Гусакова Любовь Ивановна. Конспект подгрупповой непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ФФНР Тема: «В гостях у сказки. Дифференциация звуков Ч-Щ. Буквы Ч-

Конспект подгрупповой непосредственной образовательной деятельности в подготовительной  группе для детей с ФФНР Тема: «В гостях у сказки. Дифференциация звуков  Ч-Щ. Буквы Ч-Щ»ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОЯБРЬСКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКОГО САДА «УМКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
Конспект подгрупповой непосредственной образовательной деятельности в подготовительной  группе для детей с ФФНР Тема: «В гостях у сказки. Дифференциация звуков  Ч-Щ. Буквы Ч-Щ»
Подготовила: Учитель-логопед Гусакова Любовь Ивановна.
Цель. Выработать четкую дифференцировку [Ч] - [Щ] с опорой на артикуляторные, зрительные, моторные ощущения.
Задачи:
Образовагпельные:
Закрепить произношение и различение звуков Щ-Ч в слогах, словах, фразах.

Скачать презентацию
Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительно –пренебрежительными  суффиксами.
Побуждать детей отвечать полным ответом используя, сложносочиненные и сложноподчиненные  предложения и предлоги.
Развивающие:
Развивать речевое дыхание, логическое мышление, фонематический слух внимание, память, мышление, координацию движений, мелкую  моторику, артикуляционную моторику.
Расширять словарный запас путем словообразования
Закрепить ориентировку в пространстве.
Активизировать внимание и память
 Воспитателъная:
Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, чувство справедливости.
Оборудование.
1. Ноутбук, мультимедиа - проектор;
2. Мультимедийное приложение - презентация; Управлению презентацией – по щелчку.
 3.Оборудование для индивидуальной работы:   зеркала, массажные шарики, су- джок колечки,  карточки ,картинки,  карточки «обратной связи», игрушки на развитие дыхательной струи – бумажные снежинки, ватка. Сумочка, ящик (плоскостные), предметные картинки со звуками Щ,Ч, сундучок Деда Мороза, прищепки, семечки.
  Предлагаемая форма занятия обеспечивает личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, создает атмосферу, которая позволяет каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.
 Предварительная работа
- постановка звуков [Щ ] ,[Ч];
- автоматизация, дифференциация данных звуков в слогах, словах, словосочетаниях;
- развитие фонематического слуха;
- работа с ребусами,  су-джок колечками;
- чтение слогов слияний со звуками  [Щ] ,[Ч], в прямом и обратном порядке.
-разучивание распевок.

 

Двойной клик.    Организационный момент
Логопед. Здравствуйте, ребята!
Дети с логопедом встают в круг и хором повторяют:
Каждый раз, всегда, везде
На занятиях, в игре.
Громко, четко говорим
Никуда мы не спешим!
 Логопед.  Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие. Закройте глаза  – слушайте (звучит музыка «В гостях у сказки»). Откройте глаза. Догадались, куда мы сегодня отправимся?
Дети высказывают предположения.
Логопед. Правильно в сказочную страну звуков.
Давайте порадуемся сказке! (дети улыбаются)
Вы не боитесь трудностей? (храбрая поза, мимика)
2    
2

Клик по слайду


Клик по слайду

Переход на 3.
 двойной клик
Клик по картинке.

     - переход на гиперссылку
5 -возврат на 3 слайд.

Переход на 4.
Клик по слайду.

Для появления букв Ч клик по слайду 4раза.

Переход на
6.

Клик по слайду.

Переход на
7.


Клик по слайду.


Переход на 8.


Клик по слайду 3 раза.

Клик по слайду.


Переход на 9.

Клик по слайду.
Переход на 10.

Переход на 11.

Клик по слайду 7 раз.


Переход на 12.
 двойной клик.
Переход на 13.
Клик по слайду.

Переход на 14.
Клик по слайду 3 раза.


Переход на 15.

Клик по слайду.
Переход на 16.


Клик по слайду 2 раза.

Переход на 17.
Клик по картинке.


Переход на 18.
Клик по слайду
5 раз.

Переход на 19.
Клик по слайду для ответа.
Переход на 20.


Клик по слайду для ответа.
Клик по слайду.
Переход на 21.
Клик по слайду.
Переход на 22.
 двойной клик.
Клик по слайду.
Переход на 23    Основная часть.
Логопед. Игра «Какой звук?» Прослушайте и скажите, какой звук слышится в каждом слове.
Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
Дети. Звук Ч.
Логопед. Ч чрезмерно любит чай:
                  «Братец-чайник, выручай!»
Следующая чистоговорка.
Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке.
Дети. Звук Щ.
Логопед. Щ, по просьбе овощей,
                 Рвет щавель для кислых щей.
Сообщение темы занятия.
Логопед. Вы, наверно догадались, какие звуки мы будем сравнивать, и учиться различать в нашем сказочном путешествии?
Дети. Ч, Щ.
Логопед. Да, в нашей сказочной стране мы будем различать звуки [ Ч], [ Щ] . В нашей сказке нужно правильно произносить эти звуки и стараться отвечать на вопросы полным ответом.
Артикуляционная гимнастика:
Но для этого нам нужно подготовиться, размяться сделать зарядку.
( под музыку)

Сядем ровно, расправим плечи. Сначала сделаем упражнение «Заборчик»(5 раз), «Колечко»(5 раз).
А сейчас поработает язычок. Покажите, как он умеет делать «Блинчик»(5 раз), он должен быть большой, широкий, лежащий на нижней губе спокойно. Следующее упражнение «Чашечка»(3 раза). Представим, что у нас на носу снежинка, положите ватку на носик, подуем на снежинку. (упражнение «Фокус»). Спрячьте язычок за верхние зубки и удерживайте его в этом положении «Парус»(3 раза). Выше парус поднимай в путь кораблик отправляй.
Дыхательная  гимнастика. «Помоги снежинке долететь до Снегурочки».
 Наша Снегурочка очень любит снежинки. Возьмите по снежинке, подуйте на них, чтобы они долетели до Снегурочки.
Язычок лежит на нижней губе, щеки не надуваем.
Ну вот, теперь можно отправляться в сказку.
В далёкой сказочной, снежной стране Лапландии жила добрая, ласковая, сердечная Снегурочка со своим дедушкой Морозом.
Как вы думаете, какой была Снегурочка?
Дети. Доброй, ласковой, сердечной, обаятельной.
Логопед. Можно ли человека с такими качествами назвать богатым? Почему?
Дети. Отвечают на вопросы.
Логопед. Все любили Снегурочку. По вечерам ей пели колыбельные песни метели и вьюги. Они убаюкивали её: ч-ч-ч-ч.
Произнесение изолированного звука [ч].
Логопед. Какой звук произносили метели, когда убаюкивали Снегурочку?
Дети. Ч-ч-ч.
Артикуляционная характеристика звука [ч].
Логопед. Произнесите чётко звук [ч], понаблюдайте за органами речи в зеркало.
Дайте артикуляционную характеристику этому звуку.
В помощь предлагается план ответа.
Фонетическая характеристика звука [ч].
Логопед. Что вы знаете об этом звуке?
Дети. Согласный, глухой, мягкий.
Соотнесение звука с буквой.
Логопед. Какой буквой обозначается звук [ч] ? Сколько звуков обозначает буква «ч»? Сколько элементов в букве «ч»?
Дети. Отвечают на каждый вопрос.
Моделирование буквы «ч».
У детей на столах семечки и прищепки.
Логопед. А сейчас я предлагаю вам сделать букву «ч» самим. Из чего будем делать? Почему?
Дети. Из семечек, потому что в этом слове есть звук [ч].

Логопед. На другом краю света жил коварный Кощей Бессмертный. Он очень любил богатство. Как вы думаете, какой был Кощей, и какое богатство он любил?
Дети. Коварный, жадный, злой. Любил золото, драгоценности.
Логопед. Кощей колдовством: щ-щ-щ всё стремился превратить в драгоценности.
Произнесение изолированного звука [щ].
Логопед. Какой звук произносит Кощей, когда совершает своё колдовство?
Дети. Щ-щ-щ.
Артикуляционная характеристика звука [щ].
Логопед. Произнесите чётко звук [щ], понаблюдайте за органами речи в зеркало. Дайте артикуляционную характеристику этому звуку.
С опорой на план.
Фонетическая характеристика звука [щ].
Логопед: Что вы знаете об этом звуке?
Дети. Согласный, глухой, мягкий.

Соотнесение звука с буквой.
Логопед. Какой буквой обозначается звук [щ]? Сколько звуков обозначает буква «щ»? Сколько элементов в букве «щ»?
Дети отвечают на каждый вопрос.
Моделирование буквы «щ» (из прищепок).
Сравнение звуков.
Логопед. Чем отличаются звуки?
Дети. Положением языка, зубов, губ
Ч - краткий. Щ – долгий .
Общее: согласные, глухие, мягкие.

Логопед. Услышал Кощей, что Снегурочка владеет каким - то богатством. Очень ему не хотелось, чтобы - кто-то на свете был богаче, чем он. Украл он Снегурочку и заточил её в темницу.
Ребята вам необходимо спасти Снегурочку. В этом нам поможет волшебный сундучок, который передал Дедушка Мороз. ( достается сундучок)
Дифференциация звуков в звукоряде.
В сундучке приготовлены разные дощечки, длинные и короткие. Детям раздаются разные полоски.
Логопед. Нужно выложить дорожку, чтобы найти путь к замку Кощея
Если услышите короткий звук Ч - положите короткую полоску, если звук Щ. - то длинную. Дорожку из полосок кладем слева направо. Покажи, Вова, как ты будешь класть дорожку. Дети выполняют задание.
Проверьте себя.
Щ, Ч, Ч, Щ, Ч, Щ, Щ. Сколько звуков Ч, сколько звуков Щ.
Дети: 3 звука Ч, 4 звука Щ.
Автоматизация звуков изолированно, в слогах, словах.
Шагаем пальчиками правой руки справа налево по дорожке и произносим звуки. Теперь левой рукой слева на право.
Дети: Щ, Ч,Ч,Щ, Ч, Щ, Щ.
Распевка. «Мишка».
Поём и на каждый слог пальчики соединяются с большим пальцем руки.
Распевка. «Щука»
Поем и загибать палец на каждое слово щука.

Логопед: Вот мы вышли на опушку. Чтобы дальше продолжить путь нужно размяться, быть внимательными и не ошибаться.
Физкультминутка
Наше путешествие продолжается, в  волшебном сундучке массажные  шарики. Возьмем по одному шарику и выполним упражнения.
             Вот со звуками игра
Нам играть в нее пора   
Тучка, речка, чайка, чиж,
Роща, щебет  и щегол.
 ( дети катают в руках шарики).
   Логопед. А теперь кладем  шарик и берем массажное колечко     и повторяем движения за мной. Дети накручивают колечки на каждый палец (начиная с большого)  левой руки ,затем правой. При этом хором проговаривают:
Раз, два, три, четыре, пять...                  Колечко в кулачке, разгибаем
Вышли пальчики гулять.                       пальчики по одному.
Вот он, пальчик самый главный,          Накручивать колечко
Самый толстый и упрямый.                  на каждый палец.
Этот пальчик - для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик - самый длинный,
 И стоит он в середине.
Этот пальчик - безымянный –
Среди всех - неловкий самый.
А мизинчик, хоть и мал,
Очень ловок и удал!
Другая рука. (повторяют)
А сейчас давайте немного отдохнем. Я предлагаю вам встать и выполнить задание.
   Хлопни в ладоши один раз, когда услышишь слово со звуком [ч], и топни ногой, когда услышишь слово с мягким звуком[ щ].
Часы, чайник, щётка, щипцы, бабочка, щегол, чемодан, щенок.
Молодцы ребята. Вы очень ловкие и внимательные и Кощею вас не запутать. Пора посмотреть в сундучок.
В нем какая-то запутанная картинка, прежде чем идти дальше разгадайте, что за предметы заколдовал Кощей?
Дети называют предметы «запутанные» на картинке.
Логопед. В каких словах слышим Ч, в каких – Щ.
Ответы детей.
Различение звуков в словах.
Логопед. В сундучке новые картинки. Убегая, Кощей перепутал картинки со звуками Щ, Ч.Нужно их разделить, иначе дальше пути нет.
Со звуком Щ мы положим картинки в ящик в этом слове ящик слышится звук Щ, со звуком Ч- в сумочку Снегурочки , в слове сумочка слышится звук Ч.
Каждому ребёнку даются  картинки. Нужно отвечать полным ответом.
Например: У меня ящерица. Я положу ящерицу в ящик, потому что в этом слове слышен звук щ.
Дети по очереди раскладывают картинки. Логопед добивается полного ответа.
Логопед. Какие слова  у нас лежат в ящике, а какие в  сумочке, проверьте. Дети проверяют и хором проговаривают ряд слов.
Употребление увеличительного суффикса – ищ-
Логопед. Кощей превращает все предметы  в огромное , большое и в этих словах появляется звук Щ.
Дети. У Кощея не нос, а носище.
          У Кощея не глаза, а глазище.
          У Кощея не рука, а ручище.  
          У Кощея не нога, а ножище.
          У Кощея не дом, а домище.

Употребление ласкательного суффикса – очк.
Логопед. Снегурочка превращает слова в добрые , ласковые,  и в них  появляется звук Ч.
Дети. У Снегурочки не рука, а ручка.
У Снегурочки не щенок, а щеночек.
 У Снегурочки не ящик, а ящичек.
 У Снегурочки не щека, а щёчка.
У Снегурочки не щётка, а щёточка.
Разгадывание ребусов.
Логопед. Вот из сундучка еще одно задание.
Если вы правильно разгадаете ребусы, то получите ключ от темницы.
Дети отгадывают, называют отгадку и какой звук в слове Ч или Щ.
Подбор слова к схеме.
На слайде  3 замка с изображёнными на них схемами. На одном замке схема слова «ключ».
Логопед. Снегурочка закрыта в замке за тремя замками.  Найдите, какой замок мы должны открыть? К какому замку подходит ключ? Дети анализируют слово «ключ», выбирают замок с графической схемой этого слова.
 
Логопед.
Темница открыта, Снегурочка освобождена. Кощей так и не понял, каким богатством обладала Снегурочка. Как вы думаете, какое богатство важнее иметь: то, что имела Снегурочка, или то, что было у Кощея?
Ответы детей.
Логопед. Снегурочка благодарит вас за помощь. Она прислала вам телеграмму.
Спасибо за помощь! Вы очень находчивые. Удачи вам в учёбе!
Гимнастика для глаз.
Все очень рады освобождению Снегурочки, снежинки закружили в   хороводе. Проследите за снежинками.
Дети делают гимнастику для глаз  под музыку.

3    23
Клик по слайду.    Итог. Снегурочка прислала в подарок вам снежинки. Измените, слово снежинка так, чтобы в нём появился звук Ч.
Логопед. Ребята вам понравилось путешествие? Что вы видели? Что запомнили? А сейчас возьмите сигнальные карточки и покажите, какое у вас настроение, выберите соответствующий цвет.   
    Дети выполняют задание. Логопед раздает  подарки, и дети уходят.
Логопед. До свидания, до новых встреч.

Список литературы.
1.     Кодолбенко Е.А.  Зашифрованные скороговорки. - М.:2011.
     2.Комарова Л. А.Автоматизация звуков Ч, Щ в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.-М.:.2009.
       3.Михалков С. Пальчики.
          Фото из личного архива.

Просмотров: 879
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Митрюшина Анна Викторовна. Эссе «Моя профессия – учитель-логопед»
  • Шарафутдинова Лилия Даннуровна. Эссе «Я- логопед»
  • Смольникова Наталья Юрьевна. «Эссе: «Моя профессия — логопед»
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Консультация для родителей. Логопед – это страшно?
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Воробьева Галина Алексеевна. Конспект логопедического развлечения «Как доктор Логопед зверятам помог»
  • Учитель-логопед Сыроватко С.М., педагог-психолог Флорова Ю.А.. Опыт логопедической работы с аутичными детьми с применением метода канистерапии
  • Регаловская Татьяна Борисовна. Открытое занятие по развитию речи совместно воспитатель и логопед «Зима. Зимующие птицы»
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Вербенко М. Б. Учитель-логопед Гуренко Е. Н. Музыкальный руководитель Резван Н. В. Учитель-дефектолог. Сценарий художественно-литературной композиции «ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ!»
  • Богдан Ольга Ивановна, Романченко Светлана Сергеевна, Швед Ольга Викторовна, Мельник Марина Александровна. Проект «Вместе дружная семья – логопед, родители и я»
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Федорова Елена Сергеевна. Тема: Обучающая игра — тренажёр «Миша учит Машу правильно произносить звук Ш. Постановка и автоматизация звука Ш».
  • Белова Анастасия Владимировна. Мероприятие по ПДД в подготовительной группе тема «Пешеходный переход»
  • Сошникова Лариса Валериевна. Индивидуальное занятие на тему; Звуки «ш», «р» П. Г. Постановка звука «ш», автоматизация звука «р» в слогах, словах и чистоговорках. Использование артикуляционного массажа в занятии.
  • Редактор. Сказка о Веселом Язычке или Почему некоторые дети не произносят некоторые звуки?
  • Почему одни дети часто плачут и плохо привыкают к детскому саду, а другие спокойные и быстро адаптируются
  • Фаниля Усманова. Конспект по ПДД 'Внимание, дети!'
  • Курганская Екатерина Васильевна. Конспект НОД для детей старшей группы «Безопасный переход по «зебре».
  • Бекренева Александра Васильевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по ФГОС Тема: «Дети во время Великой Отечественной войны»
  • Сошникова Лариса Валериевна. Цикл занятий для подготовительной к школе группы. Звук «с» и звук «з».
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Ирина МИХАЙЛОВА.. Почему дети боятся?
  • Демиденко Татьяна Романовна. Непосредственно организованная образовательная деятельность Тема: Звук [Ч], буква Ч. (Этап автоматизации звука [Ч])
  • Шошина Елена Владимировна. Занятие в подготовительной группе Тема. Волшебные буквы «Согласный звук и буква Р.»
  • Колесникова Екатерина Андреевна. Почему кусаются дети?
  • Антонович Ольга Анатольевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности (дети 5-6 лет) «Весна стучится в двери к нам»
  • Редактор. Дети и рукоделие: как привить своему ребенку любовь к рукоделию.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь