Автор: Миниханова Марьяна Фёдоровна музыкальный руководитель Муниципального Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения города Иркутска детского сада №12.
Возрастная категория: 5–7 лет
Программное содержание. Учить детей слушать начало и окончание музыки, слышать изменения в темпе. Развивать умение ориентироваться в пространстве, двигаться в соответствии с ритмическим рисунком, а также с изменением темпа. Побуждать детей к запоминанию названий музыкальных инструментов и определению их тембров. Развивать звуковысотный слух. Воспитывать коллективистские качества в совместной игре.
Атрибуты. 3 Фуражки машиниста паровозика, музыкальные инструменты: бубен, колокольчик, румба (далее на выбор педагога).
Музыкальное сопровождение. «Весёлый марш» А.Филиппенко
Ход игры.
Дети делятся на три команды – три «весёлых» паровозика. Первый паровозик под названием «Бубен», второй паровозик «Колокольчик», третий паровозик «Румба-Румбочка». Дети выстраиваются в три колонны. По считалке выбирается машинист, который встаёт в начале паровозика, на него одевают фуражку машиниста, дают музыкальный инструмент по названию паровозика: бубен, колокольчик или румбу. Остальные дети в команде являются «вагончиками», встают друг за другом.
С каждой командой разучивается ритмический рисунок, стоя на месте:
Весёлый паровозик «Бу-бен» – ритмический рисунок — 2 долгих звука. Машинист играет 2 долгих звука в бубен. Дети — «вагончики» совместно сначала проговаривают, а затем пропевают название паровозика «бу-бен», прохлопывают в ладоши, протопывают ногами данный ритмический рисунок.
Весёлый паровозик «Ко-ло-коль-чик» — ритмический рисунок – 4 коротких звука. Машинист играет 4 коротких звука колокольчиком на ручке. Дети — «вагончики» совместно сначала проговаривают, а затем пропевают название паровозика «ко-ло-коль-чик», прохлопывают в ладоши, протопывают ногами данный ритмический рисунок.
Весёлый паровозик «Рум-ба — Рум-боч-ка» — ритмический рисунок – 2 долгих, 3 коротких звука. Машинист играет 2 долгих, 3 коротких звука на румбе. Дети — «вагончики» совместно сначала проговаривают, а затем пропевают название паровозика, прохлопывают в ладоши, протопывают ногами данный ритмический рисунок.
- вариант игры. Дети – «вагончики» берут друг друга за плечи. Паровозики начинают двигаться за машинистом с началом музыки, пропевая и протопывая свой ритмический рисунок в одном темпе. Машинист выбирает любое направление (по кругу, по диагонали, змейкой и т.д.) Заканчивают своё движение с окончанием музыки. Музыка заканчивается – паровозики останавливаются.
- вариант игры (с усложнением). Игра проводится с постепенным ускорением и замедлением темпа.
- вариант игры (с усложнением). Дети — «вагончики» не берут друг друга за плечи. Каждый паровозик движется за машинистом, где дети – «вагончики» одновременно пропевают, прохлопывают и протопывают свой ритмический рисунок в движении в одном темпе.
- вариант игры (с усложнением). Аналогично 3 варианту игры, но с постепенным ускорением и замедлением темпа.
- вариант игры (с усложнением). Вариант организовать с детьми трёхголосие в игре без музыкального сопровождения. Весёлые паровозики начинают движение одновременно в разных направлениях, следуя за машинистом. Паровозик «Бубен» пропевает свой ритмический рисунок на ноте «до» с прихлопами и притопами. Паровозик «Румба-Румбочка» пропевает свой ритмический рисунок на ноте «ми» с прихлопами и притопами. Паровозик «Колокольчик» пропевает свой ритмический рисунок на ноте «соль» с прихлопами и притопами в тональности до мажор (C-dur).
Дополнения.
- Паровозики могут двигаться под музыку одновременно или начинать и заканчивать своё движение по очереди.
- Музыкальное сопровождение можно брать любое на усмотрение педагога.
- Паровозики могут двигаться без музыки, используя только свой инструмент (бубен, колокольчик, румба и др.), речь и звучащие жесты (body percussion).
- Музыкальные инструменты обязательно варьировать, брать другие.
- Ритмические рисунки придумывать другие совместно с детьми.
- Игру можно использовать на совместных мероприятиях с родителями, утренниках, праздниках.
|