Цель: способствовать повышению психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам взаимодействия с ребенком с учетом проявления его индивидуальных особенностей – типа темперамента.
Мини-лекция. В бытовой речи мы пользуемся термином «темпераментный», имея в виду только очень живого, подвижного, эмоционального человека. В науке же считается, что все люди даже очень спокойные и малоподвижные, имеют определенный темперамент.
«Особенности темперамента человека – важное условие, с которым следует считаться при индивидуальном подходе к воспитанию, обучению и всестороннему развитию его способностей» - считает доктор психологических наук Рада Михайловна Грановская.
Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения.
Физиологической основой темперамента является тип нервной деятельности человека. По мнению отечественного физиолога И. П. Павлова, сочетание таких свойств нервных процессов, как сила, уравновешенность и подвижность, дают возможность выделить 4 типа нервной системы:
- «безудержный» (холерик) – сильный, неуравновешенный, подвижный;
- «живой» (сангвиник» - сильный, уравновешенный, подвижный;
- «спокойный» (флегматик) – сильный, уравновешенный, инертный;
- «слабый» (меланхолик) – слабый, неуравновешенный, инертный или подвижный.
Возникновение и развитие свойств темперамента происходит постепенно. Возраст человека непосредственно влияет на проявление темперамента. В дошкольном возрасте наиболее ярко обнаруживаются обладатели уравновешенного, инертного и слабого типов, так как они контрастируют с такими возрастными особенностями дошкольников, как:
· высокая чувствительность;
· быстрое восстановление сил;
· слабость процессов возбуждения и торможения;
· неуравновешенность процессов возбуждения и торможения.
Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспитания. Темперамент может изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент. Известно, например, что А. П. Чехов был человеком очень уравновешенным, скромным и деликатным. Но вот интересный факт из его жизни. В одном из писем к жене О. Л. Книппер-Чеховой Антон Павлович делает такое ценное признание: «Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы он у меня резкий, я вспыльчив и прочее и прочее. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что».
Зная особенности темперамента, взрослые могли избежать многих ошибок. Каждый из 4 типов темперамента требует к себе определенного подхода. Каждый тип имеет черты, которые при определенных обстоятельствах могут становиться недостатками, но также каждый из них имеет и свои положительные стороны, и поэтому главные усилия должны быть направлены не на исправление темперамента, а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств.
У детей черты того или иного темперамента проявляются уже в возрасте 3-4 лет, но более достоверно можно выявить его в возрасте 5-6 лет.
В процессе определения типа темперамента у детей дошкольного возраста необходимо опираться на жизненные показатели нервной системы:
1. Сон: скорость засыпания, глубина сна, тревожный или спокойный.
2. Реакция на голод: крик, плач, спокойствие, вялость.
3. Восстановление сил: быстрое, медленное.
4. Длительность сохранения высокого уровня работоспособности при длительной напряженности.
5. Устойчивость положительного эмоционального фона.
6. Проявление смелости в непривычных условиях.
Немецкий психолог Г. Айзенк определяет темперамент по таким критериям: экстраверсия-интроверсия и эмоциональная стабильность.
Эмоционально нестабильные: меланхолик, холерик. Эмоционально стабильные: флегматик, сангвиник. Интроверты: меланхолик, флегматик. Экстраверты: холерик, сангвиник.
Меланхолик – тревожный, сдержанный, тихий, необщительный, пессимистичный, негибкий, легко расстраивающийся. Флегматик – пассивный, осмотрительный, вдумчивый, мирный, ровный, спокойный. Холерик – чувствительный, беспокойный, агрессивный, раздражительный, изменчивый, оптимистичный, активный. Сангвиник – общительный, открытый, разговорчивый, отзывчивый, жизнерадостный, склонный к лидерству, беспечный.
Практическая часть.
Психолог: Разберем типы темперамента. Обратимся к сказочным персонажам. Дайте характеристику следующим сказочным героям: Буратино, Карабас Барабас, Черепаха Тортилла, Пьеро
|