Бабина Ирина Михайловна. Деловая игра: для педагогов «Права ребенка. Знаем. Соблюдаем»

Деловая игра: для педагогов «Права ребенка. Знаем. Соблюдаем»

Подготовила: педагог-психолог МАДОУ № 29 г. Салавата Республики Башкортостан Бабина Ирина Михайловна

Цель: повышение уровня знаний по вопросам нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Теоретическая часть:

Правовое образование дошкольников.

С момента рождения ребенок зависим от окружающих: он настолько мал, что сначала даже не может перевернуться без посторонней помощи. Потребуется немало времени, чтобы малыш подрос, начал ходить, научился говорить, получил воспитание и образование и стал, наконец, дееспособным гражданином, обладающим всеми правами взрослого человека. Но, несмотря на беспомощность и недостаток опыта, любой ребенок – это, в первую очередь, человек. Только родившись, он сразу обладает определенными правами и свободами, которые регулируются законодательными актами и документами. Помимо документов, регламентирующих права несовершеннолетних в каждой цивилизованной стране, многими странами ратифицированы международные документы о правах ребенка. Эти документы имеют наивысший приоритет, более того, их ратификация накладывает на страны-участницы определенные обязательства по защите и внедрению улучшений в этой области.

Какой международный документ закрепляет основные права ребенка?

На данный момент существует три основных международных документа, и все они приняты Организацией Объединенных Наций:

  1. Декларация прав ребенка;
  2. Конвенция о правах ребенка;
  3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Главным документом, определяющим и закрепляющим основные права ребенка, выступает Конвенция.

 

Именно в ней несовершеннолетний впервые предстает как субъект права, самостоятельная личность, наделенная всеми правами и свободами человека.

Список международных правовых документов, определяющих права детей

Декларация 1924 и 1959 годов

На самом деле самым первым документом была Женевская Декларация прав ребенка, принятая в ноябре 1924 года. Основной посыл документа – «ребенок не товар». Это была первая попытка на международном уровне защитить несовершеннолетних, улучшить их положение, противостоять детскому труду и рабству.

В Декларации были сформулированы пять принципов:

  1. у несовершеннолетнего должны быть возможности и средства для его физического и духовного развития;
  2. голодного ребенка накормить, больному – помочь, сироту приютить, ошибающегося – поправить;
  3. в сложное время первая помощь – детям;
  4. он должен быть защищен от любой формы эксплуатации;
  5. малышей нужно воспитывать с мыслью, что он должен приносить пользу другим людям.

В 1959 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята новая Декларация, в которой все, кто так или иначе имеет какое-то влияние на жизнь несовершеннолетних – правительства, местные власти, родители, общественные организации, — призываются к признанию свобод юных граждан и их соблюдению.

В Декларации особо подчеркивается, что права и свободы распространяются на всех малышей без исключения независимо от пола и расы, религии и состояния здоровья, социального и материального положения семьи.

В десяти основных принципах декларируются права несовершеннолетних на:

  • имя и гражданство;
  • любовь, заботу и понимание родителей и других членов семьи;
  • материальное обеспечение и социальную защиту;
  • образование и медицинскую помощь;
  • воспитание и развитие;
  • защиту от любых форм эксплуатации, от жестокого обращения и унижений.

Конвенция ООН 1989 года

Конвенция 1989 года углубляет и расширяет перечень положений, определенных в Декларации. Здесь большое внимание уделяется не только основным правам человека (на жизнь и материальное обеспечение), но и социально-нравственным аспектам воспитания и развития, особой заботе о детях, попавших в сложную жизненную ситуацию.

Конвенция обеспечивает права ребенка с нескольких сторон:

  • базовые – неотъемлемое право на жизнь, на имя и гражданство, право знать своих родителей и жить в семье, окруженный заботой и любовью, на жилище, пищу и чистую воду, на медицинскую помощь, на защиту от насилия;
  • социальные – на получение образования, на достойное физическое, интеллектуальное, духовное развитие, на свободу совести и религии, право иметь свое мнение и свободно его выражать, на неприкосновенность частной жизни;
  • в сложных ситуациях дети, оставшиеся без попечения родителей, сироты или беженцы имеют право на особую помощь и поддержку государства, дети-инвалиды или с особым уровнем умственного или физического развития должны быть максимально интегрированы в общество, они имеют право на дополнительные социальные блага.

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних

До достижения восемнадцати лет человек считается несовершеннолетним, еще не до конца сформированным нравственно и психически, поэтому в случае совершения им правонарушений к нему применяется смягченное наказание, направленное, скорее, на корректировку поведения, а не на карательные меры.

В 1985 году ООН были приняты так называемые Пекинские правила – рекомендации странам-участницам, в которых определяются понятия правонарушения несовершеннолетних, цели правосудия в их отношении, возраст уголовной ответственности несовершеннолетних, возможные меры воздействия, а также принципы вынесения судебного решения и выбор мер воздействия.

На основании этих правил в законодательстве стран-участниц приняты специальные уголовно-правовые режимы для несовершеннолетних.

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей

В сентябре 1990 года в Нью-Йорке на специальной встрече, посвященной интересам несовершеннолетних, были подняты такие проблемы, как детская уязвимость и постоянная подверженность опасностям.

Это войны и голод, расовая дискриминация и нищета, недоедание и болезни, жестокость взрослых или их халатность.

Так как, объединившись, страны могут реализовать программы, обеспечивающие юным гражданам базовые потребности в выживании, то на этой встрече была принята соответствующая Декларация, обязывающая участников к принятию мер по возобновлению экономического роста, снижению голода, распространению образования, усилению медицинской помощи, а также заботе об окружающей среде.

Главной же задачей стала полная ратификация и осуществление положений Конвенции во всех странах без исключения.

Ратификация Россией

В Российской Федерации ратифицирована Конвенция о правах ребенка. Более того, этот документ является базовым для разработки законодательных и нормативных актов в области защиты детей и их прав.

Основными законами, которые в России регулируют правовое положение несовершеннолетних, являются:

  • Конституция РФ;
  • Семейный Кодекс РФ;
  • закон «Об основных гарантиях и правах ребенка в РФ»;
  • закон «Об образовании».

Все они ни в коей мере не противоречат международной конвенции, но лишь дополняют и конкретизируют ее.

Обратите внимание на экран.

На экране картинки, о каких правах они рассказывают.

1- право на отдых, право на воспитание в семье или на попечении тех, кто обеспечит наилучший уход, право на достаточное и качественное питание 2. – говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдение обрядов своей культуры, право на приемлемый уровень жизни, выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов. 3 – право на досуг, право на заботу со стороны взрослого, право на особую заботу и обучение.

1. Кому принадлежат слова о том, что счастье всего мира не стоит одной слезы невинного ребенка?

а) А.П. Чехову

б) Ф.М. Достоевскому +

в) А.М. Горькому

2. В каком году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка?

а) 1948 г.

б) 1959 г. +

в) 1966 г.

3. В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?

а) 1968 г.

б) 1982 г.

в) 1989 г. +

4. ООН считает человека ребенком от рождения до:

а) 16 лет

б) 18 лет +

(Согласно статье 1 ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте).

в) 19 лет

5. Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья и т.д.) могут влиять на неодинаковое использование детьми своих прав?

а) таких различий нет +

(Согласно статье 2 все права распространяются на всех детей независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения).

б) национальная принадлежность

в) состояние здоровья.

6. Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка?

а) педагоги

б) родители +

(Согласно статье 18, родители совместно несут основную ответственность за воспитание ребенка. Государство должно оказывать им надлежащую помощь).

в) члены правительства.

7. На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми, оставшимися без родителей?

а) на благотворительные организации

б) на иностранных спонсоров

в) на государство +

(Согласно статье 20, государство обязано обеспечить социальную защиту ребенка лишенного семейной среды, и обеспечить соответствующее учреждение по уходу за детьми).

8. Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая:

а) не указана в официальных справочниках

б) может мешать образованию и вредить здоровью +

(Согласно статье 32, ребенок имеет право на защиту в случаях, когда ему поручается работа, представляющая опасность для его здоровья, образования или развития. Государство должно установить минимальный возраст для приема на работу и определять требования в отношении условий труда).

в) не соответствует интересам и склонностям ребенка.

9. Какой стиль воспитания не совместим с правами ребенка?

а) демократический;

б) авторитарный.

Педагоги делятся на две команды.

2 задание — «Опровергни высказывание» Задание в конвертах каждая команда вытягивает для себя.

Ваша задача: согласиться или нет с высказываниями, которые приведены в ваших конвертах и объяснить.

У детей есть только одно право: делать то, что им велят родители и воспитатели. Все остальные права приходят в свое время, когда закон наделяет человека полной правовой ответственностью.

(В статье 2 говорится о том, что все права распространяются на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации и принимает необходимые меры по защите его прав).

Ребенок должен жить в своей семье, не смотря на то, что это противоречит его наилучшим интересам.

(В соответствии со статьей 9 ребенок имеет право жить со своими родителями, за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка. Ребенок, также имеет право сохранить связь с обоими родителями, в случае разлучения с одним из них или с обоими).

Ребенок до совершеннолетия не имеет права покидать пределы страны. Выезд или въезд считается, нарушением закона т.к. связан с нарушением государственной безопасности и рассматривается оперативным образом.

(Согласно статье 10 Выезд или въезд воссоединения семьи рассматриваются гуманным и оперативным образом. Право ребенка и его родителей посещать любую страну включая свою собственную и возвращаться в свою страну. (если только это не противоречит установленным законам и не связано с государственной безопасностью, нарушением общественного порядка, такие ограничения могут действовать в отношении права покидать страну).

3. «Сказка — ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»

Сказка учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость. Сказка запечатлевает взаимоотношения людей, высмеивает пороки, встаёт на защиту обездоленных, выражает мечты о торжестве добра над злом.

Сейчас на экране появятся иллюстрации к известным вам сказкам. Ваша задача: назвать сказку, рассказать, что произошло, какое право нарушено.

Волк и семеро козлят

Волк, проникнув в домик козлят, съел их.

Право на жизнь.

Гуси-лебеди

Гуси–лебеди по приказу Бабы Яги украли Иванушку и унесли в тёмный лес.

Право на жизнь в семье со своими родителями.

Морозко

Мачеха обижала Настеньку, ругала её, даже заставила старика увезти девушку в лес и оставить там одну.

Право на безопасные условия жизни, не подвергаться жестокому и небрежному обращению.

Лиса и Журавль

Лиса обманула Журавля и подала ему так еду, что Журавль остался голодным.

Право на хорошее питание.

Заюшкина избушка

Лиса обхитрила Зайчика и выгнала его из собственной избушки.

Право на неприкосновенность жилища.

Крошечка-Хаврошечка

Девушку заставляли трудиться с утра до вечера. Она одна выполняла всю работу по дому.

Право на отдых и досуг.

Царевна-лягушка

Иван-царевич, узнав, что лягушка, сбросив кожу, превращается в прекрасную девушку, сжёг эту кожу.

Право на свою тайну.

По щучьему велению

Царь-отец хотел сам найти для дочери жениха и не разрешал ей выходить замуж за того, кого она выбрала.

Право свободно выражать своё мнение.

О царе Салтане

Царь Салтан приказал царицу и сына тайно бросить в бездну вод

Нарушены права, охраняющие материнство и детство.

4. «Решение ситуаций»

Ситуация № 1

Воспитатель забрал ремень у ребенка, которым тот размахивал во время раздевания после прогулки, и убрал на шкаф. Вечером отец мальчика потребовал объяснения от воспитателя поскольку, по его мнению, были нарушены права ребенка.

Вопросы:

- Считаете ли Вы, что в данной ситуации, было нарушено право ребенка? Какое?

- Покажите последовательность этапов Вашей беседы с отцом мальчика. Подтвердите свои аргументы статьями из Конвенции о защите прав ребенка.

Ситуация № 2

Средняя группа. Завтрак. Воспитатель повязывает «слюнявчик» девочке, родители которой, забирая девочку вечером, постоянно делают воспитателю замечания по поводу неопрятной одежды ребенка. Девочка наотрез протестует против этого.

Вопросы:

- Нарушает ли воспитатель права ребенка в данной ситуации?

Если да, то какие?

- Реальна такая ситуация в Вашей группе?

Если да, то как Вы находите из нее выход?

Ситуация №3

Ваш ребенок принес из дома в детский сад большую яркую игрушку, которая стала предметом общей забавы и мешала педагогу проводить занятия. Воспитатель решила избавиться от игрушки, но ребенок закапризничал. Тогда ему предложили посидеть до конца занятия в раздевалке.

Вопросы:

- Ущемлены ли в данной ситуации права ребенка?

- Ваш выход из подобной ситуации?

Ситуация №4

В группу пришел новенький. Он плохо говорит по-русски. Чтобы не тратить на него время, воспитатель игнорирует его на занятии, занимаясь только с теми детьми, которые говорят хорошо.

Вопросы:

- Ущемлены ли в данной ситуации права ребенка? Если да, то какие?

-Как Вы бы действовали в подобной ситуации?

5. «Волшебный мешочек»

Чтобы подвести итог нашего мероприятия вам предлагается поиграть в игру «Волшебный сундучок». Из сундука по очереди достаются предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо объяснить значение каждого предмета с точки зрения прав человека.

  1. Свидетельство о рождении. Что это за документ? О каком праве он напоминает? (о праве на имя).
  2. Сердечко. Какое право может обозначать сердце? (о праве на заботу и любовь).
  3. Домик. Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (о праве на имущество).
  4. Букварь. О каком праве напоминает эта книга? (о праве на образование).
  5. Игрушечные утенок и утка. О чем напоминают эти игрушки? (о праве ребенка быть вместе с мамой).

На примере этих игр мы убедились в том, как личность взрослого воздействует на психоэмоциональное состояние ребенка, и приобрели навыки конструктивного взаимодействия в учебном процессе.

Таким образом, на занятиях и в повседневной жизни необходимо разыгрывать ситуации, в которых дети принимали бы самостоятельные решения, подводящие к мысли, что все люди имеют одинаковые права.

Я предлагаю вам сыграть в игру, которая называется «Разрешается или запрещается». Сейчас мы проверим, вашу внимательность. Вы должны дать верный ответ словами: «разрешается» или «запрещается».

Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Строго… запрещается.

С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить-

Это… разрешается.

Рисовать и петь, учиться,

Если заболел — лечиться.

Это… разрешается.

Этот трудится ребенок,

Мало у него силенок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа…запрещается.

Дома маме помогать,

Старших уважать,

Малышей не обижать …разрешается.

Если что-нибудь не так

В делах получается

Слушать мнение ребенка …разрешается.

Просмотров: 830
Категория: По направлениям » Для детского сада » Правовые занятия для детей




Другие новости по теме:

  • Михелева Надежда Сергеевна. Проект по ознакомлению дошкольников и их родителей с правами ребенка «Имеем право»
  • Макарова Галина Николаевна. Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе «ПРАВО РЕБЕНКА НА МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ»
  • Ментух Татьяна Михайловна. «ПРАВА РЕБЕНКА – СОБЛЮДЕНИЕ ИХ В СЕМЬЕ»
  • Неонила Анатольевна Тихвинская. Презентация 'Права ребенка'
  • Монако Лилия Федоровна. Конспект занятия в средней группе «Права ребенка»
  • Редактор. Декларация прав ребенка
  • Игнатьева Юлия Михайловна. Конспект мастер-класса с педагогами на тему «Права ребенка»
  • Федорова Анжелика Юрьевна. Сценарий Мирового кафе «Права ребенка».
  • Ольга Гончар. Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе Тема: «Права ребенка на имя».
  • Авраменко Наталья. Интегрированное занятие по социализации личности ребенка «Мои права» в старшей группе
  • Шлыкова Оксана Александровна, Логачева Наталия Николаевна. Образовательная деятельность «Права ребенка»
  • Макович Елена Николаевна. Комплексное занятие по теме «Дети имеют право на охрану здоровья и медицинское обслуживание» для детей старшей группы детского сада.
  • Мария Максимовна Акишева. Конспект занятия по правовому воспитанию (для детей подготовительной к школе группы) «Каждый имеет право на имя»
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Бочкова Екатерина Сергеевна. Проект «Право на жизнь»
  • Погосьян Марина Васильевна. Деловая игра. Справочное педагогическое бюро 'Защита прав и правовое воспитание ребенка'.
  • Жданова Наталья Николаевна. Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по воспитанию умения соблюдать свои права и права других людей «Мишка-топтыжка и странное происшествие»
  • Лидия Никонова. Конспект НОД в старшей группе «Право на жильё и неприкосновенность».
  • Исмаилова Севиндж Гудрат Кызы. Персональная выставка творческих работ ребенка «Мир глазами ребенка»
  • Клементьева Наталья Константиновна. Варианты заданий и упражнений для формирования и развития понятий «лево – право»
  • Анастасия Солянкина. Конспект игрового занятия по ознакомлению дошкольников с Конвенцией ООН о правах ребенка старшей группы. «В гостях у Конвенции»
  • Гамазина Оксана Александровна. Консультация для родителей - Нарушение прав ребенка в нормальных семьях
  • Володькина Марина Викторовна. Сценарий семейной гостиной «Право имею»
  • Шумилова Екатерина Анатольевна. Консультация для родителей «О ПРАВАХ РЕБЕНКА…»
  • Ольга Ошева. МАДОУ 'Центр развития ребенка Детский сад №11, воспитатель 1КК, НОД ' Путешествие в страну Грамоты'
  • Иванова Лилия Викторовна. «Право ребёнка на пользование услугами системы здравоохранения, средствами лечения болезней и восстановление здоровья – статья№21»
  • Егорова Евдокия Ивановна. Знакомство с Декларацией прав ребенка для детей старшего возраста
  • Тимченко Ольга. Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ 'День прав ребенка'
  • Бунятова Юлия Владимировна. Дискуссия-диалог с дошкольниками на тему: «Я ИМЕЮ ПРАВО»
  • Верещагина Виктория Игоревна. Родительское собрание «Охрана прав и достоинств ребенка»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь