию разных голосов животных.
Описание игры:
Дети стоят в кругу. Звучит веселая мелодия, дети передают кубик друг другу. С окончания музыки, у кого оказался кубик, тот бросает его и называет картинку (животное), которая ему выпала.
Если там выпала собака, педагог предлагает ребенку, который бросал кубик, показать голосом, как собачка здоровается ( «гав – гав — гав»).
Игра продолжается. На картинках могут быть разные животные: кошка, лошадка, собачка, корова, уточка, петушок, сова.
2 – й вариант: игра для детей старшего возраста.
Цель: Развивать творческое мышление и воображение детей. Учить передавать образ животного через движение.
Игра проводится с детьми более старшего возраста. На картинках изображены другие животные: медведь, лошадка, кошка и заяц.
Подражание:
Игра для среднего возраста.
Цель: Учиться звукоподражанию различных явлений голосом.
Вариант, аналогичный игре «угадай животное», но уже с другим картинками. На картинках изображены предметы: часы, молоток, капельки, самолет, паровоз, листик
Описание игры:
Педагог и дети стоят в кругу. Звучит веселая музыка, и дети передают кубик друг другу. Музыка остановилась, у кого остался кубик бросает его на пол в кругу. Педагог спрашивает у детей: «Что это?» — «Молоток». Педагог предлагает ребенку, который бросал кубик, изобразить голосом, как может звучать молоток ( «тук-тук-тук») и т.д. Игра продолжается: часы – «тик-так», капельки – «кап-кап», паровоз – «ту-ту», листики – «шур-шур-шур». Потом музыкальный руководитель предлагает ребенку не только изобразить голосом, но и показать как может стучать молоток, как могут капать капельки, как могут листики «шуршать» и т.д.
Оркестр:
Игра для детей старшей группы.
Задачи игры: Развивать у детей интерес к игре на музыкальных инструментах, слуховое внимание, навыки элементарного музицирования в оркестре, чувство ритма; воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу. Доставить детям радость от совместной игры.
Описание игры.
1 –й вариант: На столике находятся детские музыкальные инструменты: деревянные ложки, барабан, бубен, маракас, колокольчик. (Такие же детские музыкальные инструменты с их изображением размещаются на кубике). Дети, стоя в кругу, передают кубик под весёлую музыку. С окончанием музыки, тот ребёнок, у кого остался кубик, бросает его и называет картинку (инструмент) который выпал. Берет инструмент и играет заранее выученную мелодию.
В конце игры дети ему аплодируют. Ребенок возвращает инструмент на столик. Игра продолжается несколько раз по желанию детей.
2 –й вариант:
Каждый ребенок по очереди кидает кубик, берет выпавший инструмент со стола и кладет на свой стульчик. Игра повторяется, пока все дети не возьмут себе инструменты. Затем все вместе играют в «оркестр».
Веселый счет:
Игра для детей среднего и старшего возраста.
Задачи: развивать слуховое внимание, чувство ритма. Закреплять навыки прямого счёта, вызывать положительные эмоции от игры. Использовать хлопки и притопы.
На сторонах кубика изображены цифры, отражающие количество предметов: 1 бабочка, на второй стороне — 2 цветка, на третьей – 3 клубнички, на четвёртой – 4 листика, на пятой – 5 шишек, на шестой – 6 ёлочек.
Описание игры.
Дети в кругу под весёлую музыку передают кубик по кругу. С окончанием музыки ребёнок бросает кубик в круг. Музыкальный руководитель предлагает ему сосчитать, сколько, например, цветочков изображено на этой стороне кубика. Затем дети столько же раз хлопают в ладоши или выполняют притопы.
Эту игру может применять не только музыкальный руководитель, но и воспитатель в группе с целью формирования у детей элементарных математических представлений.
Времена года:
Игра для детей старшей группы
Описание игры.
Задачи. Формировать и развивать певческие навыки. Совершенствовать чувство темпа и ритма. Создавать у детей хорошее настроение, расширять представления об окружающей природе и явлениях, происходящих в ней.
На сторонах кубика — картинки с изображением времён года.
Дети, сидя в кругу, передают друг другу кубик, сопровождая действие считалкой, у кого остался кубик, тот читает стишок или исполняет фрагмент песни, соответствующую времени года. По желанию детей игра повторяется несколько раз.
|