Цели:
- Знакомство с буквой «с» и звуком [с].
- Различия между [с] и [с].
- Развитие речи и логического мышления детей.
- Умение производить звуко-буквенный анализ слов СОСНА, СЕНО.
- Умение подытоживать свою работу.
Участники: дети с ободочными масками на голове, изображающими буквы «И», «Ы», «А», «О», «С», «У».
Ход занятия
Скачать конспект
Воспитатель: Посмотрите, как сегодня нарядно в нашей группе! Сегодня мы будем праздновать День Рождения буквы «С».
I. Дорогие ребята, ещё осенью мы с вами были приглашены в страну Словарию, в гости к королю Алфавиту на День Рождения буквы «С». Но тогда у нас не было возможности, было много дел, и мы попросили разрешения у буквы «С» отпраздновать её День Рождения сегодня. Но без подарка прийти было бы некрасиво. Значит, нам надо будет приготовить его сегодня. Для этого на ваших столиках лежат листы белой бумаги и карандаши. Также, нам понадобится наша любимая книга «Уроки русской грамоты». А для начала послушайте рассказ о Дне Рождения буквы «С».
Воспитатель: Далеко-далеко, в стране Словария, у короля Алфавита жила буква «С». Давайте мы назовём её. (Дети произносят [с]). Она была такая красивая, и очень – очень необходимая в стране Словарии, так как многие слова без неё не смогли бы жить. (Выход буквы «С»). Буква «С» похожа на месяц и светится волшебным светом. (Спросить у детей, на что ещё похожа буква «С»). Родилась она в сентябре, седьмого числа. И вот, наступи её День Рождения. Букве «С» исполнилось семь лет. На День Рождения к ней пришли её друзья, другие буквы алфавита: «А, О, У, И, Ы». (Дети по очереди выходят и представляются).
«А» с порога закричала: Буква «С», принимай гостей!».
«Добро пожаловать, гости дорогие!», — просвистела именинница, покраснев от радости.
Друзья стали поздравлять букву «С». Все принесли подарки синего цвета, ведь синий — любимый цвет именинницы. (Выходят дети – букву с подарками).
Мы дарим:
«А» — синюю птицу. – «Спасибо».
«О» — синий самолёт. – «Спасибо».
«У» — синюю чашку. – «Спасибо».
«Ы» — синие цветы. – «Спасибо».
«И» — синюю сумочку. – «Спасибо».
Пригласила буква «С» друзей за стол: «Проходите, гости дорогие, вот угощения».
И здесь без буквы «С» не обошлось, в названии всех продуктов она есть (Приготовившись заранее, буква «С» выставляет их и называет): кекс, сок, апельсин, слива, сыр, мясо, рис и другие). (Спросить у детей, какое место в слове занимает звук [с]. Есть ли другие продукты, в названиях которых есть этот звук? – сухари, сало, колбаса, сахар).
Молодцы, вы все хорошо справились с заданием!
Буквы все развеселились и стали танцевать. (Дети кружатся и пропевают: [СА], [СО], [СУ], [СЫ], [СИ]).
Буква «С» была счастлива от того, что у неё столько друзей.
II. Игра – соревнование «Весёлые грузчики».
Воспитатель: Ребята, предлагаю поиграть в игру – соревнование «Весёлые грузчики».
(Два грузовика: девочки собирают в один грузовик овощи и фрукты, в названии которых есть звук [С], мальчики собирают в другой грузовик овощи и фрукты, в названии которых нет [С].).
Воспитатель: Молодцы!
III. Работа по книге «Уроки русской грамоты».
Воспитатель: А сейчас обратимся к книге «Уроки русской грамоты». (Дети садятся за столики). Открываем книгу на странице 44, урок 22. (Работа по картины: есть задний план картины, передний план и углы). Давайте рассмотрим картину и побеседуем о том, что нарисовал на ней художник.
(- Что вы видите на картине? Что на переднем плане, на заднем?
- Кто пришёл в лес?
- Как одета девочка, во что он одета и обута? Что в руках у девочки?
- Кто прилетел на деревья?
- Что висит на ветках деревьев?
- Какое время года изображено на картине?
- Какое впечатление производит картина?
Примерные ответы детей:
- На картине осень. Я вижу осенний лес.
- На деревьях сидят птицы: сова, снегирь, синиц, прилетела стрекоза).
- На ветках дерева висят сливы.
- Но осталось еще на ветках немного жёлтых листьев, а ещё вижу сосульки.
- И почему-то девочка пришла в лес в синем летнем платье, в сандалиях и с санками.)
Воспитатель: вот какая путаница! Надо разобраться. Ведь не могут быть четыре времени года одновременно изображены на одной картине. Какие это времена года?
(Осень – жёлтые листья, зима – санки, снегирь, весна – сосульки, синица, лето – сливы, девочка в сандалиях, стрекоза).
Воспитатель: А что же объединяет все эти слова?
Дети: звук «С», «посвистим».
IV. Воспитатель: А знаете ли вы, что звук [с] может быть твёрдым и мягким? (Показать руками).
Дети: (чистоговорка).
СА- СА- СА
СА- СА- СА- Ой – ой -ой летит ОСА
СУ- СУ- СУ
СУ- СУ- СУ- Не боимся мы ОСУ
СИ- СИ- СИ
СИ- СИ- СИ-В водоёме КАРАСИ
СЕ- СЕ- СЕ
СЕ- СЕ- СЕ-Карасей ловили ВСЕ
Воспитатель: [С] — зовётся большим братцем и обозначается синим цветом.
[С’] – зовётся «маленький братец» и обозначается зелёным цветом.
V. Разберём два слова СОСНА и СЕНО, составим схему и произведём звуко — буквенный анализ слова.
- Делим на слоги.
- Определяем ударный звук и его место в слове.
- Производим звуко-буквенный анализ.
VI. Физкультминутка.
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Насос». Образуем узкий круг. Произносим [С], имитируя звучание насоса – круг разрастается (большой братец). Затем произносим [С’] – «сдуваем насос» и сужаем круг, салимся. Повторяем 2 раза).
VII. Воспитатель: А теперь загадки!
Ездить нужно осторожно, За рога держаться можно. Жаль, вот только гривы нет Что за конь? (велосипед)
Я в любую непогоду Уважаю очень воду, Я от грязи берегусь, Чистоплотный, серый (гусь)
Угадайте, что за птица: Света яркого боится Клюв крючком, глаза пятачком, Ушастая голова. Кто это? (Сова)
Верещунья, белобока, А зовут её? (Сорока)
VII. Игра «Угадайка» у доски.
Воспитатель: Предлагаю сыграть в игру «Отгадайка».
(На столе лежат 6 лепестков. Дети по-одному выбирают лепестки и читают слово, выделяя звук [С]).
VIII. Пришло время приготовить подарок букве «С». Предлагаю подарить ей то, что получим, когда отгадаем загадки.
Ну-ка, кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжёт, Не фонарь, а ярко светит, И не пекарь, а печёт. (Солнышко)
Воспитатель: Верно, по каким признакам вы определили?
(Дети дарят свои рисунки букве «С»). Я вас благодарю за работу. Наше занятие окончено, давайте подведём итоги.
(Поём песню «Солнечный круг»). Наводящие вопросы к подведению итогов занятия.
Организация окончания работы. Оценка работы детей.
(Предложить детям убрать всё со стола).
Воспитатель: Мы сегодня побывали на празднике у буквы «С». Вы хорошо составили рассказ по картине и определили, что художник в одной картине обобщил 4 времени года для того, чтобы всех запутать.
Как вы считаете, у кого получалось лучше, кто вам больше понравился? Вы сегодня молодцы. Я очень довольна вами. Похлопайте себе.
|