Приймак Наталья Николаевна. Родительское собрание на тему «Темперамент – основа поведения ребенка»

 

Родительское собрание на тему «Темперамент – основа поведения ребенка»Цель: способствовать повышению психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам взаимодействия с ребенком с учетом проявления его индивидуальных особенностей – типа темперамента.

Мини-лекция. В бытовой речи мы пользуемся термином «темпераментный», имея в виду только очень живого, подвижного, эмоционального человека. В науке же считается, что все люди даже очень спокойные и малоподвижные, имеют определенный темперамент.

«Особенности темперамента человека – важное условие, с которым следует считаться при индивидуальном подходе к воспитанию, обучению и всестороннему развитию его способностей»  - считает доктор психологических наук Рада Михайловна Грановская.

Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения[1].

Физиологической основой темперамента является тип нервной деятельности человека. По мнению отечественного физиолога И. П. Павлова, сочетание таких свойств нервных процессов, как сила, уравновешенность и подвижность, дают возможность выделить 4 типа нервной системы:

- «безудержный» (холерик) – сильный, неуравновешенный, подвижный;

- «живой» (сангвиник» - сильный, уравновешенный, подвижный;

- «спокойный» (флегматик) – сильный, уравновешенный, инертный;

- «слабый» (меланхолик) – слабый, неуравновешенный, инертный или подвижный.

  Возникновение и развитие свойств темперамента происходит постепенно. Возраст человека непосредственно влияет на проявление темперамента. В дошкольном возрасте наиболее ярко обнаруживаются обладатели уравновешенного, инертного и слабого типов, так как они контрастируют с такими возрастными особенностями дошкольников, как:

·                         высокая чувствительность;

·                         быстрое восстановление сил;

·                         слабость процессов возбуждения и торможения;

·                         неуравновешенность процессов возбуждения и торможения.

Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспитания. Темперамент может изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент. Известно, например, что А. П. Чехов был человеком очень уравновешенным, скромным и деликатным. Но вот интересный факт из его жизни. В одном из писем к жене О. Л. Книппер-Чеховой Антон Павлович делает такое ценное признание: «Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы он у меня резкий, я вспыльчив и прочее и прочее. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что».

Зная особенности темперамента, взрослые могли избежать многих ошибок. Каждый из 4 типов темперамента требует к себе определенного подхода. Каждый тип имеет черты, которые при определенных обстоятельствах могут становиться недостатками, но также каждый из них имеет и свои положительные стороны, и поэтому главные усилия должны быть направлены не на исправление темперамента, а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств.

У детей черты того или иного темперамента проявляются уже в возрасте 3-4 лет, но более достоверно можно выявить его в возрасте 5-6 лет.

В процессе определения типа темперамента у детей дошкольного возраста необходимо опираться на жизненные показатели нервной системы:

1.                     Сон: скорость засыпания, глубина сна, тревожный или спокойный.

2.                     Реакция на голод: крик, плач, спокойствие, вялость.

3.                     Восстановление сил: быстрое, медленное.

4.                     Длительность сохранения высокого уровня работоспособности при длительной напряженности.

5.                     Устойчивость положительного эмоционального фона.

6.                     Проявление смелости в непривычных условиях.

Немецкий психолог Г. Айзенк определяет темперамент по таким критериям: экстраверсия-интроверсия и эмоциональная стабильность.

Эмоционально нестабильные: меланхолик, холерик. Эмоционально стабильные: флегматик, сангвиник. Интроверты: меланхолик, флегматик. Экстраверты: холерик, сангвиник.

Меланхолик – тревожный, сдержанный, тихий, необщительный, пессимистичный, негибкий, легко расстраивающийся. Флегматик – пассивный, осмотрительный, вдумчивый, мирный, ровный, спокойный. Холерик – чувствительный, беспокойный, агрессивный, раздражительный, изменчивый, оптимистичный, активный. Сангвиник – общительный, открытый, разговорчивый, отзывчивый, жизнерадостный, склонный к лидерству, беспечный.

Практическая часть.

Психолог: Разберем типы темперамента. Обратимся к сказочным персонажам. Дайте характеристику следующим сказочным героям: Буратино, Карабас Барабас, Черепаха Тортилла, Пьеро

         

(необходимо определить, к какому типу темперамента они относятся)

 

Положительные и отрицательные черты типов темперамента:

·                        для сангвиников это:

+  высокое чувство коллективизма, отзывчивость, активное отношение ко всему;

-  легкомысленное, беспечное отношение к делу, переоценка себя.

·                        для флегматиков это:

+  приняв решение, доводят его до конца – «труженики жизни», усидчивые, настойчивые;

-  вялость, инертность, лень, пассивность.

·                        для меланхоликов это:

+  чувствительность - способность сочувствовать, сопереживать, хорошо выполняют тонкую работу. Становятся музыкантами, поэтами, художниками;

- подавленность, пассивность.

·                        для холериков это –

+ энергичность, общительность, настойчивость, инициативность;

- несдержанность, грубость.

 

Задание: предложить родителям заполнить анкету на определение темперамента ребенка.

Инструкция: Прочитайте следующие утверждения и  отметьте плюсами те из них, которые  особенно подходят  к характеристике вашего ребёнка.

1. Любит шум и суету.

2. Очень нуждается в близких, которые могли бы поддержать, утешить.

3. Нередко раздражён чем-то, возбужден, беспокоен.

4. Быстрых ответов на любые вопросы от него не жди.

5. Любит  работу, которую надо делать быстро.

6. Дети считают его веселым.

7. У него часто меняется настроение.

8. Чаще молчит в обществе.

9. Стесняется заговорить с новыми людьми.

10. Не любит шумных игр, предпочитает уединение.

11. Умеет долго играть или выполнять задание, не отвлекаясь.

12. Не прочь похвастать приукрасить события.

13. Часто не может усидеть на месте.

14. Его легко огорчить.

15. Дольше других сохраняет работоспособность, не устает.

16. Легко переключается с одного поручения на другое.

17. Нетерпелив и несобран, особенно плохо переносит ожидания.

18. Предпочитает кропотливую работу, не требующую быстрых реакций.

19. Быстро устает, отключается, перестает слушать.

20. Верит в себя,  легко переносит неудачи.

Ключ:  Сангвинику соответствуют  утверждения -1,6,12, 16,20.

Холерику -3,5,7,13,17.

Меланхолику- 2,9,10,14,19.

 Флегматику- 4,8,11,15,18.

Максимально набранное количество  баллов  и является  соответствующим темпераментом   Вашего малыша.

Рекомендации родителям: «Как вести себя с детьми с учетом его темперамента»

Родителям ребенка-меланхолика следует позаботиться о том, чтобы у него не было эмоциональных перегрузок, чтобы он слишком долго не сидел у телевизора. Грубое обращение с ними неприемлемо. Он может поплакать и погрустить – это нормально. Родителям необходимо следить за своими эмоциями, так как такие дети впечатлительны и настроение взрослых может передаться малышу. Такому ребенку лучше иметь в семье близкого человека, с которым он мог бы постоянно делиться проблемами. Предлагать им такие  занятия, как  рисование, лепка, мягкие игрушки. Они любят животных.

С ребенком-сангвиником родителям стоит играть в веселые подвижные игры, совместно просматривать фильмы, сочинять и фантазировать. Такие дети легко переключаются с одного вида деятельности на другой, поэтому в арсенале неплохо иметь разноплановые нескучные игры.

Дети-холерики также любят подвижные игры. Им рекомендуется заниматься плаванием, прыжками на батуте, ритмическими танцами. Таких детей нельзя стыдить в присутствии посторонних. Ребенку необходимо научиться держать себя в руках.

Детям-флегматикам рекомендуются следующие виды деятельности: занятия лепкой, рисованием, родители также могут развивать фантазию малыша.

Не требовать от флегматиков и меланхоликов, чтобы они немедленно отвечали на вопросы и просьбы взрослых, давать возможность побыть наедине с собой, заняться любимыми делами.

Холериков и сангвиников нужно чаще хвалить, обсуждать с ними различные проблемы, постараться сделать так, чтобы они находились в обществе детей и взрослых. Требуется время, чтобы научиться выслушивать их, не перебивая.

Родителям меланхоликов и холериков необходимо следить за поведенческими проявлениями и воздействовать на малыша до того как он расплачется или сильно разозлится. Приемы: переключить на другое занятие, заинтересовать чем-либо, успокоить, пошутить. При перевозбуждении помогает массаж, спокойный разговор. И конечно следует контролировать свои эмоции (счет до 10 или подумать, помогут ли окрики



[1] Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1986

 

Просмотров: 733
Категория: По направлениям » Для детского сада » Родительские собрания ‒ конспекты




Другие новости по теме:

  • Богданова Надежда Сергеевна. Консультация на тему: «Как определить темперамент ребёнка»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Светлана Викторовна Смирнова. Программа «Пойми себя» Эмоционально-личностное и речевое развитие младших школьников с задержкой психического развития, длительное время пребывавших в условиях социально-психологической депривации
  • Мялицына О.П.. Родительское собрание «Неужели таким может быть мой ребенок?...»
  • Сидоркина Наталья Анатольевна. Эмоции человека и особенности эмоционального развития детей
  • Редактор. Почему не очень хорошо быть очень правильным ребенком?
  • Оксана Владимирова. Как вести себя, если ужалила ребенка пчела
  • Зайнуллина Ильмира Исламовна. Дидактическое пособие «Стишки. Учим быстро и легко»
  • Варенцова Елена Вячеславовна. Конспект совместной деятельности с детьми младшей группы по лепке 'Мишка очень любит мёд'
  • Багрова Татьяна Анатольевна. Родительское собрание «Чтобы избежать пожаров, нужно много детям знать»
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Павлова Ольга Николаевна. Адаптация ребенка в ДОУ. Рекомендации родителям.
  • Шевченко Ирина Николаевна. «Особенности речевого развития детей, как образовательной области, с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО».
  • Дворянчикова Татьяна Алексеевна. Консультация для родителей «Почему детям необходимо слушать классическую музыку?»
  • Татьяна Александровна Тодоренко. Родителям о развитии речи малыша.
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Телешун Татьяна Александровна. Что необходимо знать и уметь ребенку поступающему в первый класс (анкета для родителей)
  • Залуцкая Евгения Викторовна. ЕСЛИ ВАМ НЕ НРАВЯТСЯ НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ВАШЕГО РЕБЕНКА
  • Самсонова Оксана Николаевна. Как помочь родителям быстро и интересно автоматизировать поставленные звуки детям с ОНР.
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Остович Ольга Юрьевна. Конспект психологического тренинга для педагогов «Кухня эмоциональных ресурсов. Открой в себе — себя!»
  • Завгороднева Ольга Александровна. Советы родителям «Как выявить одаренного ребенка»
  • Мария Максимовна Акишева. Конспект занятия по правовому воспитанию (для детей подготовительной к школе группы) «Каждый имеет право на имя»
  • Бирюк Ирина Александровна. Рекомендации родителям «Как в домашних условиях с помощью круп развивать мелкую моторику рук ребёнка»
  • Бочарова Галина Ивановна. Педагогический проект «Правила, которые должен знать каждый »
  • Екатерина Сухова. Рекомендации по организации адаптации детей. Как помочь ребёнку осознать себя
  • Котова Ольга Александровна. Проект по охране безопасности жизни детей «Чтобы не случилось беды…»
  • Коваль Галина Николаевна. Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Роль органов чувств в жизни человека»
  • Залипина Светлана Петровна. 10 ФОКУСОВ, КОТОРЫЕ ПОРАДУЮТ ВАШЕГО РЕБЕНКА
  • Мулюкова Алсу Салимовна. Проект по теме: «Учим с детства ПДД – бережем себя и близких»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь