Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка.
Задачи:
- Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.
- Помочь родителям выявить особенности развития речи их детей и предложить варианты развивающих занятий с детьми;
- Способствовать развитию инициативы родителей, умению общаться.
Оборудование: ноутбук, мультимедийная установка, новинки методической, детской литературы, по теме практикума, буклеты. (слайд 1)
Ход собрания
Уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения, мы привлекли вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. (слайд 2)
Скачать презентацию
В наше время развития информационной техники, развитие речи актуально. Дети умеют пользоваться этой техникой, проявлять же своё речевое творчество – нет. Легче скачать в Интернете, чем показать свой словесный потенциал.
Дети смотрят со взрослыми все подряд; рекламу, боевики, ужастики, мыльные оперы, поскольку хороших, специально созданных телепередач крайне мало. Последствия этого становятся все более очевидными. Вот некоторые из них:
-Многим детям трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Им необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.
- Резкое снижение фантазии и творческой активности ребят. Они теряют способность и желание чем-то занять себя, предпочитая нажать кнопку телевизора и ждать новых готовых развлечений. Сказанное мной выше не означает призыва исключить компьютер и телевизор из жизни и воспитания детей. (слайд 3)
Живое общение, обмен впечатлениями переходит в краткий сленг или общение в чате, смс по телефону. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи.
Мало дети посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают об этом. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать хотя бы в 2-3 фразах.
Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года).
Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас?
И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?
Если «да»:
(Мы очень рады, что вас беспокоит этот вопрос, эта проблема и поэтому решили посвятить наше собрание развитию речи детей).
Если «нет», не задумываемся:
(очень жаль, поэтому вопросу развития речи наших детей нужно уделить пристальное внимание. Вы согласны?)
Я предлагаю Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы речевого развития ребенка и прокомментировать свой выбор (раздать каждому родителю).
- Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента рождения.
- Общение ребенка с другими детьми.
- Речь взрослого – образец для подражания.
- Paзвитие мелкой моторики рук.
- Чтение детской художественной литературы.
- Игры с ребенком взрослых и друзей. (слайд 4)
Как вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы с Вами должны заниматься с ребенком? (Предложить высказаться родителям).
- Восприятие звуковой культуры речи.
- Словарная работа.
- Формирование грамматического строя речи.
- Обучение рассказыванию – связная речь. (слайд 5)
Особенности речи детей 4-5 лет представлены в буклете. Вы прочитали требования к речи ребенка среднего дошкольного возраста.
В идеале речь должна быть грамотная, внятная, выразительная, осмысленная и т.д. А что же получается на самом деле?
Речь наших детей односложная, состоящая из одних простых предложений, недостаточный словарный запас, присутствуют слова-паразиты, многие дети не могут построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст, при чтении стихотворений, не умеют использовать интонации (выразительность), где-то произнести с грустью или восторгом, где-то в быстром темпе или медленном, выделять главные слова, не выговаривают отдельные звуки, что потом скажется на письме. (слайд 6)
Скажите, пожалуйста, какие вопросы задают Вам дети о домашних животных, о природе? (Кто? Что? Какой? Чем питаются? Где живут?)
А когда ребенок не задает вопросы это хорошо и плохо? В чем причина? (Ответы родителей.) (слайд 7)
- Отсутствие необходимых знаний.
- Нет устойчивого интереса к чему-либо.
- Раньше ребенок обращался к взрослому с вопросами, но не получил ответа.
А если ребенок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли эго для его развития?
Занятия рисованием и лепкой, особенно с использованием нетрадиционных техник, способствуют развитию мелкой моторики руки, что создает предпосылки к успешному овладению письмом.
Я предлагаю вам выставки работ детей, которые они сделали своими руками. (слайд 8)
Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащения словаря на основе знаний и представлений ребенка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Как часто Вы бываете на природе? Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребенка. На природе Вы можете пообщаться со своим малышом наблюдая, например, за жизнью бабочек и жуков; полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток чистого и свежего воздуха. Подзарядиться положительными эмоциями. Эмоциональные переживания побуждают ребенка к тем или иным поступкам. (слайд 9)
А сейчас предлагаю перейти к практической части нашего игрового практикума. (слайд 10)
Вашему вниманию на слайде представлены игры, в которые мы играем с детьми в детском саду — «Назови слово со звуком «М"», "Определи наличие звука [д] в слове", “Четвертый лишний”, «Наоборот». (слайд 11)
"Если вдруг. " Ребенку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.
Например: Если вдруг на Земле исчезнут:
все пуговицы
все игрушки и т. д. Что произойдет? Чем это можно заменить?
Родителям предлагаются другие ситуации, например, если бы у вас была:
живая вода
цветик-семецветик
сапоги-скороходы
Ковер-самолет и т. д.
"Играем с пальчиками"
5 раз повтори начало каждого предложения и дополни его пятью разными словами. Считай получившиеся предложения, загибая пальцы на руке.
За домом росли (что) ---
Мама купила в магазине (что) ---
Петя нёс в портфеле (что) ---
Катя нашла в лесу (кого? Что) ---
Около дороги стоял (кто? что) ---
Собака залаяла на (кого? что) ---
Петя увидел в комнате (кого? что) —
Катя взяла со стола (что) ---
Мама разогревала на столе (что) ---
Миша поднял голову и увидел (кого? что) ---
«Сосчитай от 1 до 5»
В ходе упражнений взрослый произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок в ответ называет это же самое существительное, но уже в сочетании с числительным «пять» и др.
Один дом –пять домов
Один стол- пять столов
Один шкаф-пять шкафов
Один жук – пять жуков
Один заяц –пять зайцев
Один палец – пять пальцев
Одно платье –пять платьев
Один гусь-пять гусей
Один плащ – пять плащей
Одна мышь – пять мышей
Эти игровые упражнения очень нравятся детям, они с заинтересованностью реагируют на выполнение заданий в рифмованной форме, им интересен сам соревновательный момент.
Вот так в процессе игры – занятия ребенок учится говорить.
Дети дошкольного возраста очень общительны. Так давайте же больше общаться с малышами, показывая как мы их любим. (слайд 12)
|