Сидоркина Наталья Анатольевна. Эмоции человека и особенности эмоционального развития детей

Эмоции человека и особенности эмоционального развития детей

Эмоциональная сфера и ее регуляция являются важнейшим аспектом всей жизнедеятельности человека, ведь именно в эмоциях и чувствах отражается реальная действительность, облаченная в форму переживаний. Эмоциональная сфера человека представляет собой совокупность различных форм переживаний чувств, которые включают в себя не только эмоции, но и настроения, аффекты, различные стрессы.

Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) – это состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся, прежде всего, в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей.

В психологической науке эмоции рассматриваются с точки зрения процессов, в которых отражается индивидуальная оценка и значимость для личности всего спектра внутренних и внешних ситуаций в форме различных переживаний.

 Скачать конспект

В настоящее время не существует единой, общепринятой классификации эмоций. Каждая из существующих классификаций берет за основу какой-либо признак, на основании которого эмоциональные явления объединяются в особые группы и отделяются от смежных групп. В качестве такого признака могут выступать механизмы возникновения различных эмоциональных реакций, их интенсивность, устойчивость, влияние на деятельность человека и т. п.

Советский психолог Б. И. Додонов, являясь представителем деятельностного подхода, рассматривал эмоции в их непосредственной связи с потребностями личности. На этом основании он выделял десять типов основных ценностных эмоций (Приложение А). Однако, как предполагал исследователь, на определенном этапе жизнедеятельности человека любая из этих эмоций может отделяться от потребности, которая лежала в основе формирования данной эмоции, и становится самоценной для человека – важен не конкретный результат деятельности, а возможность испытать определенную эмоцию. Данная классификация позволила Б. И. Додонову сформулировать новое понятие «эмоциональная направленность личности», которая определяется преобладаем какого-либо типа ценностных эмоций в психической структуре индивида, которые, в свою очередь, выступают в качестве системообразующих факторов не только поведения, но и всей психики человека.

По определению Л. В. Куликова эмоция «это процесс, соединяющий в себе две основные функции психики – функции отражения и регулирования. Эмоции выступают формой организации одновременно внутренней (психической) активности индивида и его внешней активности – поведения и деятельности». Все эмоции Л. В. Куликов делит на три группы: активационные, тензионные и самооценочные (Приложение Б). В данном случае речь идет не об общей классификации эмоциональных явлений, а об объединении их в определенные группы на основании различных признаков, например, интенсивности, причины появления, устойчивости, влиянии на поведение индивида и т. д.

С. Л. Рубинштейн предлагал классифицировать эмоциональные явления по степени их осознанности и предметности. Поэтому он выделял следующие уровни эмоциональной сферы:

  • первый уровень – это уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Механизм формирования эмоций данного порядка кроется в сфере органических потребностей человека и отражается в проявлении удовольствия или неудовольствия. Эмоциональные реакции первого уровня могут быть как местного характера (отдельные ощущения), так и общего (общее самочувствие), не связанного с конкретным предметом
  • второй уровень – предметные чувства (эмоции). На этом уровне чувства начинают дифференцироваться на интеллектуальные, моральные и эстетические, в зависимости от той предметной сферы, к которой относятся (например, восхищение одними предметами или людьми и отвращение к другим)
  • третий уровень – наиболее обобщенные чувства, аналогичные уровню отвлеченного мышления: С. Л. Рубинштейн определил их как «мировоззренческие чувства». Чаще всего эти эмоциональные реакции выражают общие мировоззренческие установки личности (чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического и т. д.).

Американский психолог У. Джемс выдвинул «периферическую» теорию эмоций, основанную на том, что эмоции связаны с определенными физиологическими реакциями. У. Джемс, исходя из своего понимания механизма возникновения эмоций, видел причину разнообразия эмоциональных реакций в бесчисленности рефлекторных актов, возникающих под влиянием внешних объектов и немедленно осознаваемых нами. Поскольку в рефлекторном акте нет ничего неизменного, абсолютного, и рефлекторные действия могут варьировать до бесконечности, то варьируют до бесконечности и психические отражения этих физиологических изменений, то есть эмоции. Таким образом, он выделяет следующие эмоции: гнев, любовь, радость, стыд, страх, ненависть, любопытство, печаль, ярость, ужас, удовольствие, восхищение.

В. К. Вилюнас делит эмоции на две фундаментальные группы: ведущие и ситуативные (производные от первых). В первую группу входят эмоции, которые порождаются специфическими механизмами потребностей и непосредственно окрашивают предметы, к ним относящиеся. Возникновение этих переживаний, как правило, обусловлено обострением некоторой потребности и отражением соответствующего ей предмета. Эти переживания предшествуют соответствующей деятельности, побуждают к ней и отвечают за ее общую направленность. Ведущими эти эмоции являются потому, что, по мнению автора, в значительной степени определяют направленность остальных эмоций.

Вторая группа – это ситуативные эмоции, которые порождаются универсальными механизмами мотивации и направлены на обстоятельства, которые опосредуют удовлетворение каких-либо потребностей. Их возникновение возможно только при наличии ведущей эмоции, то есть в процессе внешней или внутренней деятельности. Ситуативные эмоции выражают мотивационную значимость тех условий, которые благоприятствуют ее осуществлению или затрудняют ее (страх, гнев), конкретные достижения в ней (радость, огорчение), сложившиеся или возможные ситуации и т. д. Производные эмоции объединяются на основании их обусловленности ситуацией и деятельностью субъекта и зависимости от ведущих эмоциональных явлений. Ведущие эмоции показывают субъекту значимость самого предмета потребности, а производные эмоции выполняют эту же функцию по отношению к ситуации, то есть условиям удовлетворения потребности.

Сторонники дискретной модели эмоциональной сферы человека делят все эмоции на первичные (базисные) и вторичные, однако разные исследователи выделяют разное число первичных эмоций.

Так, П. Экман выделяет шесть базисных эмоций: гнев, страх, отвращение, удивление, печаль и радость. С точки зрения Р. Плутчика, существует восемь первичных эмоций, объединенных попарно и связанных с определенным действием:

  • разрушение (гнев) – защита (страх)
  • принятие (одобрение) – отвержение (отвращение)
  • воспроизведение (радость) – лишение (уныние)
  • исследование (ожидание) – ориентация (удивление).

В классификации К. Изарда присутствует десять базовых эмоций: радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд (смущение), вина, удивление, интерес. В основе данной классификации лежит несколько основных положений:

  • каждая из базовых эмоций обладает уникальными функциями мотивации и имеет специфическую форму переживания
  • фундаментальные эмоции переживаются каждым конкретным человеком по-разному и оказывают различное влияние на поведение человека и его когнитивную сферу
  • эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами, с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние
  • в свою очередь, драйвы, гомеостатические, перцептивные, когнитивные и моторные процессы влияют на протекание эмоционального процесса.

С точки зрения теории К. Изарда, эмоции являются сложным процессом, который включает в себя ряд аспектов: нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживательные, поэтому эмоция – это система, организованная, как правило, иерерхически, вследствие лежащих в их основе врожденных механизмов.

Фундаментальные (базовые) эмоции обладают рядом специфических признаков:

  • всегда имеют отчетливые и специфические нервные субстраты
  • проявляют себя в мимике
  • сопровождаются отчетливым и специфическим переживанием, осознаваемым человеком
  • возникают в результате эволюционно-биологических процессов
  • оказывают организующее и мотивирующее влияние на человека, служат его адаптации.

Как уже говорилось, К. Изард выделяет десять базовых эмоций – все остальные эмоциональные состояния, по его мнению, возникают на основе базовых, то есть являются производными или составными.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что, несмотря на множество различных классификаций эмоций, которые существуют в настоящее время в психологии, большинство из них опирается при выделении эмоций на причины их возникновения, направленность эмоциональных переживаний и их соответствие внешним проявлениям. В нашем исследовании эмоциональных комплексов у детей и методов их коррекции мы будем опираться на классификацию, предложенную К. Изардом, так как она представляется наиболее удобной для практических целей.

В жизни ребенка эмоции играют, пожалуй, самую значимую роль: любой ребенок более эмоционален, чем взрослый человек. С самого рождения у ребенка появляется целый комплекс эмоций, которые выражают как положительное, так и отрицательное отношение к происходящему вокруг него и внутри него самого: радость и гнев, страх и тревога, привязанность и доверие, удовлетворенность и раздражение и т. д. Эмоции, выражаемые детьми, — это сигнал для взрослых о том, что испытывает ребенок в настоящий момент, какие переживания его беспокоят, хорошо им или они испытывают дискомфорт и нуждаются в помощи и защите.

Эмоциональная сфера детей достаточно неустойчива, что обусловлено, в первую очередь, неразвитостью волевой сферы и недостаточностью жизненного опыта.

Опыт эмоционального реагирование и его развитие являются первичным, базовым механизмом эмоциональной регуляции действия, а также всей деятельности ребенка и субъективно обусловленной адаптации его поведения. Становление эмоционально-чувственного опыта, интеллектуальной сферы, а также процесс социализации начинается с развития эмоциональной сферы. Конечно, эмоциональные реакции человека являются природозаданными, но только в результате общения и целенаправленных психолого-педагогических влияний можно сформировать социально значимые механизмы эмоционального реагирования, которые были бы адекватны социальному стимулу эмоциональных реакций у ребенка.

В дошкольном возрасте дети уже в достаточной степени владеют способностью к выражению эмоций, поэтому наблюдаемая у них экспрессия какой-либо эмоции вовсе не означает, что они ее переживают. У них уже появляется предвосхищение (ожидание) каких-либо эмоций и это существенно влияет на их деятельность, мотивацию их поведения, вносит коррективы в их планы. Об опережающей коррекции эмоций у дошкольников писал А. В. Запорожец, отмечая, что данная коррекция основывается «на эмоциональном предвосхищении, предчувствии мыслимой, представляемой ситуации, которая может возникнуть в более или менее отдаленном будущем в результате предпринимаемых ребенком действий и оценки значения их последствий для себя самого, окружающих людей».

В дошкольном возрасте у детей постепенно развивается способность определять эмоциональные состояния окружающих. Данная проблема была подробно исследована А. М. Щетининой на детях 4-5 и 6-7 лет и на основании этих исследований выделены типы восприятия эмоций по экспрессии:

  • довербальный тип
  • диффузно-аморфный тип
  • диффузно-локальный тип
  • аналитический тип
  • синтетический тип
  • аналитико-синтетический тип.

Данные типы восприятия могут рассматриваться, по мнению автора, и в качестве различных уровней развития этого умения. Охарактеризуем кратко каждый из них.

Довербальный тип восприятия эмоций характеризуется тем, что эмоция еще не обозначается словами, поэтому ее опознание происходит через установление ребенком соответствия между выражением лица человека и каждой конкретной ситуацией.

При диффузно-аморфном типе восприятия ребенок уже называет эмоцию, но все же воспринимает ее слишком нечетко, поверхностно, так как составляющие элементы «эталона эмоции» им еще не дифференцированы.

Следующий этап – диффузно-локальный тип восприятия, при котором выражение эмоции воспринимается все еще поверхностно и глобально, но уже выделяются отдельные элементы экспрессии.

При аналитическом типе восприятия ребенок распознает эмоцию, выделяя отдельные элементы экспрессии – в большинстве случаев ребенок опирается на выражение лица (а не на позы).

Следующий уровень – это синтетический тип восприятия, для которого характерно целостно, обобщенное восприятие, а не поверхностное.

И, наконец, аналитико-синтетический тип – ребенок способен не только выделять элементы экспрессии, но и обобщать их.

У детей разного возраста эти типы восприятия эмоций представлены не одинаково. Как отмечает А. М. Щетинина, тип восприятия экспрессии зависит не только от возраста детей и накопленного ими опыта, но и от модальности эмоции. Например, в возрасте 4-5 лет страх и удивление опознаются детьми преимущественно по довербальному типу восприятия, а вот радость и грусть – по диффузно-аморфному. При опознании гнева ведущим для детей 4-5 лет становится диффузно-локальный тип. В возрасте 6-7 лет радость и грусть уже осознаются дошкольниками по аналитико-синтетическому признаку, а гнев – по аналитическому.

Необходимо отметить, что собственный эмоциональный отклик (эмпатия) проявляется детьми и 4-5, и 6-7 лет, как правило, только при восприятии эмоций грусти, страха и гнева. А вот восприятие иных эмоциональных состояний детьми данного возраста происходит часто только после подсказки взрослого.

Большинству детей 5-6-летнего возраста определение эмоций другого человека доступно по его речи. Однако иногда происходит задержка в развитии этого умения (например, у детей из неблагополучных семей), обусловленная формированием стабильных отрицательных эмоциональных переживаний, таких, как чувство неполноценности, тревога, страх. Как следствие, это приводит к уменьшению контактов в общении, а значит и к недостаточному опыту в восприятии эмоций окружающих. У этих детей также недостаточно развита эмпатия.

В дошкольном возрасте у детей уже завязываются дружеские отношения между сверстниками (хотя ясное понимание того, что такое дружба, пока еще отсутствует, так как понятия взаимность и доверительные отношения для детей этого возраста еще слишком сложные). С друзьями и посторонними людьми дошкольники ведут себя по-разному, некоторые 4-5-летние дети уже способны поддерживать тесные дружеские отношения в течение достаточно долгого времени.

Таким образом, эмоциональное мироощущение ребенка – это выражение субъективного переживания, его интенсивности и глубины, зрелости эмоций и чувств в целом. Эмоциональный опыт ребенка, то есть опыт его переживаний, может иметь как позитивную, так и негативную окрашенность, что оказывает непосредственное влияние на его актуальное самочувствие. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Нарушение эмоционального баланса способствует возникновению эмоциональных комплексов, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов.

Просмотров: 542
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Карелина Александра Николаевна. Открытое занятие «Чувства и эмоции. Мой гнев»
  • Степаненко Наталья Михайловна. Статья 'Мир эмоций дошкольника. Как сделать его ярче?'
  • Золотухина Наталья. Коррекционно – развивающее занятие на развитие понимания эмоциональных состояний. Тема «В мире эмоций»
  • Пивнева Виктория Сергеевна. Лэпбук «Эмоции» для детей старшего дошкольного возраста
  • Татьяна Владимировна Лимонова. «Театральная деятельность, как средство развития эмоций у детей дошкольного возраста»
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Мурсалимова Асель Сарсенбаевна. Открытое занятие театрального коллектива «Зеркало» - «Мимика, жесты, эмоции как выразительные средства актера»
  • Салмина Ольга Григорьевна Михальченко Екатерина Дмитриевна. Настенный лепбук «Наши эмоции и чувства»
  • Станевич Ольга Мизахатовна. Эмоции в дошкольном детстве
  • Алла Ивановна Будякова. Роль эмоций в развитии речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка»
  • Брык Галина Ивановна. Опыт работы: «Создание условий для возникновения у детей раннего возраста эмоционально — положительных состояний и обогащения их эмоциональных переживаний»
  • Данилова Светлана Андреевна. Конспект НОД «Такие разные эмоции»
  • Дубровская Татьяна Владимировна. ПРОЕКТ «СЛОВ НЕТ ОДНИ ЭМОЦИИ»
  • Кулешова Ольга Викторовна. «Волшебный мир театра: эмоции, творчество, развитие»
  • Мищенко Инна Васильевна. Конспект совместной музыкально-творческой деятельности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Тема: «Эмоции и настроения в звуках Осени»
  • Солдаткина Светлана Вениаминовна. Родительское собрание в старшей группе «Калейдоскоп эмоций» или «Развитие речи старших дошкольников»
  • Борзило Лилия Вениаминовна. Развивающая игра 'Путешествие в мир эмоций' Для детей 5-7 лет
  • Первякова Елена Владимировна. «Я и мое настроение». Тренинг для развития эмоций у детей старшего дошкольного возраста.
  • Матвеева Татьяна Алексеевна. «Волшебный полёт в город эмоций» интегрированное психолого-музыкальное занятие для детей подготовительной группы с задержкой психического развития
  • Поморцева Ольга Александровна. Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога «Наши эмоции».
  • Садыкова Татьяна Мухаметовна. Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «Путешествие в страну эмоций»
  • Марач Олеся Владимировна. Познавательно-исследовательская игра в старшей группе «Мир эмоций: Удивление»
  • Цобехия Анна Юрьевна. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
  • Вольф Оксана Александровна. Развитие эмоций через театрально-игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста
  • Насырова Светлана Анатольевна. Методическая разработка интегрированного занятия по психокоррекции эмоционального развития старших дошкольников на тему «Путешествие в страну эмоций»
  • Петухова Анна Анатольевна. Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Сказочный мир эмоций»
  • Бояршинова Валентина Александровна. ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема: «В городе эмоций»
  • Гаенко Марина Викторовна. Конспект ООД для подготовительной группы «Путешествие на Остров Эмоций»
  • Писарева Людмила Викторовна. Консультация для родителей «Развитие положительных эмоций в подвижной игре»
  • Павлова Валентина Михайловна. Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности «Поиск эмоций»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь