Подготовила: Воспитатель МБДОУ №24 г. Невинномысска Жукова А.В.
Цель: развивать правовую культуру детей, педагогов, родителей.
Задачи:
Для детей:
- сформировать элементарные представления о правах ребенка
- развивать положительное отношение к себе как к личности
- сформировать элементарную правовую культуру.
Скачать конспект
Для воспитателя:
- уточнить основы правового регулирования через изучение нормативно-правовых документов в системе родитель-ребенок, родитель-воспитатель
- расширить знания о проектной деятельности как педагогической технологии.
Для родителей:
- совершенствовать правовую культуру родителей
- создать условия для успешного взаимодействия родителей с дошкольным образовательным учреждением по вопросам правового воспитания.
Тип проекта: информационно-творческий
Продолжительность Средняя
Возраст детей 4-5 лет.
Субъекты проекта: дети средней группы, воспитатели группы, родители, хореограф.
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.
Актуальность.
Проблема защиты прав детей существует во всем мире. Права ребенка, юридически ему предоставленные, далеко не в полном объеме и не на всех детей в равной мере реализуются.
Первым субъектом становления личности является семья. Именно в семье ребенок приобретает первый опыт общения, опыт совершенствования способов взаимоотношения с членами семьи. Во многих семьях наблюдаются ущемления прав ребенка, жестокое обращение родителей к детям. И эта тема не должна оставаться не решенной.
Вторым субъектом правового воспитания детей, являются дошкольные учреждение, у которых имеются большие возможности для всестороннего воспитания дошкольников. Здесь воспитательные вопросы происходят в обществе сверстников и именно поэтому оказывают большое влияние на формирование у детей привычек и навыков, отвечающих общественной морали:
- с самого юного возраста воспитываются у ребенка положительные привычки, которые помогут ему развиваться и нормально расти, следить за своим поведением
- формируется культура поведения, понимание и осознание необходимости соблюдения общепринятых норм
- складывается почтительное отношение детей к людям, способность считаться с их мнением и интересами
- воспитываются коллективные навыки общения среди сверстников и с взрослыми, навыки общения выражаются в вежливости, общительности, деликатности и т.д.
- формируются разумные потребности и воспитываются чувства уважения и долга.
Самые элементарные правила общения усваиваются с раннего детства. Уже в два года малыш способен проявлять чувства доброжелательности, симпатии, отзывчивости, уважения.
В три годика ему понятны несложные формы организации своего поведения. Дети этого возраста способны проявить заботу, поделиться игрушкой и дружно играть со сверстниками, что тоже учит делать правовое воспитание в детском саду.
Ребенок пяти лет уже может оценивать свои и чужие действия и поступки. Они испытывают чувство стыда, если плохо себя вели, подвели кого-то, нарушили обещания. Дети этого возраста тянутся к совместной деятельности, с интересом участвуют в игровом замысле и соблюдают его правила, чему учит правовое воспитание в детском саду.
К окончанию дошкольного возраста появляется большая осознанность поступков, значительно расширяются знания об устройстве окружающего мира.
Именно на этом этапе правовое воспитание в детском саду учит брать и нести ответственность за совершаемые поступки, формирует чувства доброжелательности, ответственности, то есть тех качеств, которые помогут в будущем правильно вести себя. Особое внимание стоит уделить развитию навыка общественного поведения, умению прислушиваться к чужому мнению, и при возникшей необходимости отстаивать свою позицию без ссоры и капризов. Для этого с ребенком изучают правовое воспитание в детском саду.
Обширный опыт дошкольных учреждений показывает, что существует множество методов и способов формирования у малышей нравственно-правового поведения, которое диктует правовое воспитание в детском саду. Здесь главное творчество и сотрудничество педагогов и родителей воспитанников.
Правовое воспитание детей в детском саду требует единства и согласованности дошкольного учреждения с семьей. Педагоги должны поддерживать постоянную связь с родителями в целях единства методов по воздействию на ребенка. В дошкольном учреждении должны помочь родителям в повышение их педагогической культуры.
Когда достигается единство действий семьи и дошкольного учреждения, у ребенка формируются нравственные понятия и представления о жизни. Именно тогда воспитательный процесс будет проходить с наименьшими трудностями, а ребенку будет легче усвоить общественные нормы поведения через правовое воспитание в детском саду.
Предполагаемый результат:
- у детей сформируются уверенность в себе и социальная терпимость – основы правовой культуры человека
- дошкольники будут знать о своих правах и правах других людей
- изменится отношение родителей к данной проблеме.
Пути реализации: организованная образовательная деятельность, игры, чтение художественных произведений, инсценировки сказок, совместная и самостоятельная деятельность детей и родителей.
Средства контроля и обеспечения достоверности реализации проекта:
- занятия
- мониторинг
- презентация книги.
Методы и технологии:
- обсуждение литературного произведения
- изготовление книги
- драматизации
- дидактические игры.
Необходимые условия реализации проекта:
- Интерес детей и родителей.
- Наличие необходимой литературы.
- Методические разработки.
- Обязательное активное участие родителей.
Методические разработки:
В. Антонов “Ваши права”, “Декларация прав человека в картинках”.
С.В. Костарева “Сказкотерапия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста”.
О.Л. Князева “Я, ты, мы”.
1 этап. Предварительная работа.
Содержанием работы с детьми являлось знакомство их с правами и обязанностями. В этом возрасте мы выбрали такие права детей как право на имя и право на воспитание в семье. Выбор этих прав обусловлен тем что, эти права доступны детям, и каждый ребёнок должен знать эти права и чувствовать себя защищённым. Параллельно мы знакомили детей и с обязанностями:
- вежливо обращаться к друг-другу по-имени
- с уважением относиться к окружающим
- заботиться о своём жилище (поддерживать порядок в своей комнате, помогать родителям).
При знакомстве детей с правами использовались разнообразные формы работы:
- беседы: «Круговая беседа», «Я и мои чувства», «Без семьи нет счастья». В процессе бесед до сознания детей доводилась значение прав, знакомили с обязанностями.
- чтение художественной литературы: Русская народная сказка «Колобок», «Два жадных медвежонка». Цель прочитанных произведений – через сказку показать, как могут нарушаться права и как их можно защитить.
- рассматривание иллюстраций: иллюстрации к сказкам, демонстрационный материал «права детей»
- театрализованная деятельность; инсценирование сказок «Колобок», «Два жадных медвежонка».
- организованная образовательная деятельность на тему «Я и мое имя» (познавательная деятельность).
Содержанием работы с родителями являлось правовое просвещение, знакомство их с «Конвенция» и Реализацией прав детей в семье. Для этого использовались:
- консультации. «Роль семьи в социально – нравственном воспитании», «Реализация прав ребёнка в дошкольном образовании учреждении и в семье»». Цель этих консультаций помочь родителям познакомиться и правильно реализовывать права детей
- стендовая информация: «Правила поведения взрослого при воспитании детей», наказывая: «Подумай зачем!». Повышение педагогической компетентности родителей.
Большую помощь оказали родители в создании альбомом «Я и моя семья».
2 этап. Моделирование проблемной ситуации.
Для моделирования проблемной ситуации использовался персонаж девочки- Мирославы, жительницы волшебной страны, в которой живут большие и маленькие люди. Постановка проблемы производилась путем погружения в игровую ситуацию. В группу пришло письмо от Мирославы, которая не знала о своих правах и о правах других людей. Мы обсудили эту проблему, можем ли мы помочь Мирославе узнать о правах детей, каким образом и определили конечную цель: сделать для Мирославы книгу о правах детей в мире людей, фотоальбомы и альбомы детских рисунков, отражающих права детей.
3 этап: реализация проекта
Для реализации проекта распределили между детьми кто, чем будет заниматься. При распределении видов деятельности учитывались инициатива и возможности каждого ребёнка. Это необходимо для того, что бы создать ситуацию успешности каждому участнику проекта. Всего в проекте принимали участие 16 человек.
Виды деятельности распределили следующим образом. Родители и дети составляли книгу. Для изготовление книги были взяты листы размером А 4, на которых были изображены портреты детей, отражающие право на имя. Участие детей заключалось в отборе и разукрашивании этих иллюстраций. Разукрашивание проводилось при организации самостоятельной деятельности детей. Все дети занимались изготовлением альбомов. Каждый из детей нарисовали на занятии по ИЗО свою семью, свой дом. В группе мы составили альбомы с детскими рисунками, к ним были приложены фотографии дома, семьи, и как дети отдыхают.
4 этап: презентация проекта
Совместно с детьми и родителями подготовили и провели презентацию, на которой, дети и родители представили результат совместной продуктивной деятельности, способствующий решению проблемы – познакомить Мирославу с правами детей. Презентация прошла в виде итогового занятия, на котором дети показали свои знания о правах и оказали Мирославе помощь, которую обещали.
Проанализировав результаты проекта, мы пришли к выводу, что участие в проекте способствовало не только формированию элементов правовой грамотности у детей и родителей, но и эмоциональному сближению детей и родителей в результате совместной деятельности, развитию у детей социальной компетентности, коммуникативных навыков, умению решать поставленные задачи.
|