Разработана воспитателем МДОУ д/с № 28 «Родничок» г.Воскресенска Московской области Бунятовой Юлией Владимировной
Цель:
в процесссе дискуссии сформировать у детей первоначальные правовые знания
Скачать конспект
Задачи:
- В интересной и занимательной форме дать знания детям о том, что у каждого человека есть права; познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с правами ребёнка.
- развивать мыслительную активность, понимание того, что соблюдение прав ребёнка очень важно, а человеческое достоинство присуще всем людям; активизировать познавательный процесс, пополнять словарный запас у детей, развивать творческие способности детей.
- воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям, доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, умение строить человеческие взаимоотношения на основе дружелюбия и национального согласия.
Оборудование и материалы:
- Буквы (заглавные буквы имён детей, принимающих участие в игре –дискуссии)
- микрофон
- ноутбук, мультипликационные фильмы «Азбука права. Смешарики»;
- аудиозапись песни «Дружат дети всей Земли»
для аппликации:
- изображение детей разных национальностей
- лист ватмана с изображением в центре его нашей планеты
Ход дискуссии:
Воспитатель:
В своих правах мы все равны: И взрослые и дети. Все расы, веры, языки – Все люди на планете.
На любовь имеют право Все ребята на Земле, На заботу и на ласку, Право жить в своей семье.
В дом без спроса к вам никто Заходить не может. Ваши вещи и добро Брать не может тоже.
Сохранить своё здоровье – Право есть у нас такое. Заболеть, когда случиться – Каждый вправе полечиться.
Никто не может вас пытать, Делать больно, обижать. Вы запомните одно – Бить людей запрещено.
О правах своих послушал И запомни крепко их. Только знай, что очень нужно Уважать права других.
Этих прав лишить не может Вас никто и никогда. Право каждое поможет Быть счастливым вам всегда!
Я сейчас произнесла слово «право». А что это значит?
(ответы детей).
Воспитатель: Право – это то, без чего человек не может жить достойно. Права не нужно покупать, зарабатывать, они принадлежат вам просто потому, что вы люди. На нашей планете живут взрослые и дети. Взрослые пользуются правами, которые у них есть: право на жизнь, право на работу, право получать зарплату, право на отдых, на медицинскую помощь и много других прав.
Просмотр мультфильма «Азбука прав ребёнка» Выпуск 1.
Воспитатель: «Как вы думаете, а у детей есть права?»
(ответы детей).
Воспитатель сажает детей вокруг стола и предлагает поиграть. Детям раздаются буквы – первая буква имени ребёнка (буквы готовятся заранее).
Воспитатель: Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени. У нас у всех есть своё имя.
Едва рождаемся на свет, Дают родители нам имя, Есть в каждом имени секрет, И важно знать, что значит имя!
На свете есть имён немало, Нам имя, жизни ключ вручает, Ведь имя – как реки начало, Оно судьбу определяет!
В любом году, любого века, Не забывайте никогда: Даётся имя человеку, Один лишь раз, и навсегда! (Сергей Кашлев)
Просмотр мультфильма «Азбука права» часть 3 «Право на имя»
Воспитатель: «Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться?», поднимает вверх букву «Ю» и говорит в микрофон: «Я – Юлия, а вы кто?» и даёт микрофон ребёнку.
Дети поочереди отвечают на вопрос воспитателя, поднимая заглавные буквы своего имени и называют его.
Воспитатель дискутирует с детьми, задавая вопросы:
Пример: Воспитатель: «Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться?», поднимает вверх букву «Ю» и говорит в микрофон: «Я – Юлия, а ты кто?» и даёт микрофон ребёнку.
Ребёнок: поднимает букву А и говорит Я-Антон.
Воспитатель: «А кто же тебя так назвал?»
Ребёнок: «Так меня назвали мама и папа.»
Воспитатель: «Молодец! И сразу закрепляя фразу ребёнка и фиксируя внимание других детей говорит: Родители назвали вас разными именами. Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят все члены семьи. Значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят.»
Игра –дискуссия продолжается. Микрофон передаётся по кругу.
Во втором этапе дискуссии воспитатель говорит: «Ребята, а вам интересно, какие права ещё есть у детей? Давайте посмотрим. Мультфильм «Азбука права 5 часть»
После просмотра воспитатель говорит: Пину было плохо, когда Би-би шумел, скакал. У него даже голова заболела. Поэтому он отобрал весёлую игрушку и дал ему скучную книгу. Пин любит своего Би-би?
Дети: «Нет»
Воспитатель: «Конечно, любит, просто потому, что Би-би есть. Он не оставил Би-Би без игры, а лишь заменил её на более спокойную. Пин любит Би-би и понимает. И дети всего мира имеют право на то, что бы их любили и понимали. Я знаю, что ваши папы и мамы тоже вас любят и понимают. Они играют с вами.
Воспитатель: «Дети имеют право на любовь и понимание» Каждому ребёнку предлагают высказаться в микрофон о том, как его любят и понимают родители, о том в какие игры они вместе играют. Неактивных детей воспитатель вовлекает в процесс дискуссии-диалога, делая акцент на предыдущих ответах детей. Неактивному ребёнку предлагают озвучить ответ активного ребёнка, похвалить и повтором фразы закрепить понятие определённого высказанного права.
После дискуссии воспитатель: «Ребята, каждый ребёнок имеет право расти и развиваться. Давайте об это посмотрим мультфильм «Азбука права. Часть 2»
После просмотра воспитатель спрашивает детей: «Что такое «расти» вы знаете? А «развиваться»?
Дети дискутируют, воспитатель акцентирует на правильности высказываний: «Правильно, это значит, становиться умнее, сильнее, добрее.»
Воспитатель: «Давайте представим, что в одной семье родились дети, а никто с ними не занимается, не учит ходить, говорить, играть. Не водит их в больницу ставить прививки от болезней, не лечит их. Не читает им сказки, не учит играть с мячом. И вот им уже много лет, а они ничего не умеют. Смогут ли они стать взрослыми? Здоровыми, умными и сильными.»
Дети дискутирую, воспитатель активно участвует в дискуссии и направляет детей на правильное понимание.
Воспитатель: раздаёт детям заранее подготовленные изображения детей разных национальностей. На дискуссионный стол кладётся лист ватмана, в середине заранее приклеен земной шар.
Воспитатель: «Представьте, что над вашими головами светит ласковое, тёплое солнышко, которое греет ваши плечи и нежно прикасается своими лучиками. Повернитесь парами друг к другу. Прикоснитесь к соседу и проведите ладошками по его плечам. А теперь повернитесь ко мне.»
Воспитатель задаёт вопрос детям, к которым прикасались другие дети ладошками: «Что вы почувствовали?
Дети отвечают: «Любовь. Тепло. Заботу»
Воспитатель: «Правильно, а ведь это право на любовь и понимание»
Воспитатель: «У вас в руках изображения детей разных национальностей. На листе бумаге изображена наша планета. Люди разных национальностей живут на нашей планете. И у нас в группе есть дети разных национальностей.»
Воспитатель приглашает подойти к себе детей (называет фамилии, имена)
Воспитатель подходит к каждому из детей и называет их по имени и фамилии и называет национальность ребёнка:
Ани Амбарян, армянка
Рита Топчу, молдаванка
Абдурахим Раджабов, узбек
Ева Погодина, русская
Воспитатель: «Все дети имеют равные права независимо от их расы, цвета кожи, пола, языка, религии»
Закрепляет свои слова просмотром мультфильма «Азбука права 1 часть»
После чего предлагает детям сделать коллективную аппликацию «Дети всей Земли». Дети приклеивают изображения детей разной национальности вокруг земного шара и звучит песня «Дружат дети всей Земли» Слова В.Викторова Музыка Д.Львова
Шире круг, шире круг, Музыка зовёт Всех друзей, всех подруг В шумный хоровод!
Шире круг, шире круг, Музыка зовёт Всех друзей, всех подруг В шумный хоровод!
Дружат пчёлка и цветок, Дружат лист и мотылёк, Дружат реки и леса, Дружат в хоре голоса.
Шире круг, шире круг, Музыка зовёт Всех друзей, всех подруг В шумный хоровод!
Шире круг, шире круг, Музыка зовёт Всех друзей, всех подруг В шумный хоровод!
Дружат птицы в вышине, Дружат рыбы в глубине, Дружит с небом океан, Дружат люди разных стран.
Шире круг, шире круг, Музыка зовёт Всех друзей, всех подруг В шумный хоровод!
Шире круг, шире круг, Музыка зовёт Всех друзей, всех подруг В шумный хоровод!
Дружат солнце и весна, Дружат звёзды и луна. Дружат в море корабли, Дружат дети всей земли!
Шире круг, шире круг, Музыка зовёт Всех друзей, всех подруг В шумный хоровод!
Шире круг, шире круг, Музыка зовёт Всех друзей, всех подруг В шумный хоровод!
|