Краснодарский край ст. Каневская МАДОУ детский сад № 10
воспитатель Рогудеева Елена Аведовна
воспитатель Игнатьева Юлия Михайловна
Цель: повысить правовую культуру педагогов ДОУ.
Задачи:
- расширение знания педагогов о содержании документов регулирующих права ребенка
- ознакомление педагогов с формами работы по правовому воспитанию с детьми и их родителями.
Ход мастер-класса:
1 часть – теоретическое обоснование
Обучая других, учись и сам. В нашем меняющемся мире каждый должен знать свои права, соблюдать их и защищать, а педагог в первую очередь. В противном случае, чему мы научим других, не обладая знаниями сами.
С наступлением 21 века эта проблема защиты прав человека стоит остро. А особенно права ребенка. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений и т.д. – это необходимые условия гармоничного существования современного человека.
Существует целый ряд нормативно-правовых и организационных материалов по правам ребенка.
- Декларация прав ребенка (принята ООН в 1959 году).
- Конвенция о правах ребенка (принята ООН 20 ноября 1989 года).
- Конституция Российской Федерации.
Каждый ребенок должен знать свои права, быть юридически грамотным. Воспитатели и весь педагогический коллектив детского сада являются основными участниками правового воспитания детей. В ДОУ для решения задачи по правовому воспитанию дошкольников, создается план работы, включающий в себя работу с родителями и детьми.
Закрепление представлений детей о своих правах должно найти отражение в интеграции образовательных областей. Главными путями реализации задач являются игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме бесед с детьми, чтение художественных произведений, использование технических средств обучения: видео и аудиопродукции, путешествий, экскурсии, развивающие и познавательные игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые детьми. Очень важно дать возможность детям применить полученные знания в практической деятельности – творческих и развивающих играх, попытаться использовать эти знания в общении с другими детьми, в праздниках и развлечениях.
2 часть – практическое занятие
Для формирования у детей начальных представлений о правах, уважения к другим людям, свободах, и терпимости важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.
Сегодня мы с вами рассмотрим несколько форм работы с детьми по правовому воспитанию.
Для начала давайте выясним, какими знаниями в этом вопросе владеете вы.
1. В каком возрасте человек считается ребенком, по мнению ООН?
- 0 – 16 лет
- 0- 14 лет
- 0- 18 лет
2. Какие права ребенка обязуются обеспечивать и уважать государства — участники Конвенции ООН о правах ребенка?
- Комплекс социальных, политических, экономических, гражданских и культурных прав.
- Право на жизнь, на отдых и досуг, свободно выражать свои мысли,
- Право на образование, на семейные связи, на жизнь.
3. На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребенка?
- Педагоги
- Родители
- Государство
4. Основная ячейка общества и естественная среда для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей это:
5. Согласно Конвенции, ребенок:
- Как и взрослый, должен обладать всем спектром основных прав и свобод человека
- Ограничен в своих правах по сравнению со взрослым
- Имеет больше прав, чем взрослый
6. Кто главные защитники прав и свобод ребенка?
? Родители
? Усыновители, опекуны, попечители, осуществляющие в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, заботу, образование, воспитание, защиту прав и интересов ребенка.
? Все выше перечисленные.
7. Жестко, грубо, оскорбительно имеют право себя вести?
? Педагоги
? Родители
? Никто
Ну, вот мы с вами немного вспомнили, что это такое — права ребенка. А теперь давайте вспомним, какие же права прописаны в Конвенции. Я предлагаю вам продолжить фразу:
1. Мама работала,
Папа трудился,
А я в детском садике все находился.
Все кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на … (отдых)
2. Всех по-разному зовут:
Кот — Мурлыка,
Пес — Барбос,
Даже нашу козочку
Зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила
Все имеют своё … (имя)
3. Чтобы вырасти успешным
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Недостаточно питанья
Мы использовать должны
Право на … (образование)
4. Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина,
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только … (врач)
5. Сказка учит нас, друзья
Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку
Даже глупому мышонку.
Ох, как нужно нам оно
Это право на … (жильё)
Какие еще права вы помните?
Вот мы с вами вспомнили, какие права есть у ребенка, а теперь давайте вспомним сказки и подумаем, какие же права там нарушались. Мы посмотрим, как вы знаете литературные произведения и их героев.
I. Сказка «Заюшкина избушка»
- Какое право нарушила лиса? (право на неприкосновенность жилья)
- Кто защитил и помог восстановить права зайца? (петух)
- Какое право петух нарушил? (право на жизнь)
- Чьи нарушил петух права? (лисы)
II. Сказка «Гуси- лебеди»
- Какое право гуси- лебеди нарушили украв Иванушку? (право на личную неприкосновенность)
- Какое право нарушила Баба — Яга (право на жизнь)
- Кто помог девочке выручить братика? (печь, яблоня, река)
III. Сказка «Красная Шапочка»
- Кто нарушил права на личную неприкосновенность? (волк)
- Кого лишил жизни волк? (бабушку, Красную Шапочку)
- Какое право нарушили дровосеки? (установление виновности законным, справедливым судом)
- Кто нарушил право на жизнь Красной Шапочки? (Мама. Нельзя отпускать в лес маленьких детей)
IV. Сказка «Лягушка- путешественница».
- О каком праве говорится в этой сказке? (о праве на свободное передвижение)
- Кто помог лягушке воспользоваться этим правом? (утки)
У вас на столах лежат картинки с изображением литературных героев, а также листы с различными статьями Конвенции. Ваша задача приклеить героев сказок к тем правам, которые у них были нарушены.
Назвать статью, которая, по вашему мнению, подходит к данному литературному произведению. Те статьи Конвенции, о которых мы будем говорить, лежат у вас на столах.
Как известно, лучше запоминается то, что вызывает в памяти человека какие – либо ассоциации. Вот сейчас увидим, какие ассоциации с литературными произведениями вызовут у вас статьи Конвенции.
(ответы педагогов)
У нас есть "Волшебный сундучок". Я буду доставать из нашего «Волшебного сундучка» различные предметы, а вы должны сказать о каком праве нам этот предмет напоминает.
Начнем!
Свидетельство о рождении.
Что это за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя).
Сердечко.
Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь).
Домик.
Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество).
Конверт.
О чем напомнил конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать).
Букварь.
О каком праве напоминает книга? (О праве на образование).
Игрушечный цыпленок и курица. О чем напоминают эти игрушки? (О праве ребенка быть вместе с мамой).
А теперь ваши предложения, что еще может лежать в сундучке?
Сегодняшние дети – это граждане завтрашнего мира, и их выживание, защита и воспитание является обязательными условиями развития человечества в будущем. Защита прав детей – это дело всего общества.
Список литературы:
- «Беседы о правах ребенка», Т.А. Шорыгина, 2011г.
- «Занятия с детьми о правах», Е.Л. Кардаш, 2003г.
- «Я – ребенок, и я имею право», Н.Г. Зеленова, 2007г.
- «Изучаем права человека», В.А. Антонова, 1996г.
- «Беседы об ответственности и правах ребенка», О.И. Давыдова, 2008г.
|