Станевич Ольга Мизахатовна. Эмоции в дошкольном детстве

Эмоции в дошкольном детстве

В нашей работе наблюдая за дошкольниками в детском саду за их деятельностью, общением между ними и взрослыми, можно сделать вывод, что мало по-настоящему веселых, активных, общительных, эмоционально отзывчивых детей.

По данным психологов, опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, весьма прочен и принимает характер установки. Отсутствие должного внимания к этому вопросу в современных программных документах для дошкольных образовательных учреждений ведет к тому, что педагоги выпускают его из поля зрения своей профессиональной деятельности или решают бессистемно.

 

Нельзя не отметить, что в последнее годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, тревожность. Дети меньше удивляются и восхищаются, реже сопереживают. Каждый вечер погружаясь в компьютерные игры, дети копируют своих агрессивных героев и подражают им. Все это серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом.

Неслучайно, одной из основных задач ФГОС ДО, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие.

Соответственно организованная педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии.

Осваивая социальную обусловленность эмоций, дети овладевают нормативными категориями, эталонами их проявления, что способствует начальному становлению эмоциональной культуры личности. Ребенок с развитыми эмоциями легче преодолевает эгоцентризм, лучше включается в учебно-познавательные ситуации, успешнее само реализуется в деятельности.

Педагогически организованное расширение эмоционального опыта детей важно осуществлять, учитывая выделенные в психологии механизмы воздействия на эмоциональную сферу личности дошкольников. К ним относятся краткие эмоциональные реакции, эмоциональная дифференциация, эмоциональная идентификация и эмоциональное обособление. (А. В. Запорожец, И.П. Воропаева, В.С. Мухина, Л.П. Стрелкова и др.). На основе этого предлагаются четыре основных направления в педагогической работе по эмоциональному развитию дошкольников.

  1. Развитие опыта эмоционального реагирования. В дошкольном возрасте эмоциональные реакции сопровождают ребенка в его восприятии окружающего мира, в его общении, служат откликом на поступки и действия людей. Это начальный этап в развитии эмоциональной отзывчивости, выразительности экспрессивных действий детей. Многие нарушения в эмоциональном развитии обусловлены именно неблагополучием эмоциональных откликов дошкольников на окружающее, нарушениями качества эмоционального реагирования. Вот почему так важно поддерживать и расширять у детей опыт адекватного эмоционального реагирования, яркость и выразительность эмоциональных реакций. (Сюда входит комплекс эмоционально-сенсорных игр).
  2. Развитие эмоциональной экспрессии. Согласно теории выразительных эмоций, каждой эмоции присуще свое моторное оформление, на котором отражается любой ее нюанс, получая специфическое внешнее индивидуально-личностное выражение. К моторным компонентам традиционно относят мимику (изменения в выражении лица), пантомимику (изменения позы, движения тела), жесты (движения рук), речевую интонацию (различные оттенки голоса и интонации). Применяют комплекс эмоционально-экспрессивных игр.
  3. Развитие представлений об эмоциях. Развитию представлений об эмоциях помогают яркие, субъективно окрашенные образы, которые остаются в памяти, входят в эмоциональную жизнь ребенка, становятся личностными регуляторами поведения и отношения к социальной жизни, необходимой подготовкой к проявлению эмпатии. (Основными средствами развития представлений об эмоциях служат детская художественная литература, фольклор, иллюстративный материал, серии картин, настольный театр, развивающие игры, а в среднем и старшем дошкольном возрасте – когнитивные схемы эмоций.)
  4. Овладение словесными обозначениями эмоций. Активизация словаря эмоциональной лексики. Это направление эмоционального развития детей предусматривает овладение словесными обозначениями эмоций, или «языком чувств».

При выборе средств и методов образовательной работы необходимо учитывать последовательность в усложнении форм эмоционального реагирования. Так, в младшем дошкольном возрасте педагогический инструментарий подбирается с ориентацией на развитие кратких эмоциональных реакций и эмоциональной дифференциации; в среднем дошкольном возрасте, помимо развития кратких эмоциональных реакций и эмоциональной дифференциации, педагогический инструментарий подбирается с ориентацией на развитие эмоциональной идентификации; в старшем дошкольном возрасте педагогический инструментарий подбирается с ориентацией на развитие всех форм эмоционального реагирования, включая и последнюю — развитие эмоционального обособления.

Подводя итог выше изложенному следует сказать, что комплексное использование средств и методов позволит организовать психолого-педагогическое сопровождение, направленное на то, чтобы индивидуальный подход к развитию эмоционального мира детей в дошкольном образовательном учреждении стал более эффективным.

Использованная литература:

  1. Н.Д. Денисова "Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет." Волгоград, 2014г
  2. Н.С. Ежкова "Эмоциональное развитие детей" Владос 2012г.
  3. Полное ФИО Станевич Ольга Мизахатовна
  4. Название (номер) учреждения МАДОУ детский сад №38
  5. Должность педагог-психолог
  6. Город (село, поселок) Республика Башкортостан. город Нефтекамск
  7. Название работы Статья " Эмоции в дошкольном детстве"
Просмотров: 522
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Калмакова Юлия Андреевна. Формирование компонентов социального и эмоционального интеллектов в среднем дошкольном возрасте методом проектов.
  • Реброва Ирина Васильевна. Развитие связной речи в старшем дошкольном возрасте с помощью словесных игр
  • Носкова Екатерина Геннадьевна. Особенности развития словесного творчества детей в старшем дошкольном возрасте
  • Теницкая Наталья Владимировна. «РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ И О СЕБЕ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Лелекова Татьяна Владимировна. Одной из главных задач коллектива дошкольного учреждения является укрепление физического здоровья, обеспечение психического и эмоционального благополучия дошкольников.
  • Насырова Светлана Анатольевна. Методическая разработка интегрированного занятия по психокоррекции эмоционального развития старших дошкольников на тему «Путешествие в страну эмоций»
  • Горшкова Екатерина Михайловна. Развитие эмоционального мира дошкольников через специальные игры и упражнения.
  • Имамутдинова Алсу Шафиулловна. Статья «Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте»
  • Сидоркина Наталья Анатольевна. Эмоции человека и особенности эмоционального развития детей
  • Сигаева Нэля Викторовна. Развитие творческого воображения и эмоционального благополучия детей (из опыта работы)
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Ярошенко О.А.. Педагогический опыт на тему: «Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте»
  • Исаева Ольга Сергеевна. Физическое воспитание дошкольников. Социально-педагогическая значимость физического воспитания в дошкольном возрасте.
  • Неля Логвиненко. Познавательная деятельность детей в старшем дошкольном возрасте.
  • Ольга Косинова. Влияние воображения на развитие творческих способностей в дошкольном возрасте
  • Кутовая Дарья Викторовна Кривчикова Александра Юрьевна. Особенности развития речи как высшего психического процесса у детей-близнецов в дошкольном возрасте
  • Стовпец Елена Анатольевна. Методическая статья - Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда людей различных профессий в старшем дошкольном возрасте
  • Иоша Алла Степановна. Развитие речи в дошкольном возрасте посредством игровой деятельности.
  • Кабаева Юлия Алексеевна, Ганичева Ирина Александровна. Особенности развития когнитивной сферы в старшем дошкольном возрасте
  • Серобабина Ольга Юрьевна. Значение развития тонкой моторики рук в дошкольном возрасте
  • Ольга Викторовна Калиниченко. Развитие речи в дошкольном возрасте: этапы, типичные проблемы, упражнения.
  • Дзисюк Виктория Фаритовна. Программа 'Профилактика нарушений чтения и письма в старшем дошкольном возрасте' в условия ФГОС
  • Синьва Наля Григорьевна. Дидактическая игра как средство развития и коррекции речи у детей в дошкольном возрасте
  • Галина Михайловна Горшунова. Современные технологии в формировании элементарных математических представлений в среднем дошкольном возрасте
  • Михайлова Оксана Григорьевна. Развитие самосознания в дошкольном возрасте.
  • Дёмина Ирина Львовна. Воспитание доброго отношения к окружающим в младшем дошкольном возрасте
  • Люфт Елена Юрьевна. Музейно-образовательная деятельность в ДОУ как средство развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.
  • Макеева Марина Олеговна. Развитие фонематических процессов в дошкольном возрасте
  • Щипакина Анна Александровна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
  • Екатерина Потякина. Показатели развития общения со сверстниками в дошкольном возрасте



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь