Лободенко Наталья Леонидовна. Статья «Рекомендации воспитателям ДОУ по профилактике насилия среди дошкольников»

Статья «Рекомендации воспитателям ДОУ по профилактике насилия среди дошкольников»

Дети одинаковы, точнее, равны. Они равны и одинаковы — перед добрым и худым. Дети поначалу походят на промокашки: впитывают в себя все, что грамотно или безобразно написано родителями. Альберт Лиханов

Каждый родившийся ребенок по своему социальному и природному предназначению является продолжателем рода человеческого. Ребенок в общении с взрослыми и под их постоянным руководством и влиянием постепенно овладевает разнообразными видами деятельности, отношений, способами поведения, приобретает жизненный опыт, учится быть человеком. Поэтому так важно, какие взрослые окружают ребенка в семье, а также в детском саду, школе, в обществе в целом. И если общение Ребенок –Взрослый приобретает негативную сторону, можно говорить о насилии… Причины детского насилия скрываются в политической, социально-экономической нестабильности общества, усилении влияния псевдокультур, изменениях ценностных ориентаций родителей, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.

 

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их всех объединяет одно — ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Отрицательными последствиями для здоровья являются:

  • потеря или ухудшение функции какого-либо органа;
  • развитие заболевания;
  • нарушение физического или психического развития.

Насилие над детьми это жестокое обращение, которое может выражаться в форме:

  • физического;
  • сексуального;
  • эмоционального насилия;
  • отсутствия заботы.

Согласно ВОЗ, насилие над детьми является глобальной проблемой с серьёзными пожизненными последствиями.

Подавляющее большинство несовершеннолетних граждан нашей страны – около 65% – учатся в школах, где проводят ежедневно от 5 до 8 часов. Если прибавить сюда воспитанников детских садов, то получается, что именно педагоги могут длительный период наблюдать за поведением ребенка, его взаимоотношениями с взрослыми, сверстниками, старшими и младшими ребятами, получая презентабельную информацию о включенности подопечных в акты насилия. При сборе такой информации следует обращать внимания на ряд признаков, в том числе на внешний вид детей, особенности поведения самих ребят и их родителей.

ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО РЕБЕНОК ПОДВЕРГАЕТСЯ НАСИЛИЮ:

- РЕБЕНОК:

  • эмоционально невосприимчив, равнодушен;
  • грустен, печален, не испытывает чувства радости;
  • сосет пальцы, монотонно раскачивается (возможен онанизм);
  • замкнут в себе, задумчив, или, наоборот, агрессивен;
  • "приклеивается" к любому взрослому в поисках внимания и тепла;
  • испытывает ночные приступы страха, плохо спит;
  • не выказывает интереса к играм.
  • ночной и дневной энурез (недержание мочи);
  • психосоматические жалобы: головная боль, боли в животе и области сердца, жалобы на плохое самочувствие и т. д.;
  • замедленное физическое и общее развитие ребенка;
  • припухлые, "заспанные" глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы;
  • неопрятная одежда и другие признаки запущенности и общей неухоженности;
  • на теле могут быть синяки, переломы, ожоги и другие травмы, происхождение которых ребенок не может объяснить;
  • ребенок подвержен неожиданной смене настроения, в младшем возрасте – приступам боязливости;
  • разговаривает сам с собой или играет в воображаемом мире намного больше остальных детей;
  • демонстрирует повышенную агрессивность: ломает игрушки, легко ввязывается в драки, может выбрать малыша слабее себя, чтобы издеваться над ним;
  • хвастливость, постоянное упоминание о том, какой он хороший, что он умеет делать, или же наоборот;
  • чрезмерная самокритичность, убежденность, что он ничего не умеет делать, вплоть до аутоагрессии, демонстративного причинения вреда самому себе и угроз суицида.

Воспитателя должно насторожить:

  • если в отношениях с взрослыми ребенок постоянно ищет одобрения или внимания, даже отрицательного, безоглядно привязывается к любому человеку, искренне проявившему к нему интерес, и пытается помешать своему кумиру вступать в тесные отношения с остальным окружением.

- Родители:

  • противоречивые, путаные объяснения причин возникновения травмы у ребенка, обвинение в случившемся самого пострадавшего;
  • отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью, зачастую – лишь по инициативе посторонних лиц;
  • неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или преуменьшить;
  • эмоциональная холодность в обращении с ребенком, отсутствие ласковых слов и жестов;
  • обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве;
  • негативная характеристика ребенка, возложение на него ответственности за собственные неудачи, отождествление с нелюбимым родственником;
  • алкогольная или наркотическая зависимость, признаки психических расстройств или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение и т. п.).

Действия педагога:

При возникновении подозрений о возможности насилия над ребенком и первичном контакте с потерпевшим, воспитателю необходимо, не делая поспешных выводов, предпринять следующие действия.

  • При отсутствии непосредственной угрозы жизни и безопасности ребенка следует незамедлительно и тщательно проверить достоверность предположений. Для этого используются беседы с самим ребенком, его братьями, сестрами и друзьями, соседями, родителями (опекунами, близкими родственниками), наблюдения за внешним видом и поведением несовершеннолетнего, знакомство с условиями проживания несовершеннолетнего дома и т.д. Полученные данные можно заносить в специальный дневник. Предпринятые совместные действия воспитателя и педагога-психолога должны привести к подтверждению или опровержению факта насилия.

Однако, тяжелее чем жестокость родителей, дети переживают насилие, в том числе эмоциональное, со стороны воспитателей в дошкольном учреждении. При выявлении подобных фактов и для предотвращения необратимых последствий педагог-психолог проводит определенную профилактическую работу со всеми субъектами процесса — с родителями, с воспитанниками и педагогами. Прервать дальнейшую эскалацию насилия в отношении детей, на наш взгляд, способны следующие меры:

  • обучение методам ненасильственной педагогики и оказание психолого-педагогической помощи участникам воспитательного процесса;
  • моделирование позитивных подходов к ребенку, предлагая варианты решения возникающих проблем;
  • систематическое освещение проблемы насилия над детьми с целью воздействия на общественное мнение и трансформации стереотипов воспитания;
  • формирование безопасной образовательной среды, в том числе посредством стимулирования педагогических работников к переосмыслению профессиональных и личностных ценностей; а также оказания психологической и иной поддержки педагогам, испытавшим ранее жестокое обращение, во избежание превращения их в агрессоров по отношению к воспитанникам детского сада;
  • информирование представителей педагогического коллектива о сущности и последствиях насилия для ретрансляции в дальнейшем педагогами полученных знаний родителям;
  • активное внедрение в дошкольную практику новейших педагогических технологий, психологических тренингов, ориентированных на организацию совместной деятельности дошкольников и взрослых, способной изменить систему сложившихся взаимоотношений;
  • обучение детей безопасному поведению в целях защиты от агрессии окружающих;

В работе по психопрофилактике насилия над детьми отводится большая роль по работе с педагогами. В рекомендациях по обеспечению безопасности детей, педагогам необходимо предложить ряд правил поведения с детьми:

  • Будьте честны с детьми. Говорите с ними честно, простыми и понятными им словами.
  • Попробуйте понять чувства ребенка как можно лучше. Поговорите с ним о своих и его чувствах.
  • Не позволяйте вашему гневу отражаться на отношениях с ребенком. Контролируйте свои чувства, свои реакции.
  • Педагоги, подумайте, какие отношения у Вас сейчас с вашими воспитанниками и какие бы отношения Вы хотели выстроить с ним:

Я плохой, ты хороший;

Я плохой, ты плохой;

Я хороший, ты плохой;

Я хороший, ты хороший.

Обратите внимание на следующие моменты, когда Вы общаетесь с ребенком:

  • Как вы сидите или стоите;
  • Каково Ваше положение головы, рук;
  • Каковы Ваши жесты (есть ли в них угроза);
  • Каково Ваше дыхание;
  • Каков Ваш голос, темп речи и тембр;
  • Какова Ваша мимика – выражение лица.

Проанализировав эти данные, Вы сможете понять, что видит, слышит и чувствует ребенок, который вступает с Вами в контакт.

Мировая практика психологической помощи детям и взрослым, участвующим в процессе общения, показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения.

Просмотров: 422
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Мялицына О.П.. Родительское собрание «Неужели таким может быть мой ребенок?...»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Горзина Елена Викторовна. НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе тема: «Хороший и плохой язык»
  • Абзалова Наталья Леонидовна. Конспект беседы с родителями на тему: «Можно ли наказывать ребенка»
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Седова Дарья Сергеевна. Статья и мастер-класс по теме: «Поющий ребенок – здоровый ребенок»
  • Корчина Лилия Александровна. Опыт работы по воспитанию здоровьеформирующей культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к своему здоровью
  • Бондарева Е.В. Лондарева ЕА.. «Если ребенок врет…»
  • Если ребенок заболел гриппом (ОРВИ)
  • Оксана Владимирова. Как вести себя, если ужалила ребенка пчела
  • Выграненко Екатерина Николаевна, Буглова Юлия Владимировна. Межличностные отношения ребенка с другими детьми
  • Белошапка Людмила Григорьевна. Консультация для родителей ТЕМА: «Ребенок играет»
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Сухорукова Наталья Алексеевна. Досуг для детей и родителей с использованием ИКТ Ток — шоу «Это мой ребенок»
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Болдина Елена Александровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ «Социальное развитие ребенка через формирование гендерной принадлежности»
  • Залуцкая Евгения Викторовна. ЕСЛИ ВАМ НЕ НРАВЯТСЯ НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ВАШЕГО РЕБЕНКА
  • Гусева Елена Николаевна. Ребенок не умеет играть……
  • Старкова Таисия Сергеевна. Как по рисунку определить, какие проблемы у ребенка.
  • Главный Редактор. Можно ли самим научить ребенка английскому?
  • Мравян Оксана Юрьевна. СТАТЬЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Вы и Ваш ребенок»
  • Ливенцова Надежда Сергеевна. Основные направления психолого-педагогической помощи педагогам ДОУ в работе с гиперактивными детьми
  • Елена Казанова. Ликбез для родителей: готов ли ребенок к школе в 6, 5 лет?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь