Дети одинаковы, точнее, равны. Они равны и одинаковы — перед добрым и худым. Дети поначалу походят на промокашки: впитывают в себя все, что грамотно или безобразно написано родителями. Альберт Лиханов
Каждый родившийся ребенок по своему социальному и природному предназначению является продолжателем рода человеческого. Ребенок в общении с взрослыми и под их постоянным руководством и влиянием постепенно овладевает разнообразными видами деятельности, отношений, способами поведения, приобретает жизненный опыт, учится быть человеком. Поэтому так важно, какие взрослые окружают ребенка в семье, а также в детском саду, школе, в обществе в целом. И если общение Ребенок –Взрослый приобретает негативную сторону, можно говорить о насилии… Причины детского насилия скрываются в политической, социально-экономической нестабильности общества, усилении влияния псевдокультур, изменениях ценностных ориентаций родителей, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.
Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их всех объединяет одно — ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Отрицательными последствиями для здоровья являются:
- потеря или ухудшение функции какого-либо органа;
- развитие заболевания;
- нарушение физического или психического развития.
Насилие над детьми это жестокое обращение, которое может выражаться в форме:
- физического;
- сексуального;
- эмоционального насилия;
- отсутствия заботы.
Согласно ВОЗ, насилие над детьми является глобальной проблемой с серьёзными пожизненными последствиями.
Подавляющее большинство несовершеннолетних граждан нашей страны – около 65% – учатся в школах, где проводят ежедневно от 5 до 8 часов. Если прибавить сюда воспитанников детских садов, то получается, что именно педагоги могут длительный период наблюдать за поведением ребенка, его взаимоотношениями с взрослыми, сверстниками, старшими и младшими ребятами, получая презентабельную информацию о включенности подопечных в акты насилия. При сборе такой информации следует обращать внимания на ряд признаков, в том числе на внешний вид детей, особенности поведения самих ребят и их родителей.
ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО РЕБЕНОК ПОДВЕРГАЕТСЯ НАСИЛИЮ:
- РЕБЕНОК:
- эмоционально невосприимчив, равнодушен;
- грустен, печален, не испытывает чувства радости;
- сосет пальцы, монотонно раскачивается (возможен онанизм);
- замкнут в себе, задумчив, или, наоборот, агрессивен;
- "приклеивается" к любому взрослому в поисках внимания и тепла;
- испытывает ночные приступы страха, плохо спит;
- не выказывает интереса к играм.
- ночной и дневной энурез (недержание мочи);
- психосоматические жалобы: головная боль, боли в животе и области сердца, жалобы на плохое самочувствие и т. д.;
- замедленное физическое и общее развитие ребенка;
- припухлые, "заспанные" глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы;
- неопрятная одежда и другие признаки запущенности и общей неухоженности;
- на теле могут быть синяки, переломы, ожоги и другие травмы, происхождение которых ребенок не может объяснить;
- ребенок подвержен неожиданной смене настроения, в младшем возрасте – приступам боязливости;
- разговаривает сам с собой или играет в воображаемом мире намного больше остальных детей;
- демонстрирует повышенную агрессивность: ломает игрушки, легко ввязывается в драки, может выбрать малыша слабее себя, чтобы издеваться над ним;
- хвастливость, постоянное упоминание о том, какой он хороший, что он умеет делать, или же наоборот;
- чрезмерная самокритичность, убежденность, что он ничего не умеет делать, вплоть до аутоагрессии, демонстративного причинения вреда самому себе и угроз суицида.
Воспитателя должно насторожить:
- если в отношениях с взрослыми ребенок постоянно ищет одобрения или внимания, даже отрицательного, безоглядно привязывается к любому человеку, искренне проявившему к нему интерес, и пытается помешать своему кумиру вступать в тесные отношения с остальным окружением.
- Родители:
- противоречивые, путаные объяснения причин возникновения травмы у ребенка, обвинение в случившемся самого пострадавшего;
- отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью, зачастую – лишь по инициативе посторонних лиц;
- неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или преуменьшить;
- эмоциональная холодность в обращении с ребенком, отсутствие ласковых слов и жестов;
- обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве;
- негативная характеристика ребенка, возложение на него ответственности за собственные неудачи, отождествление с нелюбимым родственником;
- алкогольная или наркотическая зависимость, признаки психических расстройств или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение и т. п.).
Действия педагога:
При возникновении подозрений о возможности насилия над ребенком и первичном контакте с потерпевшим, воспитателю необходимо, не делая поспешных выводов, предпринять следующие действия.
- При отсутствии непосредственной угрозы жизни и безопасности ребенка следует незамедлительно и тщательно проверить достоверность предположений. Для этого используются беседы с самим ребенком, его братьями, сестрами и друзьями, соседями, родителями (опекунами, близкими родственниками), наблюдения за внешним видом и поведением несовершеннолетнего, знакомство с условиями проживания несовершеннолетнего дома и т.д. Полученные данные можно заносить в специальный дневник. Предпринятые совместные действия воспитателя и педагога-психолога должны привести к подтверждению или опровержению факта насилия.
Однако, тяжелее чем жестокость родителей, дети переживают насилие, в том числе эмоциональное, со стороны воспитателей в дошкольном учреждении. При выявлении подобных фактов и для предотвращения необратимых последствий педагог-психолог проводит определенную профилактическую работу со всеми субъектами процесса — с родителями, с воспитанниками и педагогами. Прервать дальнейшую эскалацию насилия в отношении детей, на наш взгляд, способны следующие меры:
- обучение методам ненасильственной педагогики и оказание психолого-педагогической помощи участникам воспитательного процесса;
- моделирование позитивных подходов к ребенку, предлагая варианты решения возникающих проблем;
- систематическое освещение проблемы насилия над детьми с целью воздействия на общественное мнение и трансформации стереотипов воспитания;
- формирование безопасной образовательной среды, в том числе посредством стимулирования педагогических работников к переосмыслению профессиональных и личностных ценностей; а также оказания психологической и иной поддержки педагогам, испытавшим ранее жестокое обращение, во избежание превращения их в агрессоров по отношению к воспитанникам детского сада;
- информирование представителей педагогического коллектива о сущности и последствиях насилия для ретрансляции в дальнейшем педагогами полученных знаний родителям;
- активное внедрение в дошкольную практику новейших педагогических технологий, психологических тренингов, ориентированных на организацию совместной деятельности дошкольников и взрослых, способной изменить систему сложившихся взаимоотношений;
- обучение детей безопасному поведению в целях защиты от агрессии окружающих;
В работе по психопрофилактике насилия над детьми отводится большая роль по работе с педагогами. В рекомендациях по обеспечению безопасности детей, педагогам необходимо предложить ряд правил поведения с детьми:
- Будьте честны с детьми. Говорите с ними честно, простыми и понятными им словами.
- Попробуйте понять чувства ребенка как можно лучше. Поговорите с ним о своих и его чувствах.
- Не позволяйте вашему гневу отражаться на отношениях с ребенком. Контролируйте свои чувства, свои реакции.
- Педагоги, подумайте, какие отношения у Вас сейчас с вашими воспитанниками и какие бы отношения Вы хотели выстроить с ним:
Я плохой, ты хороший;
Я плохой, ты плохой;
Я хороший, ты плохой;
Я хороший, ты хороший.
Обратите внимание на следующие моменты, когда Вы общаетесь с ребенком:
- Как вы сидите или стоите;
- Каково Ваше положение головы, рук;
- Каковы Ваши жесты (есть ли в них угроза);
- Каково Ваше дыхание;
- Каков Ваш голос, темп речи и тембр;
- Какова Ваша мимика – выражение лица.
Проанализировав эти данные, Вы сможете понять, что видит, слышит и чувствует ребенок, который вступает с Вами в контакт.
Мировая практика психологической помощи детям и взрослым, участвующим в процессе общения, показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения.
|