Конспект занятия по правовому воспитанию (для детей подготовительной к школе группы) «Каждый имеет право на имя»
Задачи: познакомить детей с правом на имя; научить применять это право в жизни; способство-вать социально-нравственному развитию; развивать осознание своей индивидуальности и уни-кальности, умение рассуждать, делать выводы, сопереживать; воспитывать чувства самоуваже-ния и уважения к окружающим людям.
Словарная работа: Книга прав человека для детей и взрослых, права, Феликс, мирная.
Методическое обеспечение
Дидактические средства: игровой персонаж – Грязнуля, книга прав человека для детей и взро-слых, эмблемы, мяч, на каждого ребёнка цветной картон, на котором написаны имена детей, ку-сочки разноцветного пластилина, тряпочки.
Аудиосредства: магнитофон, кассета с мелодичной музыкой.
Предварительная работа: беседа на тему: «Как тебя называют дома?», «Значение имени», зау-чивание пословиц об имени, игровые упражнения: «Нарисуй своё имя», «Выложи своё имя», дидактическая игра: «Как можно назвать нас по-разному?».
Методика проведения
Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель: Сегодня ребята я хочу познакомить вас с одной очень замечательной книгой, она называется «Книга прав человека для детей и взрослых». Эта чудо-книга расскажет вам о ваших правах. В книге очень много разных прав:
- Каждый имеет право на лечение (показ эмблемы),
- Ещё мы имеем с вами равные права (показ эмблемы),
- Показ третьей эмблемы. А эта эмблема означает право на бесплатное обучение.
- А ещё мы имеем право на …
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с одним из прав, а каким, вы попробуете отгадать: тебе дано, а все им пользуются. Что это? Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это имя. Имя – это такое слово, которым называют человека.
(стук в дверь, заходит Грязнуля)
Грязнуля: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки. Давайте знакомиться, меня зовут Грязнуля.
Воспитатель: Какое странное имя? Ребята, такие имена бывают? Слово «Грязнуля» на что похоже? Ответы детей.
Грязнуля (обиженно): Сейчас меня так все называют.
Воспитатель: Ребята, а что вы чувствуете, когда вас дразнят, дают прозвища? Ответы детей.
Воспитатель: Не расстраивайся, мы тебе поможем. Правда, ребята? Умоем тебя.
(дети умывают Грязнулю)
Воспитатель: Каждый человек имеет право на то, чтобы его называли по имени (показ эмблемы). Ведь у людей такие красивые имена.
Воспитатель (обращается к Грязнуле): Вот тебя как раньше звали?
Грязнуля: Меня звали Феликсом. Феликс – значит счастливый. А вы, ребята, знаете, как переводятся ваши имена? Ответы детей: Лена – свет; Ирина – мирная, значит добрая; Александр – защитник.
Грязнуля: Как здорово! А играть вы любите? Ответы детей.
Грязнуля: Тогда может, вы со мной поиграете? А то со мной никто не играет.
Игра «Как можно назвать нас по-разному?»
- игра проводится в кругу с мячом. Дети встают в круг, воспитатель – в центре, бросает мяч детям, называя имя, а дети говорят это имя ласково – Женя – Евгения, Женечка, …. и т. д.
Грязнуля: Как вы много разных имён назвали. А знаете ли вы, что в народе люди говорят:
«Помянешь по имени, а он тут как тут».
Грязнуля: А как ещё говорят об имени?
Ответы детей: «Без имени ребёнок – чертёнок»,
«Береги своё имя смолоду» …..
Грязнуля: А умеете ли вы отгадывать кроссворды? У меня есть кроссворд для девочек, если вы правильно его решите, то отгадаете пятую героиню сказки.
По горизонтали:
- Мала росточком,
Родилась в цветочке. (Дюймовочка)
- В речке тонет мяч.
Чей раздался плач? (Тани)
- Скорей бы приблизился вечер
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золочёной карете
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
И лишь только полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь. (Золушка)
4. Пусть тяжело вперёд идти,
Но Кая я должна спасти. (Герда)
По вертикали:
- Из какой сказки Маша?
Сидит в корзине девочка, у мишки за спиной.
Он, сам того не ведая, несёт ее домой.
Грязнуля: Молодцы, девочки! А теперь кроссворд для мальчиков.
По горизонтали:
- Этот мальчик жил в Солнечном городе и летал на Луну. (Незнайка)
- Этот мальчик не послушался сестрицу Алёнушку и превратился в козлёночка. (Иванушка)
- Толстяк живёт на крыше,
Летает он всех выше. (Карлсон)
По вертикали:
- У отца был мальчик странный
Не обычный, деревянный.
На земле и под водой
Искал он ключик золотой. (Буратино)
Грязнуля: Молодцы, мальчишки! Эх, хорошо, когда есть имя. А ведь имена могут ещё и красиво выглядеть. Давайте вылепим себе своё имя.
Самостоятельная лепка детей под музыку
Грязнуля: Как здорово у вас получилось, молодцы! Давайте на прощание возьмёмся за руки и ещё раз скажем, как каждый из вас хотел, чтобы его называли друзья, мамы, папы, воспитатели.
(дети называют)
Феликс: Имя у тебя одно,
Навсегда дано оно.
Жизнь длинна
И от того
Ты побереги его.
Феликс: На прощание я хочу вам подарить медали – символы – «Имя», чтобы все всегда называли друг друга по именам.
Воспитатель: Феликс, мы с ребятами дадим тебе книгу прав человека, покажи её своим друзьям, чтоб они больше не обзывались.
|