Первый рисунок
Педагог-психолог ГБОУ СОШ №16 СПДС «Вишенка» г.о. Жигулевск Зумбадзе Этери Амирановна
Для чего нужно учить рисованию 2-х – 3-х летнего ребенка? И что он сможет нарисовать? В младшем дошкольном возрасте рисуют почти все дети, но не все продолжают занятия рисованием впоследствии. Из этого можно понять, что рисование для детей – способ познания мира, доставляющий им удовольствие.
Рисование – это очень увлекательное занятие для малышей любого возраста, но помимо того, что это интересно, рисование еще и чрезвычайно полезно. Обучение рисованию детей раннего возраста имеет задачей не столько формирование изобразительных навыков и умений, оно призвано в первую очередь сформировать у ребенка эмоциональную отзывчивость к явлениям окружающего нас мира, природы. Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Через рисование малыш выражает то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования отступают запреты и ограничения, ребенок абсолютно свободен. И тогда, с лёгкостью можно определить, какое у ребенка настроение, тревожит ли его что-то или радует.
Во-вторых, в процессе рисования у ребенка развивается мелкая моторика пальцев рук, что связано с развитием умственных способностей и речи. Рисуя «каракули», малыш стремится поведать всем о своем творчестве, видит в них знакомые образы и комментирует свои рисунки. В этот момент важно внимательно выслушать малыша, похвалить его и задать наводящие вопросы.
В-третьих, занятия рисованием развивают у малыша внимание, усидчивость, собранность, умение довести начатое до конца, тренируется память, вырабатывается точность зрения, развивается наблюдательность — человек видит больше, точнее и глубже, может рассмотреть общее в деталях, а, значит, готовят его к занятиям в школе. А так же развивается понимание пространства и способность анализировать, координация между рукой и глазом. Во время рисования дети учатся передавать с помощью карандаша или кисти то, что видит глаз, что подготавливает ребенка к письму.
В-четвертых, рисование развивает фантазию, изобретательность, воображение ребенка и улучшает восприятие. Именно в маленьком возрасте развивается такая черта, как креативность, причем непосредственно при помощи творческой деятельности.
В-пятых, в процессе рисования ребенок раскрепощается, забывает о своих страхах, обогащает внутренний мир, приобщается к искусству, ребёнок проявляет свою индивидуальность, возникает уверенность в себе.
Деятельность с детьми это созидательный, творческий процесс при помощи разнообразного изобразительного материала. Маленьким детям трудно рисовать карандашами или кистью. Поэтому разработаны методики нетрадиционного рисования: пальчиками, ладошками, печатками, вырезанными из сырого картофеля, Ватными палочками, деревянная пробка, зубная щетка, губка. Эти способы рисования обычно приводят малышей в восторг, являясь своеобразной игрой. Ведь никто не ругает его за испачканные пальцы. Как только кроха подрастет, можно давать ему гуашь и толстую кисть. Важное условие для родителей – не вмешиваться советами и рекомендациями, если ребенок того сам не желает. Пусть творит так, как ему хочется и нравится. Отлично, если есть возможность расположить ребенка на полу. Рисование на полу не сковывает движения и более удобно для крохи, ведь дорисовать новые подробности можно с любой стороны. На ранних этапах творчества родители могут показать пример: брать руку ребенка в свою и водить ею по бумаге. Потом пусть пробует рисовать самостоятельно. Важно предоставить право рисовать, как левой, так и правой рукой. И даже хорошо, если левая участвует в процессе наравне с правой.
В возрасте до двух лет кроха изобразит беспорядочные линии, каракули и штрихи. Чуть повзрослев, он нарисует бесформенные фигуры, которые похожи на ранние рисунки, однако в них он уже стремится найти смысл. В возрасте от трех до восьми в художествах ребенка можно увидеть схематические изображения. Предметы еще не имеют реальных соотношений, перспектива отсутствует, а небо и земля вообще имеют вид полос по краям листа. Ближе к реальности рисунки станут в более позднем возрасте. Дети средней группы детского сада уже могут осваивать и рисование отпечатками листьев; тычок полусухой жесткой кистью; печать поролоном. А детям старшего дошкольного возраста уже доступны рисование по влажной бумаге, отпечатки мыльных пузырей, рисование песком, кляксография, пластилинография.
Крайне важно поддерживать малыша в любых начинаниях на занятиях рисованием, а не критиковать. Для ребенка будет очень ценно увидеть свою работу в определенно отведенном дома для его рисунков месте. Можно завести папку и бережно хранить лучшие рисунки, показывая картины другим членам семьи, друзьям, знакомым.
Творческих успехов вашему малышу!
|