Конспект совместной деятельности по овладению детьми подготовительной группы элементами грамоты "Волшебный кубик Буквоеда"
Задачи
- Закреплять четкое произнесение зв. [П] в слогах, словах и фразах.
- Способствовать закреплению навыка определения места звука [П] в слове.
- Учить воспроизведению слоговых рядов типа ап-ип-уп, па-пу-па, с ударением на одном слоге;
- Совершенствовать навыки фонематического анализа.
- Упражнение в делении слов на слоги.
- Совершенствовать графические навыки печатания буквы.
Оборудование: Фланелеграф, разрезанный на 5 частей рисунок (фотография) кубика, куб, на гранях которого наклеены задания, предметные картинки: улитка, удочка, утята, ананас, луна, сова, сумка, сапоги, суп, паук, счетные палочки, цветные квадраты для составления звуковой схемы слова, карандаши, тетради. Письмо, мешок. Аудиозапись с голосом Буквоеда.
Ход
Логопед (Л.) Ребята! Я шла сегодня на работу и увидела на ветке дерева сороку, у нее в клюве был этот мешочек, когда я подошла поближе, он упал мне прямо в руки. Здесь оказался какой-то необычный кубик и письмо. От кого я не знаю, т.к. его еще не читала. Давайте сделаем это вместе.
Письмо
«Здравствуйте ребята! Меня зовут дед Буквоед, я — невидимка. Когда я прихожу к вам, вы меня не видите. Я решил устроить вам испытание. Сегодня я спрятал от вас букву, но просто так я вам ее не отдам. Вы должны выполнить все мои задания и собрать рисунок, который подскажет, где спрятана буква. Вам помогут: кубик с заданиями и волшебные слова: «Кубик, покажись, кубик, покрутись, на пол упади, заданье покажи»
За каждое правильно выполненное задание вы получите часть рисунка. До свидания, дети»
Л. Ну что, ребята, попробуем выполнить задания деда Буквоеда?...
Тогда я буду подбрасывать кубик, а вы говорите волшебные слова.
Дети (Д.) «Кубик, покажись, кубик, покрутись, на пол упади, заданье покажи»
Л. Вот и первое задание (на грани кубика — цифра 4)
1. Из предложенных 4 картинок выбрать лишнюю, определив первый (последний) звук в словах:
улитка, утята, удочка, ананас
книга, луна, сапоги, сумка,
Л. В этих словах мы слышали звуки И, А, У. Какие это звуки? (гласные), а какие еще бывают звуки? (Согласные). Назовите, какие помните.
Логопед показывает на буквы, дети называют (М, Н, К, Т).
Л. Очень хорошо! Мы выполнили 1-е задание и получаем часть рисунка (ставим на фланелеграф). Сейчас узнаем второе задание Буквоеда.
Дети говорят слова: «Кубик, покажись, кубик, покрутись, на пол упади, заданье покажи»
2. Л. Следующее задание: выложить из палочек любую гласную букву (на грани кубика — рисунок палочек). Дети по желанию выкладывают любую гласную букву.
Л. Вот 2-ая часть от рисунка. Мы опять с вами без ошибок выполнили задание. Давайте узнаем следующее.
Д. «Кубик, покажись, кубик, покрутись, на пол упади, заданье покажи»
3. Л. Задание такое: я вам произнесу написанные здесь слова, а вы догадайтесь: какой звук слышится во всех словах. ПАЛЬТО, ПОЧТА, ЛУПА, ПОПУГАЙ, СТОП. (на гранях кубика написаны слова)
Д. Звук П
Л. Правильно, а где находится звук П в слове ПАЛЬТО? В начале, в конце или в середине?
Д. В начале.
Л. Давайте подпрыгнем столько раз, сколько слогов в слове ПАЛЬТО (2 раза). Так же проводится работа со словами СТОП, ЛУПА, ПОПУГАЙ.
Л. Молодцы, вот часть от рисунка, давайте продолжим искать букву.
Д. «Кубик, покажись, кубик, покрутись, на пол упади, заданье покажи»
4. Л. В этом задании нужно быть очень внимательными (на грани кубика нарисовано ухо) и четко повторять слоги, которые я произнесу. ПА-ПУ-ПА, ПУ-ПУ-ПО, АП-ИП-АП, ПА-ПЫ-ПО, ИП-ИП-УП, АП-ИП-АП, ПУ-ПА-ПУ, ИП-ОП-АП, АП-ОП-ИП, ПУ-ПУ-ПА (с ударением на каком-либо слоге)
Отлично! Задание выполнено, мы получаем еще часть рисунка.
Л. Ребята, я, вижу, вы умеете справляться с такими трудными заданиями, а отдыхать умеете?
Динамическая пауза
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носки, на пятки,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вдохните,
Все в порядок приведите
Сядьте тихо, отдохните.
5. Л. У нас осталось последнее задание.
Д. «Кубик, покажись, кубик, покрутись, на пол упади, заданье покажи» (на грани кубика – звуковая схема слова)
Л. Посмотрите, какому слову соответствует эта звуковая схема (картинки СУП, ПАУК)
Д. Суп. Первый звук С-согласный, обозначается синим квадратом, второй звук У — гласный,
обозначается красным квадратом, третий звук П — согласный, обозначается синим.
Л. А теперь давайте выложим схему слова ПАУК. Вы за столами, а я на доске...
Л. Вот и последняя часть рисунка. Получился рисунок кубика, значит, буква спрятана где-то на кубике. Ох, какой хитрый Буквоед, (на 6-ой грани кубика под цветной бумагой прикреплена буква П)
Л. Какая это буква? Какие слова мы сегодня произносили со звуком П. (паук, суп, пальто, стоп, лупа, попугай). Звук П — какой? (согласный, твердый) а есть у него мягкий братик? (Пь) Давайте напишем букву П в тетрадях.
Дети работают в тетрадях.
6. Звучит запись голоса Буквоеда:
«Я, вижу, вы справились со всеми заданиями. Молодцы! А я приготовил для вас подарок. Его вы найдете в шкафу на второй полке за попугаем. До свидания, ребята!»
Л. Вы запомнили, где Буквоед спрятал подарок?
Д. Подарок в шкафу на второй полке за попугаем.
Дети находят коробку, в ней пряники, или печенье.
Л. Давайте скажем Буквоеду... Пусть еще приходит к нам, дает нам задания, мы будем рады их выполнять.
|