Цель:
- пропаганда правового воспитания детей дошкольного возраста
- выявление и повышение уровня знаний педагогов по данной теме
- предупреждение насилия над детьми
- обучение педагогов положительным стратегиям воспитания детей дошкольного возраста.
Задача:
Формировать коммуникативные умения, способность общаться, сотрудничать, умение направлять обсуждение вопросов по заданному руслу, способность действовать в рамках ограниченного времени, обмениваться опытом работы по данной проблеме.
День 1.
Добрый день, уважаемые коллеги! В самом начале нашей встречи хочу отметить, что одной из годовых задач нашего детского сада является совершенствование правового воспитания дошкольников, поэтому неслучайным является и тема нашего семинара — «Дети дошкольного возраста и защита их прав». Целью нашего семинара является пропаганда правового воспитания детей дошкольного возраста, выявление и повышение уровня знаний педагогов по данной теме. Несомненно, выбранная тема будет интересна педагогам нашего детского сада, и все вы станете активными участниками данного мероприятия.
Приветствие. Предлагаю педагогам продолжить предложение «Ребёнок это -...»
Ознакомление педагогов с темой и актуальностью проблемы.
Актуальность данной проблемы не вызывает сомнений. Право на жизнь, на честь, на достоинство, на неприкосновенность личности, свободу совести, взглядов — необходимые условия гармоничного существования человека.
Человечество не осталось равнодушным к бедам детей. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребёнка. А происходило это так (немного истории): в 1923 году в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребёнка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей, в котором подчёркивалось, что всё человечество должно заботиться о защите прав детей.
Но, несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребёнка сложилась гораздо позже. Декларация прав ребёнка, принятая в 1959 году, стала первым документом по признанию и соблюдению прав детей путём законодательных и других мер. Декларация явилась основой нового важнейшего документа – Конвенции о правах ребёнка.
В июне 1989 года от побережья Бретани курсом Дакар – Фор-де-Франс – Нью-Йорк отошло трёхмачтовое судно «Посланец города Нанта». На борту его находилось около десятка молодых людей разных национальностей в возрасте от 12 до 16 лет. По дороге на острове Горе близ Дакара к ним присоединились ещё 15 юношей и девушек, а на островах Вест-Индии корабль принял ещё одну группу молодёжи. Юноши и девушки представляли 5 континентов. Они отправились в путешествие с двумя символическими целями: пройти маршрутами работорговли из Африки в Америку и общими усилиями поразмышлять над основными статьями проекта Конвенции о правах ребёнка. В конце пути молодые люди посетили штаб-квартиру в Нью-Йорке, где вручили Генеральному секретарю Хавьеру Пересу де Куэльяру петицию с требованием ратифицировать, наконец, Конвенцию, обсуждение которой началось еще в 1959 год, т.е. 30 лет назад. И с этого исторического момента о «мировой конституции прав ребёнка», как её называют публицисты, узнало всё прогрессивное человечество.
Конвенция ООН о правах ребёнка состоит из преамбулы и 54 статей, разделённых на 3 части. Статьи детализируют индивидуальные права каждого человека до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.
Конвенция признаёт за каждым ребёнком, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических или других убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на воспитание, защиту, активное участие в жизни общества. Конвенция ООН признана во всём мире документом международного права и представляет собой образец высокого социально-нравственного и педагогического значения.
Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье, образовательном учреждении.
Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребёнка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений.
Каждый ребёнок должен знать свои права, т.е быть юридически грамотным. С какого возраста надо знакомить ребёнка с правами человека? По рекомендации ЮНЕСКО эту работу предлагается начинать в дошкольном возрасте.
Упражнение «Знаем ли мы права детей?» Предлагаю ответить на следующие вопросы:
- Как называется основной документ по правам ребенка, принятый 44-й сессией Генеральной Ассамблей ООН? (Конвенция о правах ребенка, 1989 г.).
- Сколько статей в Конвенции о правах ребенка? (54)
- Кто несет ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка? (родители и другие лица, воспитывающие ребенка)
- Имеет ли ребенок право на полученные им доходы? (да, если они получены не в результате правонарушения)
- В каком возрасте человек считается ребенком, по мнению ООН? (0-18).
- На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребенка? (На родителей).
- Воспитание ребенка является правом или обязанностью родителей? (И правом, и обязанностью).
- Кто несет ответственность за воспитание ребенка в случае развода родителей? (Оба родителя).
- Какой стиль воспитания не совместим с правами ребенка? (Авторитарный).
- На какие виды делятся права ребенка? (Защита от всех форм жестокого обращения, права на охрану здоровья, на образование, на игру, на сохранение своей индивидуальности).
Известный польский специалист по предупреждению насилия Лес Алларкон дает такое определение насилия — это действия, совершаемые одним (или несколькими) лицами, характеризующиеся следующими признаками:
- осуществляются сознательно
- направлены на достижение определенной цели
- наносят вред (физический, моральный, материальный) другому лицу, нарушающие права и свободы человека
- тот, кто осуществляет насилие, обычно имеет преимущества (административные, физические, психологические), что делает невозможным эффективную защиту жертвы от насилия.
Упражнение «Виды насилия»
Педагоги объединяются в 4 подгруппы, задачей каждой является вычленение из общего предложенного списка тех видов насилия, которое досталось каждой подгруппе (психологическое, физическое, экономическое, социальное). Время на работу – 5 минут, обсуждение полученных результатов.
Психологическое:
- применение брани, крика, унижения, оскорбления, ущемляющих достоинство и самооценку человека;
- проявление грубости по отношению к родным или друзьям человека;
- причинение ущерба домашним животным, к которым эмоционально привязан человек;
- уничтожение, повреждение, сокрытие личных вещей;
- грубая критика поступков, мыслей, чувств;
- отношение как к прислуге; ограничение свободы действий и передвижения;
- контроль и ограничение возможности общения с родными или друзьями,
- преследование;
- угрозы;
- игнорирование, пренебрежение ребенка, отсутствие доброжелательной атмосферы;
- недостаточное удовлетворение потребностей в пище, образовании, медицинской помощи;
- недостаточное обеспечение ребенка необходимым вниманием, поддержкой, благосклонностью.
Психологическое насилие осуществляется тогда, когда упрекают за каждый поступок, критикуют личность или унижают грубой бранью.
Экономическое насилие: лишение или ограничение возможности пользоваться собственными денежными сбережениями, собственным или общим имуществом, нанесение ущерба или уничтожение имущества человека.
Физическое насилие: любое насильственное поведение может проявляться в виде шлепков, нанесения ссадин, укусов, сотрясений, царапин, ударов, ожогов, удушья, грубых хватаний, отбрасывания в сторону или на пол, бросание предметов в жертву, лишение пищи или питья.
Сексуальное насилие: посягательство на половую неприкосновенность жертвы.
Упражнение «Последствия насилия»
Педагоги объединяются в 2 группы. Задача для первой группы — написать последствия насилия над ребенком, задания для 2 группы — написать причины проявлений насилия в семье. Время на работу – 5 минут, обсуждение полученных результатов.
Последствия насилия над ребенком:
- беспокойство, тревожность, нарушения сна и аппетита;
- длительное подавленное состояние;
- агрессивность;
- стремление как можно больше времени провести на улице (страх возвращаться домой);
- низкая самооценка;
- конфликтность и недостаток навыков самоконтроля;
- использование насилия как способа решения конфликтов в игре с друзьями, в семье;
- чувство беспомощности;
- слабое развитие социальных навыков;
- психосоматические жалобы (нарушение работы сердца, пищеварения, снижение иммунитета и, как следствие, склонность к различным заболеваниям); бунтарство, ложь;
- побег из дома;
- приступы истерии, кошмары, суицидальное поведение
Причины проявлений насилия в семье
Современные психолого-педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность, вызывают отчаяние слабое развитие, нелюбознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях в детском саду, но родители не знают, как вести себя в трудных ситуациях. Некоторые родители сами подвергались в детстве насилию или имели недостаточно стабильные, теплые отношения в своей семье.
Часто одного ребенка выбирают в семье объектом для насилия, он может считаться умственно отсталым; также ребенок может стать жертвой из-за сходства с нелюбимым мужем или потому, что он был нежеланен, родился случайно. Ребенок, который является жертвой в семье, психологически «разрушается», ребенок выступает в роли «мальчика для битья». Некоторые родители склонны к жесткой дисциплине и считают любое поведение своих детей «неправильным», чрезмерно требовательны к своим детям.
Упражнение «Реши ситуацию»
Педагогам предлагается объединиться в 2 группы и решить предложенные ситуации. Предлагаем обсудить педагогические ситуации, высказать свое мнение или дополнить ответ. Время на работу – 5 минут, обсуждение полученных результатов.
Ситуация №1 Иришка играла у открытого окна. На подоконнике стоял горшок с любимым маминым цветком. Со двора Иришку окликнули подруги, она вскинула руку, чтобы помахать им, и …горшок с цветком перевернулся и оказался на земле. Услышав шум, в комнату вбежала мама. Не разобравшись, она отругала и отшлёпала девочку. Какие права ребёнка были нарушены?
Ситуация №2 Таня любила убираться у себя в кукольном уголке, она смачивала тряпочку водой. Отжимала её и пропитывала мебель. Нечаянно девочка наступила на тазик. Вода разлилась на ковёр. Девочка в растерянности смотрит на лужицу. Мама … что было дальше? Опишите ситуацию с разных позиций.
Информационное сообщение «Насилие в детском саду»
Не секрет, что истоки так всем известной «дедовщины» или издевательства над другими людьми, ведут к дошкольному детству. Примерно до 5 лет, дети, посещающие дошкольные учреждения, иногда проходят настоящую школу выживания, которая включает в себя агрессивное поведение некоторых детей, драки, ненормативную лексику, оскорбления и прозвища, вред и насильственное отбирание игрушек и личных вещей, провокации, угрозы и т.д. Это может привести к тому, что на смену достаточно доброжелательным отношениям между детьми приходит напряженный интерес к ровесникам, сосредоточенное и ревнивое наблюдение за ними. При этом успехи ровесника иногда огорчают, оскорбляют, а его ошибки, наоборот, радуют.
Именно в 5-летнем возрасте дети могут интенсивно завидовать сверстникам, задевать их, бороться с ними и демонстративно подчеркивать свое преимущество. Острота эмоций может приобретать формы плача, ярко выраженной агрессивности, обидчивости или застенчивости. Нужно отметить, что подобное встречается, к счастью, не массово и характерно только для некоторых детей, которые иногда могут объединяться в группки. Сначала ситуации нападений могут принимать форму провокаций, а затем трансформироваться в физическое или психологическое насилие. Физическое насилие включает в себя драки, отбор личных вещей, психологическое (моральное) придумывание прозвищ, насмешки, запугивание, ненормативная лексика, угрозы, сплетни, а также социальное пренебрежение: бойкот, отчуждение. Девочки более склонны к вербальной агрессии и социальному пренебрежению, мальчики к физическому насилию.
Причинами детской агрессии могут быть:
- Желание самоутвердиться (демонстрация своего лидерства).
- Недопустимое поведение (ребенок проявляет агрессию, которую вовремя не останавливают, и это впоследствии становится разрешенным средством решения проблем в группе детей).
- Гиперопека ребенка, повышенные требования, недружественная семейная атмосфера.
- Девиантное поведение окружающих людей, влияние средств массовой
информации, которые пропагандируют культ насилия, переполненность
групп детского учреждения, сложные отношения ребенка с воспитателями
или сверстниками.
Ситуация насилия по своей природе и своим последствиям является травматической, поскольку истощает всех: и активных участников (агрессоры) и пассивных (жертвы, наблюдатели). В группе, где издевательства и унижения случаются часто, практически все дети отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью в себе, заниженной самооценкой, проблемами в общении, игровой и учебной деятельности.
К сожалению, достаточно типичными для жизни ДОУ стали педагогическое равнодушие, игнорирование, невмешательство взрослых. Часто детское насилие вообще не рассматривается как проблема. Многие педагоги ограничиваются устными замечаниями или силой своего авторитета просто подавляют насилие.
Вмешательство взрослых в данном случае необходимо, ведь «агрессор» начнет воспринимать подобные ситуации как свою победу, а другие дети получают негативный опыт отношений в коллективе.
Часто взрослые наказывают всех участников ситуации без тщательного разбора ситуации. В таком случае ребенок-жертва не понимает, почему его наказывают наравне с ребенком, который его обидел, чувствует несправедливость, обиду, зато дети-агрессоры празднуют победу и, чувствуя свою безнаказанность, как бы получают своеобразное разрешение и в дальнейшем так действовать.
Иногда сами воспитатели могут стать причиной детской агрессии, поскольку насмехаются над детьми, оскорбляя их словесно в присутствии других детей, унижая их достоинство, грубо критикуя их поведение, чувства, мысли, обвиняют во всех проблемах.
Все это формы психологического и словесного насилия. Работать над проблемой насилия необходимо от самых первых его проявлений в детском коллективе.
Во-первых, нужно объяснить всем детям правила дозволенного поведения, также было бы хорошо обсудить их с детьми, объяснить последствия запрещенного поведения. Педагог должен быть посредником между конфликтующими сторонами, явно отдавая предпочтение детям, которые выбрали ненасильственные способы решения конфликтов.
Нужно обратить внимание на работу с различными участниками конфликта по «горячим следам» — объяснение, анализ поведения, осмысление поведения с детьми, выбор общей стратегии, направленной на примирение, согласование действий. После этого воспитатель определенное время осуществляют контроль за участниками конфликта.
Все педагоги, персонал детского учреждения должны быть образцом поведения. Таким образом, вмешательство педагогического направления будет эффективно в случае согласованной деятельности всех и на всех уровнях: учебного заведения в целом, детской группы и на личном уровне.
Игра «Волшебный сундучок»
Правила: из сундучка по очереди достаются предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо определить, какое право обозначает каждый предмет.
- Свидетельство о рождении — Что это за предмет? О каком праве оно напоминает? (О праве на имя)
- Сердечко — Какое право может обозначать сердце? (право на заботу и любовь).
- Домик — Как вы думаете, почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество).
- Конверт — О чем напоминает конверт? (Никто не имеет права читать чужие письма и подглядывать)
- Букварь — О каком праве напоминает эта книга? (О праве на учебу, образование).
- Игрушечные утенок и утка — О чем напоминают эти игрушки? (О праве ребенка быть вместе с мамой)
Вывод: Все люди, маленькие и взрослые, имеют права и никто не может их нарушать.
Мы надеемся, что тема семинара никого из вас не оставила равнодушным и вы узнали для себя что-то нужное и новое. Благодарим за активное участие и сотрудничество! А сейчас я хочу поблагодарить команды педагогов за участие и предложить вам памятки «Признаки жестокого обращения и насилия».
День 2. Практические упражнения
Цель:
- Вместе с участниками определить границы приемлемого поведения в группе и принять соглашение о соблюдении установленных ограничений.
- Обеспечить развитие группового взаимодействия и взаимопомощи.
- Способствовать обсуждению общих для всех проблем и переживаний, укреплять внутригрупповую сплоченность.
- Повысить самооценку каждого участника, обеспечив каждому возможность поделиться своими мыслями и чувствами в обстановке доброжелательности и поддержки. Подчеркнуть значимость каждого члена группы для формирования совместного группового опыта. Помочь всем участникам группы осознать цель групповой работы.
Упражнение «Назови свое имя»
Педагогам дается следующая инструкция: «Сядьте, пожалуйста, в один большой круг, назовите свое имя и положительное качество (то, что вы в себе цените) по кругу». Когда все высказались, психолог предлагает мысленно похвалить себя за наличие этого качества, распространить на себя свою собственную любовь просто потому, что она полезна для вас.
После проведения этого упражнения можно провести обсуждение: что ты ценишь в себе? Трудно ли было находить в себе хорошее качество, что ты при этом чувствовал?
Иногда трудно назвать качество на нужную букву или найти в себе положительное качество, поэтому важно вовремя поддержать человека, оказать ему помощь и привлечь для этого других участников группы.
Упражнение «Паутина»
Это упражнение – хороший способ для выработки и проверки сплоченности группы. Для его выполнения необходим клубок ниток. Удобнее проводить упражнение, сидя на полу. Педагогам дается следующая инструкция: «Сядьте в круг. У каждого из вас сейчас есть возможность что-нибудь рассказать о себе, например, чем тебе нравится заниматься или какое твое любимое занятие или еда. Подумайте, что вы хотите рассказать о себе (тренер берет клубок ниток и, сказав что-то о себе, зажимает свободный конец нити в руке и кидает клубок участнику, сидящему напротив). Если хочешь, ты можешь что-нибудь рассказать о себе».
Таким образом, все члены группы оказываются «в паутине». Можно поговорить с ними на разные темы, которые могут способствовать групповой сплоченности: как вы думаете, почему мы составили такую паутину? Что нам помогло создать такую мощную паутину? После обсуждения паутина распутывается. Каждый участник возвращает клубок предыдущему, называя его по имени, пока клубок не вернется к терапевту. Следует быть готовым к тому, что нить может запутаться. Эту ситуацию можно прокомментировать с юмором, сказав, например, что члены группы уже тесно связаны между собой.
«Все ли высказались? Что вы почувствовали? Чьи рассказы вас заинтересовали? Трудно ли было говорить о себе? Кто в группе вызвал любопытство?».
Упражнение «Двадцать «Я»
Это упражнение особенно подходит для первых занятий и является хорошим способом «сломать лед», способствует развитию атмосферы открытости и доверия. Для тренера это упражнение является диагностическим. Каждому члену группы даются карандаш и бумага. Педагогам дается следующая инструкция: «Двадцать раз ответьте на вопросы «кто я, какая я?». Используйте характеристики, черты, интересы, чувства для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения «я»... Если вы уже закончили, приколите листок бумаги на грудь. Затем начинайте медленно ходить по комнате, подходите к другим членам группы и внимательно читайте то, что написано на листке у каждого. Пожалуйста, ходите молча и лишь читайте, что написано у остальных. Когда я скомандую «Стоп!», вы можете остановиться рядом с кем-нибудь и поговорить друг с другом о своих ответах». Время на работу – 10 минут, обсуждение полученных результатов.
Упражнение «Типы слушания»
В парах участники общаются на любую тему в течение 30 секунд по этапам:
- первый говорит, второй полностью его игнорирует (меняются ролями)
- первый говорит, второй пассивно его слушает, не показывая ни мимикой, ни жестами, ни репликами (меняются ролями)
- первый говорит, второй критически воспринимает его информацию (меняются ролями)
- первый говорит, второй внимательно его слушает (меняются ролями)
Обсуждение – трудно было выполнять задание? Что чувствовали, что хотелось сделать? Какие стили общения встречались? По каким признакам определили, что вас слушают или нет?
Упражнение «Какие мы?»
Все члены группы садятся в круг и получают по листу бумаги. Каждый участник пишет в верхней части листа свое имя и делит лист вертикальной линией на две части. Левую отмечаем сверху знаком «+», правую – знаком «–». Под знаком «+» перечисляем: название любимого цвета, любимое время года, любимый фрукт, животное, книгу, то, каким образом легче всего доставить мне удовольствие, и т. п. В правой части листа под знаком «–» каждый называет: нелюбимый цвет и т. д. Психолог участвует в упражнении вместе со всеми: читает вслух название каждого пункта и пишет свои ответы. После этого проводится знакомство с ответами и их обсуждение.
Подведение итогов.
Придумать в двух группах за 3 минуты максимум прилагательных определений, которые подходят к пройденному семинару. После этого команды зачитывают полученный список.
День 3. Практические упражнения
Цель:
- Вместе с участниками определить границы приемлемого поведения в группе и принять соглашение о соблюдении установленных ограничений.
- Обеспечить развитие группового взаимодействия и взаимопомощи.
- Способствовать обсуждению общих для всех проблем и переживаний, укреплять внутригрупповую сплоченность.
- Повысить самооценку каждого участника, обеспечив каждому возможность поделиться своими мыслями и чувствами в обстановке доброжелательности и поддержки. Подчеркнуть значимость каждого члена группы для формирования совместного группового опыта. Помочь всем участникам группы осознать цель групповой работы.
Упражнение разогрев «Счет глазами»
Ведущий выбирает глазами того, кому он передает дальнейшее ведение счета и, глядя на него, говорит «один», тот выбирает глазами следующего и т. д.
Упражнение «Я такой же, как ты»
Психолог: У меня в руках мячик. Тот, кому этот мячик достанется, бросает его любому педагогу, обратившись по имени, объясняет, почему он такой же: «Я такой же, как ты, потому что…». Тот, кому бросили мячик, выражает согласие или несогласие и бросает мячик следующему.
Упражнение "Накопительные комплименты"
Психолог: Все мы любим получать комплименты. Я хочу предложить вам игру, во время которой вы можете сказать друг другу много комплиментов. Встаньте в круг. Постарайтесь придумать комплимент для человека, стоящего справа от вас. Подумайте о каких-либо его чертах характера. Первым начнет тот, кто стоит в начале ряда. Он поворачивается к соседу справа и говорит ему комплимент. Второй участник, в свою очередь, поворачивается к третьему, повторяет комплимент первого и добавляет к нему еще и свой и т. д
Упражнение «Достойный ответ»
Наверное, каждому приходилось бывать в ситуации, когда между вами и родителями воспитанников назревал конфликт вследствие разных взглядов на одну и туже проблему. Как найти взаимопонимание, не нарушив интересов обеих сторон? Задача: достойно ответить на «выпад».
Фразы – «выпады»
- Вы слишком высокого мнения о себе?
- Почему Вы на всех смотрите волком?
- У Вас такой страшный взгляд!
- Вы вечно на всех кричите.
Подведение итогов упражнения.
- Легко ли было выполнять задание? Принимали ли вы близко к сердцу нелесное замечание в свой адрес?
Упражнение «Да — нет»
Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».
– Россия – наша страна? – Да!
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? – Да!
– Можно ли человека обращать в рабство? – Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко? – Нет!
– Защищён ли человек законом? – Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? – Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека? – Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? – Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? – Да!
– Может ли человек владеть имуществом? – Да!
– Имеет ли человек право на социальное обеспечение? – Да!
– Можно ли запретить свободный выбор труда? – Нет!
– Защищает ли закон материнство и младенчество? – Да!
Мы достаточно много говорили о правах детей. Я надеюсь, что каждый из вас вспомнил, что каждый ребенок имеет различные права и еще раз призываю вас быть бдительными в своей профессиональной деятельности и стараться не нарушать их.
Упражнение «Волшебный портфель»
Каждый участник достает из мешочка по одному предмету и необходимо закончить фразу «Моя работа похожа на этот предмет, потому что…» и придумывает объяснение. Предмет по желанию психолога может остаться у участника как презент.
Подведение итогов.
Придумать и прокомментировать интересные идеи, которые особенно понравились в ходе проведения семинара-практикума по данной проблеме.
Заключение
В жизни можно по – разному жить:
В горе можно и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете вставать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженной солнце достать
И подарить его людям.
А. Вознесенский.
Заключительные слова психолога: Неважно, где вы сейчас стоите. Значение имеет лишь то, куда вы движетесь. Большинство неверных шагов совершаются, стоя на месте… Так что, вперёд!!! Но помните «золотое правило морали»: никогда не делай того, что не пожелал бы себе. Всех благодарю за отличную работу и активность!
Козлова Любовь Викторовна,
педагог-психолог высшей категории
МДОАУ «Детский сад № 96 «Рябинка»
комбинированного вида г. Орска»
|