Образовательные области: Коммуникация - развивать речь как средство общения, поощрять попытки высказывать свою точку зрения. Познание – расширять и обогащать знания детей о звуках, слогах, словах; о животных, птицах, овощах, их среде обитания и произрастания. Социализация – воспитывать положительную мотивацию, самостоятельность, контроль за собственной речью. Чтение художественной литературы – приобщать детей к словесному искусству через чтение и слушание стихотворений, отгадывание загадок. Игровая деятельность – через словесные, дидактические игры подводить детей к начальному обучению грамоте. Физическая культура – обеспечить максимальную двигательную активность в процессе образовательной деятельности. Музыка – использовать в процессе занятия музыкальное сопровождение и шумовые эффекты, учить слушать и слышать предложенную мелодию ЦЕЛЬ: Использование дидактических игр, игровых упражнений, ИКТ в работе по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. ЗАДАЧИ:
Коррекционно-образовательные: Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков в слогах, словах и предложениях Совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов Упражнять в образовании существительных множественного числа Закреплять навыки выделения заданного звука в словах Формировать умение подбирать слова на заданный звук, слог Учить составлять схемы слов и подбирать слова по заданной схеме Закреплять навыки чтения слов по первым звукам картинки, чтение слогов и слов Коррекционно-развивающие: Развивать зрительное внимание Фонематическое восприятие Формировать правильный речевой выдох Развивать чувство ритма Артикуляционную и тонкую моторику Коррекционно-воспитательные: Формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность. Оборудование: Слайды для занятия, проектор, ноутбук, записи голосов животных и птиц, звуки леса; картинки, схемы, дидактические игры, плоскостные цветы с наклеенными буквами, конверт для письма; дерево – на нем плоскостные яблоки с картинками; 2 корзинки, 2 куклы в разной одежде. Ход занятия. Дети встают в круг и приветствуют друг друга: «Доброе утро! Улыбнись скорее и сегодня весь день будет веселее. Мы погладим лобик, носики и щечки; будем мы красивыми, как в саду цветочки! Разотрем ладошки сильнее, сильнее, а теперь похлопаем смелее, смелее. Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем, Улыбнемся снова, будьте все здоровы!»- Логопед - садитесь, пожалуйста, поудобнее и посмотрите на экран. ( на экране появляется сказочный дворец – 1 слайд, звучит музыка) Логопед – В сказочном дворце жили-поживали, добра наживали, а кто поживал, отгадайте. Загадки: « Сердитый недотрога живет в глуши лесной, иголок очень много, а нитки ни одной» ( 2 слайд – ежик, звуковые эффекты) « Я по дереву стучу, червяка добыть хочу. Хоть и скрылся под корой, все равно он будет мой» ( 3 слайд – дятел, стук дятла в записи) v «Он в берлоге спит зимой под большущею сосной, а когда придет весна просыпается от сна» 4 слайд – медведь ( рычание медведя) v «Кто на свете ходит в каменной рубахе, в каменной рубахе ходят…» 5 слайд – черепаха ( ходьба черепахи) v «Кто зимой холодной ходит злой, голодный?»
6 слайд – волк (вой волка)
v «Живет в норке, грызет корки, короткие ножки – боится кошки»
7 слайд – мышка (писк мыши)
v «Летом на болоте вы ее найдете, зеленая квакуша, кто это…»
8 слайд – лягушка ( кваканье лягушек)
Логопед: Все жители сказочного дворца хотели петь в хоре. Прочтите, как они поют. Кого возьмут в певцы, а кого попросят еще поучиться. ( Гласные поются, а согласные нет) - 9 слайд – все жители дворца с буквами ( звучит веселая детская музыка)
Назовите все гласные, согласные звуки, которые мы знаем. Чем звуки отличаются от букв?
Повторим все вместе правило с показом.
Логопед: «Гласные тянуться в песенке звонкой, могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка, но не умеют шипеть и ворчать.
А согласные согласны шелестеть, рычать, свистеть, но не хочется им петь»
Давайте посмотрим еще раз, какими же буквами обозначаются песенки жителей дворца.
10 слайд – все животные без букв. ( грустная мелодия)
Логопед: Что же произошло? Куда исчезли буквы? Ой, нигде их нет! Но что это? Письмо, от кого же оно?
Хотите узнать?
Я знаю, у того, кто написал письмо в названии 3 звука: Первый - мягкий согласный, 2-гласный, 3-твердый согласный. Кто это? Не знаете. Может гости нам помогут?
Не беда, узнаете, если отгадаете загадку:
«Он, в сказке знакомой про Курочку Рябу, и в сказке веселой, где репку все тянут,
Несет к нему в коробе внучку медведь, он седенький в сказках, так кто он, ответь?» - Да, это дед.
11 слайд – Дед Буквоед. ( Песенка про дедешку)
Логопед: Наш дед не простой. Это дед Буквоед, он прислал это письмо, давайте прочитаем, что там написано.
Письмо: «Что буквы не можете найти? А это я – дед Буквоед их съел, но буквы могут снова появиться, если вы сможете выполнить все мои задания»
Логопед: Ну что, ребята, попробуем вернуть буквы?
1 задание – «Жил да был зверек в лесу, боялся волка и лису, шкурка серая была, а в названии звук А?»
12 слайд – заяц (звучит музыка задорная)
«Есть у зайца огород, что же у него растет? Овощи ты называй, про звук А не забывай»
13 слайд – показ овощей со звуком А: Томат, кабачок и т.д.(песенка овощей)
«К зайцу гости приходили и игрушки подарили, а в названье шла молва у игрушек был звук А»
14 слайд – игрушки со звуком А: Матрешка, юла, машина и т.д.- мелодия плавная
Логопед: Первое задание мы выполнили, какое же будет второе?
2 задание.
15 слайд – Игра «Один - много» - Есть игра один предмет и много, ведь она же вам знакома, говорю один предмет, а вы – много мне в ответ. Какой один и тот же звук повторяется в ответах? Звук И
З задание – «Хоть и старенький наш дед, но любит правильный ответ, хочет узнать у вас, дети, кто издает звук У на свете?
16 слайд – картинки: кукушка, петух, корова, кошка, волк, сова и т.д. – (голоса животных, птиц)
4 задание – Вышли на полянку, встали все в кружок, посмотрите, сколько разных здесь цветов. Сорвать нужно только те, на которых гласные буквы и придумать слово на эту букву. А почему вы не сорвали остальные цветы? – да, у них согласные буквы.
Давайте назовем эти буквы, а какие звуки они обозначают? Т.ТЬ, П.ПЬ и т.д.
Физкультминутка с цветами «Встаньте, дети, все в кружок, сделаем из цветов венок.
Цветочки вверх мы поднимаем и на землю опускаем.
Мы по кругу побежали, на хлопок – отыскали свой цветок.
Покружились, покружились и в букетик превратились!» (вальс цветов)
5 задание - Ребята, а полянка-то волшебная, на ней есть заколдованные картинки, попробуем их расколдовать. Поднесите картинку к губам, положите язык на нижнюю губу и подуйте на него, не надувая щек так, чтобы картинка открылась. Скажите, какой первый звук в названии вашей картинки? Все звуки, которые вы назвали, как называются? Правильно – согласные, а почему? Они не поются, не тянутся.
Дети садятся на стульчики.
Логопед: Ребята, а какие бывают согласные? Твердые и мягкие, почему они так называются? А вот и следующее задание от деда Буквоеда:
17,18,19,20,21 слайды – игра «4 - лишний» со звуками
7 задание – В сказочном дворце растет яблоня, а на ней волшебные яблоки, две девочки Таня и Тина не могут их поделить между собой, дед Буквоед предлагает им помочь. В корзинку Тане положите те яблоки, где в названии картинки есть звук Т,а Тине со звуком ТЬ. Теперь посмотрим, правильно ли вы положили яблоки в корзинки.
8 задание – Вот, что дальше пишет дед Буквоед: «Много букв вы уж узнали, а читать вам предлагали?
Вот узнаю я сейчас, сможете вы эти слоги и слова прочитать?»
Логопед: Прочитайте слоги на карточках и придумайте слово с этим слогом. А теперь, внимание на экран. Читаем слова. 22,23,24 слайды – слова
9 задание - а вот и последнее задание:
· Прочитайте слова по первым звукам каждой картинки
· Что обозначают эти схемы?
· Придумайте слова по этим схемам (помощь возможна взрослых), т.к. это новый материал
Логопед: Мы выполнили последнее задание, но буквы так и не появились (показ 25 слайда). Неужели обманул нас дед Буквоед? Проверю конверт. Ой, да там еще одно задание:
10 задание – Буквы появятся, если вы прочтете стихи про них, я что-то не припомню стихов про буквы, может вы, ребята, знаете?
Дети читают стихи про буквы: - (звучит тихая, чуть слышная мелодия)
« На старом дереве дупло, ну совсем как буква О» «Знает Вова, знает Света, А – похожа на ракету»
«У, как у зайчонка ушки, эти ушки на макушке» «На калитку посмотри! Чем она не буква - И?»
«Взявшись за руки мы встали и на М похожи стали» «Дома букву П найдем, заглянув в дверной проем»
«Т – в антенну превратилась и на крыше очутилась»
Логопед: Вот и вернулись буквы (Показ 26 слайда).
Видно понравились деду Буквоеду ваши ответы.
Логопед –
«Много с буквами хлопот, уж такой они народ.
А когда с умом, толково их поставишь в четкий ряд
Превратятся буквы в слово и с тобой заговорят.
Ты эти буквы заучи, их 3 десятка с лишним.
Ведь для тебя они ключи ко всем хорошим книжкам» (на экране буквы-человечки – показ27 слайда)
Итог занятия: Дед Буквоед дарит вам эти книжки в знак благодарности за ваши знания и умения! Слушайте, читайте, пересказывайте, все это вам пригодится в школе!
|