Полноценная жизнь в обществе невозможна без соблюдения основных норм и правил поведения. Нормы, которые мы прививаем своим детям, постепенно укореняются в их сознании, что позволяет им общаться со сверстниками и избегать конфликтов в различных ситуациях. В дальнейшем дети понимают, что правила им нужны и применяют их в своей жизни.
Важно знать, что требуется довольно много времени до того, как ребенок будет все делать осознанно. Поэтому начинать знакомство с правилами поведения следует в самом раннем возрасте.
Несколько месяцев после рождения младенцу необходимо постоянное внимание и забота матери. Удовлетворяя своевременно потребности ребенка, мама формирует основу для дальнейшего принятия малышом ограничений и запретов, не вызывая при этом чувства обделенности у крохи.
Скачать конспект
Когда ребенок становится немного старше, мама вспоминает про собственные потребности и старается донести это до малыша. Например, говорит, чтобы кроха полежал несколько минут, пока мама уложит волосы или погладит платье. Здесь важно не откликаться на первый зов ребенка, а дать ему время поиграть самостоятельно. Так малыш научится принимать потребности других людей.
В этот же период следует вводить режим в деятельность ребенка. Нужно учить малыша соблюдать время ежедневных процедур и выполнять их самостоятельно. Например, перед обедом в 12 часов помыть руки. Соблюдая требования режима, ребенок легче будет усваивать правила поведения.
Становясь старше с каждым годом, малыш больше узнает о требованиях: что нельзя совать пальцы в розетку или чтобы перейти дорогу нужно дождаться зеленого сигнала светофора. Здесь источником информации являются не только родители, но и социальная среда: детский сад, школа, бабушки и дедушки.
Что важно знать о правилах:
- Требования, предъявляемые ребенку, родители должны заранее обсудить.
- Не следует устанавливать много правил, всему есть мера.
- Нормы не должны сильно противоречить потребностям ребенка в познании, внимании и т.д.
- Требования следует разъяснять спокойным, но твердым тоном.
- Собственное поведение родителей является ярким примером для ребенка. Поэтому пример должен быть положительным.
- Можно предложить малышу самому придумать или изменить правила, тем самым вызвать интерес к обсуждаемой теме.
- Важно постоянно повторять требования, чтобы ребенок запомнил их.
- Кроха должен не только знать нормы поведения, но и применять их на практике.
- Наказывать малыша следует, лишая его чего-то хорошего.
Самое главное в воспитании ребенка найти родителям «золотую середину» и все делать с любовью и терпением. От умения папы с мамой объяснять и находить общий язык с малышом зависит формирование его дисциплины.
Дисциплиной называют модель поведения человека в обществе, направленную на выполнение установленных норм, законов и требований. Формирование дисциплины начинается с 3-х летнего возраста, когда ребенок уже способен понять что от него требуют. Для начала нужно ввести простой и четкий распорядок дня.
А.С. Макаренко считал, что в основе дисциплины лежит выполнение требований, которые дети считают полезными и необходимыми. Это понимание ведет к расширению сознания и формированию сознательной дисциплины. Но добиться таких результатов можно лишь систематической воспитательной и просветительской работой.
Ребенок полностью копирует модель поведения родителей, поэтому если в действиях малыша что-то не устраивает, то стоит изменить это в себе. То, как мы разговариваем с малышом и реагируем на разные его действия, воспринимается ребенком, как естественная форма общения. Поэтому, если мама или папа постоянно кричат на свое чадо, то в дальнейшем ответная реакция ребенка будет такой же.
Известны три основных типа поведения родителей:
- Авторитарный тип, когда родители устанавливают жесткие рамки в поведении ребенка, избегая лояльности и лишая его права голоса.
- Авторитетный тип, когда в семье все придерживаются выбранной модели поведения, но с любовью и уважением друг к другу, а все проблемы решаются совместно.
- Тип вседозволенности, где нет четкой модели воспитания ребенка, поэтому понятие дисциплины в такой семье довольно размыто.
Авторитетная модель поведения наиболее эффективна, потому что основывается на доверии и взаимном уважении. Чтобы выстроить такую модель поведения, психологи рекомендуют придерживаться следующих методов формирования дисциплины:
- Поощрение действий малыша. Нужно хвалить ребенка за успехи и достижения, а также подбадривать в случае неудач.
- Наглядный пример. Здесь нужно показать последствия действий ребенка. К примеру, если малыш отказывается есть кашу, можно лишить его десерта. Этот метод хорошо срабатывает, когда кроха отказывается слушать взрослого.
- Ограничение. Данный способ применяется в том случае, когда другие методы не работают.
- Наказание. Его применять следует в крайнем случае, исключая физическое воздействие на ребенка. Для детей старше 2-х лет достаточно будет объяснения причины и цели наказания, а более юных малышей нужно на некоторое время отделить от родителей.
Подводя итоги: огорчения и конфликты в воспитании ребенка неизбежны, но если родители отнесутся серьезно и с пониманием к процессу формирования дисциплины, то результаты не заставят себя ждать.
- Бударина Эльвира Абдулатиповна.
- Воспитатель
- ГБОУ ООШ № 18 структурное подразделение «Детский сад «ЦКР» 3 корпус.
- Самарская область г. Новокуйбышевск.
- Статья на тему: «Нужны ли ребенку правила? Как формируется дисциплина».
|